75. Открытие выставки Павла Филонова

В начале августа началась подготовка экспозиции персональной выставки П.Н. Филонова, и 17 августа выставка открылась.

Даже в Ленинграде, где Филонов жил, работал, руководил группой учеников, называвшихся «Мастерами аналитического искусства» (МАИ), его творчество популярности не имело. Не было о нём статей в прессе, не было выставок с его участием ни в 30-е, ни в более позднее время вплоть до выставки в Новосибирском Академгородке.

Мы решились проводить эту выставку после многократных дискуссий. На наши выставки уже косо посматривали партийные органы, – видимо, их работникам уже кто-то растолковал кто такой Роберт Фальк и где провёл пять лет жизни дворянин Дмитрий Гриневич.

Тем не менее, взвесив все «за» и «против», мы единогласно решили выставку Филонова проводить. Его картины, отобранные Макаренко для выставки, уже давно находились в Доме учёных.

Вот-вот должен был выйти из печати и каталог, составленный Михаилом Яновичем по материалам (рукописи, дневники, документы), с которыми его ознакомила Евдокия Николаевна Глебова, сестра художника, у которой находилось всё наследие художника.

Это время оказалось непростым. Только что был уволен Владимир Иванович Немировский. Нового директора пока не было. Но особых трудностей мы не встретили. Дорожки были накатаны, подготовке к выставке никто не препятствовал.
Как мне припоминается, многие тогда считали, что наши выставки проводятся на основе коллекции Жигалко, хотя в его коллекции не было ни Фалька, ни Гриневича, ни Филонова.

О том, как эту выставку встретило сообщество художников Новосибирска в следующей главке расскажет известный искусствовед П.Д. Муратов, напечатавший в журнале «Искусство и жизнь» свои обширные исследования.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/20/391


Рецензии