под небом Конды

Последние десять лет второй половины моей жизни были отданы Конде, богатому Кондинскому краю, как называют жители этот район Югры, расположенный на самой границе со Свердловской областью. Это одно из самых низких мест на планете. Урманы, болотца, заболоченные междуречья, расширенные русла рек –  почти озера, которые тут называют туманами, где любят гнездиться лебеди и стерхи – длинноногие журавли…Черная быстрая и холодная река Конда, несущая юркие катера и серьезные теплоходы; удивительный ее приток Ах, воды которого могут течь то в одну, то в противоположную сторону…
Богат Кондинский край кедрачом и столетними ельниками, ягодами и грибами, озерной, речной рыбой и лесным зверем. И нефтью, конечно. Если в 50-60-е годы на всю страну славились здешние леспромхозы,  то в 1960 году  были открыты первые месторождения черного золота Западной Сибири, а вскоре вырос молодой город Урай. Через весь район тянутся нити газопроводов.
А еще бережно хранит Конда свою многовековую историю. Когда-то тут процветало Вогульское княжество со столицей Карта-Ущ. В 1594 году казаки Ермака в бою взяли в плен князя Агая и увезли в Москву. Конда была присоединена к государству Российскому и в титуле московского князя Василия III добавились слова «князь Кондинский и Обдорский». Началась постепенная христианизация края. Но только в 1715 году принял крещение сам главный хранитель языческого святилища в Нахрачеевых юртах. Стали строиться первые церкви.
Вогулы (по-современному манси) жили ловлей рыбы, сбором дикоросов. У каждой семьи в лесу были построены деревянные карусы для хранения  собранных ягод, а вывозили их   уже  по крепкому насту, по зимникам. Теперь эти старые обычаи уходят в прошлое.
А вот вогульские способы ловли рыбы живы и до сих пор. Рыбаки плетут корзины – морды для ловли рыбы. Строят на реке деревянные котцы – ловушки. Маленькая рыбешка проходит дальше по течению реки, а крупная  задерживаются. Успевай вычерпывай!

