За бесстрашие людей, кто не боится любить

Людмила Корина

Слышать музыку внутри себя.Песня сама тебя несёт

Мой портрет кисти П.Ф. Глобы 1978г

По профессии я переводчик. Но уже в середине институтской учёбы в Ленинграде «облучилась» мощным энергетическим зарядом, который шёл от театра Товстоногова и открытий в киноискусстве конца 50х - Калатозова и Урусевского. Мои устремления с тех пор были направлены к творчеству.

Жизнь долго не позволяла мне выйти за пределы профессии, но в общении с людьми искусства, русского и зарубежного, шло накопление жизненных впечатлений - я работала как переводчик на совместных кинопроектах с Данелия, Дзаваттини, Де Сика, Мастроянни, как ассистент режиссёра на съёмках фильма «Странные люди» с Шукшиным.

В 88м произошла встреча с Юлией Солнцевой. Она что-то почувствовала во мне, спросив, думаю ли я о результате, о реализации того, что накоплено. То, что другой увидит в тебе, назовёт - то в тебе отзовётся.

С конца 70х живу в Италии (Генуе) и в Москве. У человека должны быть другие берега - это обострило чувство родины, дало простор для осмысления жизни.

С начала 90х я стала писать стихи. Они тяготели к музыке, стали песнями и романсами, звучали на радио в моих литературно-музыкальных композициях.

Мои рассказы о встречах с выдающимися людьми «Розовый дом» были прочитаны на радио и затем изданы в книге. 90е годы - десять лет радиотеатра Людмилы Кориной.

На сайте представлены несколько рассказов, которые со временем будут обновляться.
2008

ПЕСНИ

Генуя, май 90го года. Из моего окна-балкона вид на знаменитый Генуэзский маяк. Свет полупрозрачный, как туман, космический, он окрашивает предметы, делает их таинственными. Я начинаю слышать голоса. До этого я никогда не пела и не писала стихов. Что это? Энергия ностальгии? Стали пробиваться первые строчки. Прислушиваюсь к себе. Стихи будто сами выпевались. Выпевались, а потом они оказались песнями...

Мои стихи и песни - это главные звуки прожитого, это внезапное счастье, которое меня не отпускает. Человек поёт для себя, и чтобы его услышали. Мой лирический герой - не портрет отдельной личности, а поэтическая грёза о нём. Италии мало в моих стихах - в них всё русское, по теме и по духу. Цикл романсов созданный в Москве в 90-е годы мной и группой музыкантов, был записан и вышел в двух виниловых пластинках в 91-м и 94-м годах (редактор Глеб Скороходов), и звучал на радио в моих рассказах и композициях.

Сначала песни на мои стихи пели профессиональные певцы и мелодии к ним писали композиторы Степан Соснин и Владимир Багров. А в марте 92 года я встретилась с певцом Юлием Слободкиным. Встретились с Юлием и стали петь дуэтом. Он бережно повёл меня в нашем творческом вальсе. Слободкин создаёт образ моего лирического героя, поёт легко, потому что за этим стоят мастерство и талант. В середине 90х я записала цикл романсов на мои стихи и мелодии в сольном исполнении.

Я благодарно помню всех тех кто участвовал в создании песенного цикла. А именно: Г.Cкороходов, Ст.Соснин, Вл.Багров, Е.Андрианов, С.Климашин, Б.Рощин, В.Корчагин, Т.Cиницина, Ю.Слободкин, В.Бутина, Е.Лепнёва, В.Дубовицкий, А.Новиков, И.Хазанов, Н.Перегудов.

Мы спели песни, которые дарим людям. Любовь не материальна, но она держит людей.Самая важная выразительность, которая идёт от сердца. Они почувствуют любовь, которая наполняла нас...

23.1.95 10 ноября 94го  на вечере в ЦДРИ - встреча с писателем Леонидом Бородиным. Оделась в синее -брючки,  свитер,  берет. Приглашал сам, довольно настойчиво. Позже узнала - готовился к серьёзной операции и, похоже,  с жизнью и друзьями прощался. Снимала довольно много на видео. С видеокамерой и его младшая дочь Оля - милая круглолицая брюнетка, студентка химфака. Старшая улыбчивая Лена Кудимова( по профессии медсестра, его дочь от первого брака, работает наборщицей в редакции), пришла с мужем. Она помогала готовить бутерброды для намечавшегося приёма. Ко мне сразу подошёл муж секретаря Тани - Володя Питюков. Узнав  меня, представился - он давно любит мои романсы.

