Премия умного телевидения

         
http://www.akrida.ru/articles/16606.html

14 ноября в Государственной Третьяковской галерее прошла VI Торжественная церемония вручения золотой медали имени Льва Николаева за вклад в просветительство, популяризацию достижений науки и культуры. Награда учреждена телекомпанией "Цивилизация" совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Лауреатами Золотой медали имени  Льва Николаева  2016-го года стали Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи,
Михаил Погосян, ректор МАИ (Национальный исследовательский университет),
Лейла Адамян,   главный акушер-гинеколог Российской Федерации, Дарья Златопольская, журналист и телеведущая, Татьяна Михалкова, президент Благотворительного фонда «Русский Силуэт».

Телекомпания «Цивилизации» это, несомненно, легенда. Началось все  с передачи «Очевидное-невероятное» в 1973 году. И эту передачу  с ведущим  Сергеем Капицей,  редактором Львом Николаевым никто до сих пор так и не превзошел, даже не приблизился к ней.
Это настоящий парадокс. «Умное телевидение» было создано в  самую настоящую тоталитарную эпоху. А закрылось это телевидение, вместе с передачей «Очевидное-невероятное», как раз в разгул  демократии, в разгул вседозволенности.  Вседозволенность  оказывается, нападает прежде всего на все умное, объективное и цивилизованное. И объявляет себя свободой и демократией. «Очевидное-невероятное»  бросали с канала на канал, давали эфир только в ночное время.  Потом утром, в обеденный перерыв. Так что в конце-концов, найти  эту программу  стало совершенно невозможно в сетке  телевидения.
С.П. Капица так говорил о закрытии своей программы «…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда. Поставили вопрос ребром. Циничными они были, молодёжь, которая пришла на телевидение. Новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.  Наша передача не была политизирована. Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне».

Это направление телевидения я называю «умным телевидением». И  создано оно было как раз  для того, чтобы защитить наше сознание, которым телевидение желает манипулировать. Как раз в эпоху демократии такая возможность появляется и используется. Это приводит к  невероятным, но очевидным результатам.
Вот наглядный случай. Казалось, что Дональд Трамп никогда не сможет стать президентом Америки,  это невероятно, но это случилось вопреки телевидению!
Теперь анализируют, пытаются  объяснить подобный феномен. А в России такое уже было. «Россия, ты одурела!» - воскликнули псевдоинтеллектуалы,  регулярно насаждавшиеся на  наших экранах, когда Россия, наконец, очнулась от  вакханалии, которую устроили безумные либералы. 
После всего этого хочется о Льве Николаеве, создателе, основателе кинокомпании «Цивилизация» узнать как можно больше.
В 1960 году Лев Николаевич  Николаев окончил физический факультет МГУ, в 1965 году аспирантуру. Занимался изучением озёр, работал в Лимнологическом институте Сибирского отделения Российской академии наук. В конце 50-х — начале 60-х годов работал сценаристом, оператором, режиссёром документального кино. Изучал киномонтаж на Мосфильме в группе Эльдара Рязанова. После окончания аспирантуры оставляет науку и посвящает себя кинодокументалистике.
С 1973 года работал на телевидении. Был редактором программ «Очевидное — невероятное», «Институт человека», затем руководителем и ведущим программ «Под знаком Пи», «Избранное», «Цивилизация». С 1984 года вел преподавательскую деятельность на высших курсах сценаристов и режиссёров Госкино. С 1990 года художественный и научный руководитель ТРК «Цивилизация». С 1995 года — художественный руководитель независимой Ассоциации научно-популярного и просветительского телевидения. С 2001 года — президент телекомпании «Цивилизация». С 1995 года — советник Генерального директора Общественного российского телевидения по научно-популярному вещанию, являлся художественным руководителем Ассоциации научно-популярного и просветительского телевидения.

Комплиментарность это и глупость. И  просто неумение анализировать. В этой премии нет комплиментарности. Есть анализ пути. Вместе с вполне  состоявшимися  людьми премию получают только наметившие свой путь. Легче всего учредить какую-нибудь премию и вручать ее каждый год начальству. И премии престижно и начальству. Но найти  новое, только  пробивающее себе дорогу, это гораздо сложнее. Когда премию  в прошлом горду вручали Марии Захаровой, журналисты переспрашивали друг друга, а кто это мол, такая. Теперь же Марию Захарову, не побоюсь сказать, знает весь мир. Ее брифинги передают онлайн, и это самое интересное, что есть сейчас на нашем телевидении.  Самое интересное не только среди международных программ, обозрений и ток-шоу, а вообще самое интересное. Настолько  глубокий и блестящий анализ международных событий проходит за этот час.  Настолько исчерпывающие ответы мы получаем на вопросы. И с гордостью понимаешь насколько смехотворны, непрофессиональны, тенденциозны  на этом фоне  брифинги американского Госдепа. 
Я вот  никогда не  попадал на передачу Дарьи Краснопольской. Это очень молодая телеведущая канала Культура. Но она совершенно справедливо в этом году получает премию и медаль имени Льва Николаева. И вручает ей эту премию Ирина Антонова, тоже обладательница этой премии. Разве можно их сравнить. Ирина Александровна получала за заслуги, за итог  работы, а Дарья Златопольская за начало пути.  Но что говорит Ирина Александровна при вручении. Это не какие-то пустые комплименты, от которых уже не

За это стоит всю эту церемонию транслировать в прямом эфире. Непонятно, почему ограничиваются только краткой информацией. Это блестящий анализ телевидения, его выразительных средств.  Когда профессиональный  искусствовед берется за свое дело, заслушаешься, оторваться невозможно. И в конце Ирина Александровна говорит: «Вы очень красивы! Я говорю это, как искусствовед».
Среди других премий и наград, эта премия, пожалуй, драгоценнее. И проходит она в  особой атмосфере.  В прошлом году премия вручалась в зале Микеланджело ГМИИ им. Пушкина. Среди  скульптур Буанаротти, и конечно, звучал орган, и сам зал, так удивительно напоминает капеллу Медичи. А в этом году в Третьяковской галерее, среди картин Врубеля. И после этих церемоний, поневоле приходит мысль, что все-таки  интеллектуальная элита  не растоптана, не выброшена  за борт, она существует, живет, хотя  и жизнь ее непроста и проходит  тайно, пока на экранах беснуется вседозволенность и безответственность.


Рецензии