77. Каталог вступительная статья
Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну. Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство». Он писал всегда людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы… Ка шёл рядом. Лился дождь.
…Филонов [2] писал пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобным лучу месяца бешенства [3] скорби…
Велимир Хлебников
Выставка, которую сегодня показывает гостям и зрителям Картинная галерея Сибирского отделения АН СССР, – особая выставка. На ней впервые за последние 35 лет экспонированы работы Павла Николаевича ФИЛОНОВА, одного из немногих замечательных мастеров, определяющих своим творчеством искусство ХХ-го века, поэта и исследователя, чьё творческое наследие с каждым годом всё больше привлекает внимание ценителей и знатоков искусства.
В течение многих лет его наследие было предметом яростных споров, противоположных, порою взаимоисключающих оценок.
Филонова определяли декадентом настоящего и классиком будущего, предтечей отдельных направлений западноевропейского и завершителем традиций древнерусского искусства.
Имя Филонова сопоставляли с именами Дюрера, Брейгеля, Босха, с именами известнейших художников ХХ века.
Филонова ценили и защищали Велемир Хлебников и Исаак Бродский, Владимир Маяковский и Борис Лавренёв, Дмитриев Кавказский и братья Бурлюки, Анатолий Луначарский и Алексей Кручёных, Всеволод Иванов и Павел Чистяков, Александр Головин и Николай Заболоцкий.
Воздавая должное его значимости в искусстве, ставили его в ряды наиболее почитаемых мастеров – Пауля клее, Василия Кандинского, Марка Шагала, экспрессионистов, сюрреалистов.
На нашей выставке может быть обозрена [4] лишь небольшая часть работ художника, хотя его творческое наследие складывается из более чем 300 картин и рисунков неоспоримого мастерства.
Выпестованный великой русской культурой, революционной культурой первого государства трудящихся, Филонов по праву входит в круг реформаторов искусства мира.
Творчеству Павла Николаевича Филонова ещё предстоит оказать влияние на современное искусство мира, и это несомненно. Но не как одному из «предтеч» модного в искусстве, а как мастеру нового русского искусства, знаменитого революционного искусства нашего века, плотью от плоти которого он является.
Умер П.Н. Филонов 1 декабря 1941 года от голода и болезни в блокадном Ленинграде. Ни при жизни художника, ни за 25-летие после его смерти, его произведения не были показаны на персональной выставке.
Воздавая должное памяти выдающегося соотечественника, активного участника Великой Октябрьской революции, бывшего солдата Второго полка Балтийской морской дивизии, Председателя солдатского съезда в городе Измаиле, а впоследствии Председателя Исполкома и Военно-революционного Комитета Придунайского края – Павла Николаевича Филонова, картинная галерея Сибирского отделения АН СССР организовала первую выставку произведений художника.
Наследие замечательного мастера русской национальной школы живописи должно стать известным советскому зрителю. И выставка наша тому начало.
Я допускаю возможность участия в подготовке Каталога искусствоведа Ильи Клейнера (он закончил как искусствовед, а затем стал художником). Он в это время помогал Михаилу Яновичу Макаренко как искусствовед.
На его сайте [5] я обнаружил такие слова о его роли в организации выставки Павла Филонова:
Весной 1968 года мы сделали первую выставку (посмертно) гениального русского художника Павла Филонова, на которой экспонировалось около 300 его живописных работ. Нами был издан каталог о жизни и творчестве этого удивительного основоположника "аналитического метода" тиражом в 300 экземпляров. Каталог сразу же стал бестселлером в нашем искусствознании. Я опубликовал очередную статью в печати «Мир Павла Филонова».
Здесь допущен ряд фактических ошибок:
– выставка Павла Филонова прошла не весной, а осенью,
– экспонировалось не триста работ Филонова, а чуть более ста,
– утверждение «мы сделали», мягко говоря, не соответствует действительности,
хотя я и не отрицаю возможности участия Ильи Клейнера в подготовке выставки, в частности, в создании каталога, хотя мне об этом известно только с его слов.
Я с ним разговаривал в апреле 2016 года по телефону. Он звонил мне из Потсдама (Германия), где сейчас живёт.
В те времена Илья иногда бывал у нас дома, как и его брат чтец Рафаил Клейнер (сейчас народный артист России). Их мать Нина Ильинична часто ходила вместе с Любочкой на концерты в Академгородке, и, вообще, они были подругами.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/20/450
--------------------------------------------------
1. Велимир Хлебников «Сборник московских мастеров». М., 1916.
2. У В. Хлебникова – «Художник».
3. Так в тексте Каталога. У В. Хлебникова – «бешенством»
4. Так в тексте.
5. Сайт «Художник Илья Клейнер»: http://www.ikleiner.ru/lib/smile/smile-0022.shtml
Свидетельство о публикации №216112000406