После официальной встречи, где выступали друзья писателя И.Р.Шафаревич и Владимир Осипов, сидевшие в каминном зале лицом к публике, как в президиуме, ко мне подошла Светлана - из редакции “Москвы»,сказала вдруг :”Таня знает, что вы любите Бородина ?”
Я  выдержала паузу, увидев её смущение от такой промашки - мы имели в виду разных Тань - Синицину и Питюкову.  Хотелось сказать :”Что обо мне говорить...главное, чтобы никто не догадался, что он  меня любит”.Одна женщина в зале (публики было человек 30-40)узнала меня по радиопередачам :”Так вот вы какая... ”

Застолье удалось( у меня сохранилась видеозапись этого вечера) - актёр Владимир Заманский хорошо пел “По диким степям Забайкалья”.Л.И. стоял рядом со мной, мы спокойно переговаривались, потом он даже лихо “сбацал “коробочку” на рояле. Снимала на видео. Ушла, спокойно простившись, когда стали уходить первые гости. Певец из зарубежья(Австралии) Шахматов хорошо говорил о Бородине , не пел, уходя, со мной тепло простился. Говорила я плохо, очень волновалась, и жалею, что не  промолчала.

Представил он меня и редакторшу из “Юности” как помощников в доступе к читательской и радио- аудитории, и за то  благодарил. Этот театр был мне в напряг, но я свою роль отыграла соответственно  высокому доверию и расположению пригласившего - как положено. Разве что готовясь к серьёзной операции, он чуток отпустил вожжи, в которых себя крепко держит.
 
На вечере в ЦДРИ не нужно было высовываться и что-то мямлить. И ему следовало молчать и не называть меня по своей больничной беде. Несмотря ни на что – молчать. На моё предложение сделать шаг навстречу и общаться - вошёл в ступор воображаемых последствий.
 
Короткие встречи с Л.И.(пишу я в духе Миллера-Нагибина) на людях, в его кабинете, с его извечной закрытостью... Какая каторга  были эти редкие приходы при редакционной суете и  несвободе общения, его редких репликах, ревнивых взглядах сотрудников. Только Танечка П. внесла живую радость в мои приходы в редакцию.
Я одевала его в изысканные одежды своих чувств, но был и пакет одежды летней, привезённый ему в подарок. Из него мне осталась простая голубая рубашка. Я не решилась её подарить, и она долго согревала меня тем летом. Жаль, что чувства нельзя длить, а вещи носить бесконечно.19.7.94
 
Какие странные краски жизни моей - страшной сказки - там грозы розовые, голубая боль. Всё про любовь.
 
Запахи леса и шум прибоя. Домик из слов дал приют нам двоим.
Мы просыпаться себе не позволим. И разбудить не дадим другим.
( посвящение на моей книжке, подаренной емy, этот вариант я выбрала из возможных и yже надписанных 60ти, в нём мотив, использованный затем в”Разлуке”).
 
Что я увидела на двух его фотографиях в книжках «Юности», чем они меня поразили ?Ему фотограф сказал -смотрите прямо, и всё. Так он никогда не смотрит в жизни. Самая верная фотография - третья, другая, из “Юности” 89года, где рассказы.
Внутренне напряжённый, весь в своём, как сдерживаемая пружина. Остаётся только дорисовать фигуру худощавого мужчины среднего роста. При встрече и особенно на первых кадрах, снятых мной на видео, его лицо меня поразило.

Памятником мученичества всех времён и народов я назвала его себе. Каково было моей летящей  светлой песне, моей душе, принять  это !Слово красивый в романсе возникло от контраста первого впечатления серой безжизненности и красок жизни -загара на лице и руках в начале лета 91го, проступивших  благородных чертах лица, случайной естественности общения, которую он обычно прячет.
 
Я, как Апполинария Суслова Розанову, загадала много загадок Л.И. Как он теперь? Найдёт ли силы выбраться из болезни ?Шафаревичу несёт каждую строчку, тот его высоко ставит, выступая по тв, на радио, как большого поэта.

Поместила старый стих из его сборника в свою композицию.(“Она однажды меня спросила, глаза от солнца прикрыв рукой: “Вот птица в небо взмывает –какою силой, какою страстью, мечтой какой?”) На встрече в ЦДЛ вспоминал Владимирскую тюрьму 60х  как дом творчества. Тогда палитра жизни по памяти прожитых лет была другая.

Наш концерт  в редакции прошёл  легко, ненатужно. Портрету заказали раму – киноконцертную программу. Певец аж соловьём разлился – герой стонал и  тихо злился. Нет, он был дома.Его замиху Шугаеву  о нас не предупредили,   она мешала.
Потом  он смотрит мои видеозаписи концерта –   спокойно,  двери прикрыты, меняются сотрудники - слушатели. Порой их мало.  Шугаева  их процеживала, придерживала, чтобы продолжали свою нудную работу в понедельник.
 
Уезжаю. Ишь ты, неутомимая. Ну, отдохни, родимая. Как на галере побывала. Прощался с публикой, с друзьями. Успел увидеть на плёнке мой дом, музыкантов, певцов, послушать рассказы «Розового дома» – как я умею любить и помнить. Не покачнулся, «космической» беды не случилось. Узнала – кризис миновал. Но который день я не могу подняться, встать с постели. Л.И.: Захаживайте Людмила Сергеевна, захаживайте.- Приду, приду.