Гордятся манси своими земляками, которые прославили Конду. Такими, как поэт Андрей Тарханов, имя которого присвоено библиотеке в поселке Междуреченском, районном центре края. Как кандидат филологических наук Евдокия Кузакова, москвичка, много сделавшая для сохранения мансийского языка. Она уроженка деревни Евра, которой и на карте давно нет.
Мне довелось несколько лет назад, в один из последних приездов нашей знаменитой землячки на свою малую родину (она умерла несколько лет назад, вечная память!), вместе с ней проехать  на то место, где когда-то располагалась  деревня Евра. Впечатления от той поездки незабываемы.
Вез нас тогда на своей машине Валерий Федорович Чейметов, тоже манси. В ту пору он жил еще в поселке Междуреченском. Но  впоследствии сумел осуществить свою давнюю мечту: он поселился в Евре, построил домик, занялся рыбным промыслом.
Мы приехали туда, где когда-то была деревня. Она была признана неперспективной. Уходя, жители с болью в сердце сожгли свои дома.
 Мы остановились у огромного поваленного дерева более полуметра в обхвате. Вот и  все, что осталось от Евры и от священной заверованной лиственницы, которая  охраняла деревню.  Около нее еще три амбарчика для подарков богам когда-то стояли.
Евдокия Александровна рассказала мне, что, когда жгли деревню, лиственница не поддалась, не упала. Она еще долгие годы стояла немым укором, словно молящие
руки протягивая к небу.
 А когда-то спешили к ней люди со всей округи, чтобы попросить об удаче на охоте, семейном счастье, здоровье детей.  Тут молились Йивыр Най — богине Евры, и привязывали на ветви лиственницы ленточки и узелки с подношениями — платочками, бусами, шкурками зверей... И просьба, как правило, не оставалась без ответа.
Неподалеку от погибшего дерева поднимается молодая лиственница. А пока она набирает силу, люди, приходя на поклон к Евре, привязывают ленточки к ветвям огромного кедра.
Он стоит неподалеку. Четыре сросшихся снизу ствола поднимаются ввысь. И мы, все трое членов экспедиции, тоже с молитвой и благоговением привязали свои ленточки рядом с теми, что разноцветием  вились на ветру со всех сторон раскидистого гиганта.
Потом постояли на берегу реки Евра у омута, где, по словам моих спутников, до 20 метров
глубина. А неподалеку в былые дни евринцы перегораживали речку для ловли рыбы и, прежде чем опустить последний кусок плетеного желья, приносили жертву речным богам — испрашивали удачного рыбного промысла, чтоб не голодали женщины и дети. Для этого резали петуха и его кровь спускали в воду Евры. Только после того, как боги принимали жертву, рыбаки ставили последний кусок желья. Те же, кто делал запор, –  ныряльщики, поочередно грелись у костра и пили брагу.
Мы идем от одного воспоминания к другому, от одного ;двора; к другому. Вот тут жила тетка Лукерья — рыбачка и охотница. Одна месяцами промышляла в тайге, с топором за поясом шла на медведя. А во время войны она верховодила в рыболовецкой бригаде, а в бригаде — одни мальчишки-подростки, пацаны...
Заходит разговор еще об одном обычае: евринские манси- женихи невест себе брали из ;русского места; –  обычно из Гаринского района Свердловской области.
Дорога на Урал шла через Евру, по тем территориям, где теперь расположены родовые угодья Чейметовых.
 Туда мы и направились. Едем — и дорогу нам вдруг перебегает черный заяц. И с беленьким хвостиком.  Летняя окраска.
Едем уже не так лихо, как по трассе. Лесные дороги обманчивы. Кажется, ровный песок, а тут за поворотом целое озеро, так и пробираемся по болоту. Машина рвет, летит, задержись — застрянешь... А впереди елань…
Потом начинаются глиняные проселки, тут УАЗик наш швыряет из стороны в сторону и норовит поставить поперек дороги. Долгие мучения на разбитой дороге заканчиваются окончательным ;стоп-машина;, когда мы въехали в речку Черную. Метра не дотянули до
моста. Речка разлилась. Мы в речном плену. Мотор молчит. Валерий
Федорович, выругавшись, прыгает прямо в воду и бредет к противоположному берегу. Там выливает воду из сапог. Мы остаемся ждать, вода хлюпает под ногами уже в УАЗике.
Наш водитель направился к жилью своего дяди Альберта Герасимовича Чейметова за подмогой.
Ждем. Ожидание становится все напряженнее. А вдруг трактор у Альберта Герасимовича не на ходу? Или самого нет на угодьях? В Урай, например,уехал? Да мало ли...
Однако нам повезло. Слышится рыканье трактора. Потом на противоположный
берег выскакивают две собаки Лыска и Найда, уж следом за ними появляется и могучий спаситель наш Т-40, а в кабине – хозяин здешних мест Альберт Герасимович. Но где же Валерий Федорович?
Как же без него вытягивать УАЗик? Через несколько минут по реке подошла моторка — на корме — Валерий Федорович.
Операция по вызволению УАЗика из водного плена завершается довольно быстро и ловко. Машина будет ждать нас тут, на берегу. А мы плывем на моторке вверх по течению по Черной речке, восхищаясь ее красотой. Речка крутит, повороты чуть не по 180 градусов.
Наша ;Амазонка; течет среди болот, топкие берега с обеих сторон...
Но вот впереди сосновый лес, возвышенное место. Тут и родничок есть. Здесь построены дом, банька. Небольшой отдых. Разговор о проблемах промысловиков. О находках археологов, которые работают в этих местах неподалеку. О том, что предки знали, где селиться.
Ученые убеждены, что Карта-ущ, древняя столица Кондинского княжества, стояла на реке
Евра. Может вот тут, где сегодня мы стоим и глядим на бегущую воду?!
Евдокия Александровна уехала в далекую Московию, чтобы до смерти помнить и хранить в сердце облик родной Конды.
А Чейметов Валерий Федорович, теперь фактически житель Евры, нередко вспоминает ту давнюю поездку. Подходит к  памятнику погибшим воинам, где среди прочих фамилий Кентиных, Картиных, Лозвиных упоминаются и  Чейметовы, старинный мансийский род.
И крепнет в нем уверенность, что Евра жива, что Евра возродится.
Я надеюсь, что так и случится.


                БОГАМ СЕВЕРА
Манси, ханты обитают здесь с тех давних пор, когда
Вот этих гор великих возраст был очень нежным,
А вершины уходили в небо.
Так старики рассказывали детям.
И о могучем боге - Торуме легенды
Всегда молитвой в сердце отзывались.
О, рек, озер, и этих гор, лесов и топей боги,
Мы и сегодня вас зовем и помним
И бесконечную ведем беседу из поколенья в поколенье.
Священное шаманское камланье и бубна звучный голос
Нам говорят, что вы всегда поможете тем смертным,
Кто чтит отцовские заветы и ваши наставления хранит.
Кто понимает плеск волны и шорох веток,
А в ветре различает песню духов,
И все законы Неба исполняет
С усердьем и в молчании священном.
Славьтесь, боги и богини северных пределов,
И в вечной дружбе с воинством небесным планеты всей
Живите ныне! Хранители Вселенной, наши боги!

\


Рецензии
Кондинский край, ну что же тут скрывать.
Ты дорог мне с болотами, лесами.
Живи,Кондинск, и славь Россию - мать
Щедротами своими и делами.
http://www.stihi.ru/2008/05/06/4282
Моя страничка: http://www.stihi.ru/avtor/uraloshka1974
А ещё я для себя сделала открытие: мы обе с вами с Урала, с Челябинской области, и обе полюбили Кондинский край!

Светлана Кондинская   16.01.2017 20:31     Заявить о нарушении
Светлана, мой адрес gsf1940@mail.ru
Вы были 7 января в ДК "Конда"?
Спасибо за добрые слова. Интересно все развивается в жизни... С Крещением! Уже близко, уже рядом. Вдохновения вам!

Галина Федорова-Косарева   17.01.2017 03:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.