под небом Конды
Богат Кондинский край кедрачом и столетними ельниками, ягодами и грибами, озерной, речной рыбой и лесным зверем. И нефтью, конечно. Если в 50-60-е годы на всю страну славились здешние леспромхозы, то в 1960 году были открыты первые месторождения черного золота Западной Сибири, а вскоре вырос молодой город Урай. Через весь район тянутся нити газопроводов.
А еще бережно хранит Конда свою многовековую историю. Когда-то тут процветало Вогульское княжество со столицей Карта-Ущ. В 1594 году казаки Ермака в бою взяли в плен князя Агая и увезли в Москву. Конда была присоединена к государству Российскому и в титуле московского князя Василия III добавились слова «князь Кондинский и Обдорский». Началась постепенная христианизация края. Но только в 1715 году принял крещение сам главный хранитель языческого святилища в Нахрачеевых юртах. Стали строиться первые церкви.
Вогулы (по-современному манси) жили ловлей рыбы, сбором дикоросов. У каждой семьи в лесу были построены деревянные карусы для хранения собранных ягод, а вывозили их уже по крепкому насту, по зимникам. Теперь эти старые обычаи уходят в прошлое.
А вот вогульские способы ловли рыбы живы и до сих пор. Рыбаки плетут корзины – морды для ловли рыбы. Строят на реке деревянные котцы – ловушки. Маленькая рыбешка проходит дальше по течению реки, а крупная задерживаются. Успевай вычерпывай!
Гордятся манси своими земляками, которые прославили Конду. Такими, как поэт Андрей Тарханов, имя которого присвоено библиотеке в поселке Междуреченском, районном центре края. Как кандидат филологических наук Евдокия Кузакова, москвичка, много сделавшая для сохранения мансийского языка. Она уроженка деревни Евра, которой и на карте давно нет.
Мне довелось несколько лет назад, в один из последних приездов нашей знаменитой землячки на свою малую родину (она умерла несколько лет назад, вечная память!), вместе с ней проехать на то место, где когда-то располагалась деревня Евра. Впечатления от той поездки незабываемы.
Вез нас тогда на своей машине Валерий Федорович Чейметов, тоже манси. В ту пору он жил еще в поселке Междуреченском. Но впоследствии сумел осуществить свою давнюю мечту: он поселился в Евре, построил домик, занялся рыбным промыслом.
Мы приехали туда, где когда-то была деревня. Она была признана неперспективной. Уходя, жители с болью в сердце сожгли свои дома.
Мы остановились у огромного поваленного дерева более полуметра в обхвате. Вот и все, что осталось от Евры и от священной заверованной лиственницы, которая охраняла деревню. Около нее еще три амбарчика для подарков богам когда-то стояли.
Евдокия Александровна рассказала мне, что, когда жгли деревню, лиственница не поддалась, не упала. Она еще долгие годы стояла немым укором, словно молящие
руки протягивая к небу.
А когда-то спешили к ней люди со всей округи, чтобы попросить об удаче на охоте, семейном счастье, здоровье детей. Тут молились Йивыр Най — богине Евры, и привязывали на ветви лиственницы ленточки и узелки с подношениями — платочками, бусами, шкурками зверей... И просьба, как правило, не оставалась без ответа.
Неподалеку от погибшего дерева поднимается молодая лиственница. А пока она набирает силу, люди, приходя на поклон к Евре, привязывают ленточки к ветвям огромного кедра.
Он стоит неподалеку. Четыре сросшихся снизу ствола поднимаются ввысь. И мы, все трое членов экспедиции, тоже с молитвой и благоговением привязали свои ленточки рядом с теми, что разноцветием вились на ветру со всех сторон раскидистого гиганта.
Потом постояли на берегу реки Евра у омута, где, по словам моих спутников, до 20 метров
глубина. А неподалеку в былые дни евринцы перегораживали речку для ловли рыбы и, прежде чем опустить последний кусок плетеного желья, приносили жертву речным богам — испрашивали удачного рыбного промысла, чтоб не голодали женщины и дети. Для этого резали петуха и его кровь спускали в воду Евры. Только после того, как боги принимали жертву, рыбаки ставили последний кусок желья. Те же, кто делал запор, – ныряльщики, поочередно грелись у костра и пили брагу.
Мы идем от одного воспоминания к другому, от одного ;двора; к другому. Вот тут жила тетка Лукерья — рыбачка и охотница. Одна месяцами промышляла в тайге, с топором за поясом шла на медведя. А во время войны она верховодила в рыболовецкой бригаде, а в бригаде — одни мальчишки-подростки, пацаны...
Заходит разговор еще об одном обычае: евринские манси- женихи невест себе брали из ;русского места; – обычно из Гаринского района Свердловской области.