Господи, помоги   ему выжить...
 
Близится день памяти Леонида Ивановича(14.4.38-23.11.11)-пятилетие.Похоронен вблизи дороги на Сергиев Посад, недалеко от своей дачки. От Троекуровского кладбища семья отказалась или надо было платить?Хоронили по православному обряду -семья, коллеги, почитатели таланта.  Спасибо журналистке из Киева  Елене Сальниковой-она фотографировала и всё подробно описала. Я потом пересказала Тане Синицыной - мы с ней будто на похоронах побывали.
 
…Год 94й был трудным – а были лёгкие годы в моей жизни? То, что длилось четыре года, было счастьем, творчеством - даром судьбы. Инерция творчества длилась – я нашла себя в работе на радио, став исполнителем и автором рассказов на своём материале и инсценировок прозы Бородина и повестей Тургенева.

Леонид Иванович написал рассказ и повесть, в них след наших непростых отношений, по его выражению –«помешался на почве поздней любви».Пытаясь сопротивляться своему чувству, немало усугубил  уже разрушенное каторгой здоровье. В ноябре 94 го, собираясь лечь на операцию сосудов ног, на вечере в ЦДРИ, представил меня друзьям, сослуживцам и немногочисленной публике, собравшейся в каминном зале, но  как –то невнятно. Этот молчун  откровенно написал в рассказе и  повести о своих страданиях. Но лучше бы он молчал. Сейчас он поправляется и вернётся к работе.
 
В”Странных людях”Шукшин ввёл себя в кадр фотографией.
В инсценировке “Года чуда и печали”  в предисловии инсценировки я воплотилась в девочку из повести Бородина, голосом, подснежником своих детских воспоминаний, а на сайте, предваряя рассказ, поместила свою фотографию девочки-подростка.
Способностью любить с детства и на всю жизнь обладала не девочка его повести, а мальчик.

…Читаю чудную книгу Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиновой "Воспоминание о будущем", её дневник на протяжении долгой жизни. Так много общего в наших судьбах! Сколько светлых мыслей, доброта, культура!  Пишет: “Надо петь с физическим наслаждением от самого процесса, чувствуя свободу звука. Надо уходить в публичное одиночество, видеть и ощущать то, что поёшь, а главное – слышать музыку внутри себя. Песня как бы сама тебя несёт”.

Её голос ломали преподаватели, после чего не всё вернулось, что она умела делать бессознательно. Когда жизнь её особо испытывала, она замолкала, как птица. Однажды Татьяна Ивановна произнесла прекрасный тост :“За бесстрашных людей, которые не боятся воскресать, хотя были раздавлены, не боятся жить дальше – а ведь нет никакого расчёта на счастье”. Она пишет :” Для пения надо влюбиться, тогда оно озарится живым волнением, возвысит душу”.

Синицыной Тане
Дорогая Танечка, пишу тебе в день светлого праздника-Рождества Христова, поздравляю тебя с ним!
Позавчера позвонила в редакцию  “Москвы” секретарю Тане Питюковой. Узнала – Л.И. поправляется, уже встаёт.

Вспоминаю, как на Пасху 93г поздравила Юлия, в студии перед записью мы похристосовались, и он так вдохновенно без репетиций, с листа спел «Русский романс» Соснина, что стало очевидно –это  неповторимо. Потом вместе с тремя музыкантами спел для меня «Гимн любви»…и моя душа откликалась им ответно. Душа человека наиболее полно выражается в пении. На твой день рождения буду в Москве. Пусть длится и радует людей твой певицин –Синицын путь!6.1.95 Генуя
http://radioteatr.su

Или Романсы на стихи Людмилы Кориной НА ЗАВАЛИНКЕ

Людмила Корина  20.11.16 Генуя


Рецензии
Столько интересных людей!
А П.Ф.Глоба - это Павел Глоба?

Рияд Рязанов   03.06.2018 04:16     Заявить о нарушении
Павел Филиппович Глоба -отец астролога Павла Павловича. В списке моих рассказов к Столетию художника П.Ф.Глобы посвящены три рассказа1,2,3.Там всё ясно- кто есть кто -в начале работы над моими портретами в 77м незабвенному Павлу Филипповичу 58лет, мне 38, Павлику 18. Дату рождения 15.8.58 он переиначил, чтобы не расшифровывали его характер. В этом году его юбилей-60летие.Читайте рассказы, там портретП.Ф. и ещё моих два портрета.На моём сайте www.radioteatr.su вас может заинтересовать многое, включая рассказ о сыне, отце и одной доброй фее.Привет
Людмила Сергеевна. Генуя 3.6.18

Людмила Корина   03.06.2018 05:56   Заявить о нарушении