65. Всеволод Костюк. Молодёжь и убеждённость

Для современного читателя будет полезно окунуться в атмосферу, воздухом которой дышал Сева Костюк и не хотел дышать Толя Бурштейн.

Почитайте, это полезно. Узнаете, какие схоластические идеи проповедовали комсомольские деятели того времени и как далеки они были от подлинных проблем нашей жизни.

Она длинная, эта статья Севы Костюка , но я приведу её целиком, – это типичный образец «литературы», предназначенной для промывания мозгов молодёжи. На самом деле, такие статьи молодёжь не читала. Идиотов всё-таки не было.

Нет худшего заблуждения, чем чрезмерная уверенность в автоматическом действии идей марксизма-ленинизма, в том, что достаточно издать массовым тиражом марксистско-ленинскую литературу, популярные брошюры, организовать работу политкружков, философских методологических семинаров, сделать серию публичных выступлений лекторов, агитаторов, как всё население глубоко освоит марксистско-ленинское учение, и коммунистическая идеология станет руководить их действиями и поступками.
Главное место у нас отводится политическому просвещению – это нужно. Но политическая грамотность ещё не означает идейной убеждённости. Можно привести массу примеров, когда люди посещают кружки, сдают кандидатские минимумы по истории партии и философии, широко осведомлены в вопросах нашей внутренней и международной политики, но убеждённость их остаётся на уровне рядового обывателя. В остро конфликтных ситуациях, когда от человека требуется высокая политическая грамотность и принципиальность, они проявляют себя или индифферентно, или как приспособленцы. Было бы большой ошибкой недооценивать такие случаи.

К сожалению, вплоть до последнего времени мы не имели надёжного инструмента для зондажа общественного мнения, исследования мировоззрения как отдельной личности, так и различных слоёв нашего общества. Таким инструментом являются конкретно – социологические исследования.

Они должны стать каналом обратной связи между массами и общественно-политическими организациями, которым принадлежит важнейшая роль в формировании общественного мнения и коммунистическом воспитании.

Идеологическая работа не может вестись на «массу вообще». Она требует дифференцированного подхода к различным социальным слоям, различным психологическим типам.

Политическое образование – необходимый составной, очень важный элемент воспитания коммунистической убеждённости, но не единственный. Настоящая преданность идеям воспитывается участием в конкретных делах, участием в общественно-политической и экономической жизни страны. Это вполне понятно, так как коммунистическая идеология предполагает воспитание человека – гражданина, творца.

В связи с этим очень важен вопрос о самодеятельности молодёжи. Дальнейшее развитие инициативы комсомольских организаций немыслимо без расширения юридических прав комсомола, укрепления его материальной базы. Почему так успешно проводятся силами нашей молодёжи, комсомольцев физико-математические, химические олимпиады, летние строительные работы студентов? Почему растут, как грибы, молодёжные клубы по интересам? Почему возникла и успешно работает при райкоме комсомола хозрасчётная организация – научно-производственное объединение «Факел», которая уже сейчас выполняет около 50 хоздоговорных работ на сумму свыше 500 тыс. рублей? Почему, наконец, одним из активнейших отрядов советской молодёжи является студенчество?

Да потому, что во всех вышеперечисленных случаях молодёжь имела большую самостоятельность, и её инициатива заключалась не только в выдвижении предложений, но и в реализации своих идей в жизнь. Больше всего развито самоуправление в среде студенчества. Поэтому понятна его социальная активность.

Самостоятельность вовсе не означает противопоставления себя старшим товарищам, конфликт поколений и т.п. Но вот в научно-исследовательских учреждениях, где очень жёсткая административная структура, где сильно влияние научных авторитетов, общественная жизнь молодёжи далеко не бьёт ключом.

Зачастую привыкли смотреть на комсомольцев, как на «зелёную молодёжь», забывая, что в 20 лет человек уже взрослый, что в годы гражданской войны в 20 лет командовали армиями и фронтами (Тухачевский, Уборевич), становились начальниками главков, секретарями райкомов партии.

Жизнь настоятельно требует расширения сфер влияния комсомольских организаций. Опыт показывает, что если молодёжи предоставлена возможность решать крупные задачи, она через решение этих задач, осмысливает марксистскую идеологию и формирует марксистское мировоззрение.

Студенческие строительные бригады участвуют в создании материально-технической базы коммунизма, способствуют развитию производительных сил Сибири, Дальнего Востока, устранению противоречий между городом и деревней, несут культуру в массы.

Участие в работе НПО «Факел» потребовало от ребят углубления знаний по политэкономии, юриспруденции, более глубокого понимания Программы КПСС.
Деятельность клубов интернациональной дружбы способствует ознакомлению с опытом работы прогрессивных молодёжных организаций различных стран.

Через систему коллективных договоров комсомол на предприятиях защищает интересы молодёжи с способствует созданию благоприятных условий для работы, быта, отдыха, повышении общеобразовательных и профессиональных знаний, защищает права подростков.
В настоящее время каждый молодой человек, каждый комсомолец осмысливает своё место в обществе глубже, чем лет 10–20 назад. Проблема «личность и общество» становится одной из важнейших в общественной деятельности.

На передний план выходит развитие непосредственной демократии, форм общественного самоуправления.

В Центральном Комитете ВЛКСМ в настоящее время рассматривается вопрос о дальнейшем повышении роли комсомольских организаций, повышении их прав и обязанностей в связи с требованиями времени.

Одним из важных элементов коммунистического просвещения молодёжи является экономическая учёба. Хозяйственная реформа, проводимая в нашей стране, требует от многих людей, от масс экономических знаний.

Однако мы не должны переоценивать роль материального стимулирования на производстве. В настоящее время остро встала проблема разумного сочетания моральных и материальных стимулов труда. Этот вопрос глубоко идеологический, особенно для молодёжи. К сожалению, в научно-исследовательских институтах СО АН не принято как-то поощрять комсомольских активистов. Это глубокая ошибка, которая сдерживает инициативу, мешает работе райкома по закреплению кадров комсомольского актива.

Идеологическая работа с молодёжью требует высокой культуры, гибкости, чуткости и внимания, больших знаний, активных форм.

В коммунистическом просвещении молодёжи необходимо сосредоточивать внимание на современных проблемах и через их толкование углублять интерес к марксистско-ленинской теории. Молодёжь не терпит пустословия и фальши, но всегда готова взяться за большое и важное дело.

В. Костюк. Секретарь Советского райкома комсомола.

Прочли? Теперь Вам всё ясно? Сева Костюк, вроде бы, понимает, что «молодёжь не терпит пустословия и фальши», но сама статья представляет собой наглядный пример наукообразия и пустословия.

Наверное, вам понятно теперь, почему Анатолий Бурштейн категорически отказался от контроля райкомом комсомола своей деятельности. Он понимал, что работа клуба «Под интегралом» будет немедленно заформализована. В таком клубе Бурштейну было бы неинтересно и даже противно.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/20/355


Рецензии