Дорога на Урал шла через Евру, по тем территориям, где теперь расположены родовые угодья Чейметовых.
Туда мы и направились. Едем — и дорогу нам вдруг перебегает черный заяц. И с беленьким хвостиком. Летняя окраска.
Едем уже не так лихо, как по трассе. Лесные дороги обманчивы. Кажется, ровный песок, а тут за поворотом целое озеро, так и пробираемся по болоту. Машина рвет, летит, задержись — застрянешь... А впереди елань…
Потом начинаются глиняные проселки, тут УАЗик наш швыряет из стороны в сторону и норовит поставить поперек дороги. Долгие мучения на разбитой дороге заканчиваются окончательным ;стоп-машина;, когда мы въехали в речку Черную. Метра не дотянули до
моста. Речка разлилась. Мы в речном плену. Мотор молчит. Валерий
Федорович, выругавшись, прыгает прямо в воду и бредет к противоположному берегу. Там выливает воду из сапог. Мы остаемся ждать, вода хлюпает под ногами уже в УАЗике.
Наш водитель направился к жилью своего дяди Альберта Герасимовича Чейметова за подмогой.
Ждем. Ожидание становится все напряженнее. А вдруг трактор у Альберта Герасимовича не на ходу? Или самого нет на угодьях? В Урай, например,уехал? Да мало ли...
Однако нам повезло. Слышится рыканье трактора. Потом на противоположный
берег выскакивают две собаки Лыска и Найда, уж следом за ними появляется и могучий спаситель наш Т-40, а в кабине – хозяин здешних мест Альберт Герасимович. Но где же Валерий Федорович?
Как же без него вытягивать УАЗик? Через несколько минут по реке подошла моторка — на корме — Валерий Федорович.
Операция по вызволению УАЗика из водного плена завершается довольно быстро и ловко. Машина будет ждать нас тут, на берегу. А мы плывем на моторке вверх по течению по Черной речке, восхищаясь ее красотой. Речка крутит, повороты чуть не по 180 градусов.
Наша ;Амазонка; течет среди болот, топкие берега с обеих сторон...
Но вот впереди сосновый лес, возвышенное место. Тут и родничок есть. Здесь построены дом, банька. Небольшой отдых. Разговор о проблемах промысловиков. О находках археологов, которые работают в этих местах неподалеку. О том, что предки знали, где селиться.
Ученые убеждены, что Карта-ущ, древняя столица Кондинского княжества, стояла на реке
Евра. Может вот тут, где сегодня мы стоим и глядим на бегущую воду?!
Евдокия Александровна уехала в далекую Московию, чтобы до смерти помнить и хранить в сердце облик родной Конды.
А Чейметов Валерий Федорович, теперь фактически житель Евры, нередко вспоминает ту давнюю поездку. Подходит к памятнику погибшим воинам, где среди прочих фамилий Кентиных, Картиных, Лозвиных упоминаются и Чейметовы, старинный мансийский род.
И крепнет в нем уверенность, что Евра жива, что Евра возродится.
Я надеюсь, что так и случится.
БОГАМ СЕВЕРА
Манси, ханты обитают здесь с тех давних пор, когда
Вот этих гор великих возраст был очень нежным,
А вершины уходили в небо.
Так старики рассказывали детям.
И о могучем боге - Торуме легенды
Всегда молитвой в сердце отзывались.
О, рек, озер, и этих гор, лесов и топей боги,
Мы и сегодня вас зовем и помним
И бесконечную ведем беседу из поколенья в поколенье.
Священное шаманское камланье и бубна звучный голос
Нам говорят, что вы всегда поможете тем смертным,
Кто чтит отцовские заветы и ваши наставления хранит.
Кто понимает плеск волны и шорох веток,
А в ветре различает песню духов,
И все законы Неба исполняет
С усердьем и в молчании священном.
Славьтесь, боги и богини северных пределов,
И в вечной дружбе с воинством небесным планеты всей
Живите ныне! Хранители Вселенной, наши боги!
\
Свидетельство о публикации №216112000567
Ты дорог мне с болотами, лесами.
Живи,Кондинск, и славь Россию - мать
Щедротами своими и делами.
http://www.stihi.ru/2008/05/06/4282
Моя страничка: http://www.stihi.ru/avtor/uraloshka1974
А ещё я для себя сделала открытие: мы обе с вами с Урала, с Челябинской области, и обе полюбили Кондинский край!
Светлана Кондинская 16.01.2017 20:31 Заявить о нарушении
Вы были 7 января в ДК "Конда"?
Спасибо за добрые слова. Интересно все развивается в жизни... С Крещением! Уже близко, уже рядом. Вдохновения вам!
Галина Федорова-Косарева 17.01.2017 03:04 Заявить о нарушении