Сказка о репке для взрослых

Взрослые люди часто устают от всяких сложностей. И вспоминают детские сказки. 
Как в них всё было понятно! Жизнь, что ли тогда в старину была проще?

Не отдохнуть ли и нам от сложностей, вернувшись в сказку о репке, которая почему-то нравится малышам? 

… А ведь, если задуматься, в этой сказке многое непонятно! Во всяком случае, для нас, сегодняшних. Ну, во-первых, могла ли репка вырасти такой большой? Нет, конечно! И даже, если уродилась она достаточно крупной, разве не мог дед взять лопату и малость подкопать репку?
А что, если… Точно!! Дед зачем-то специально усложнил дело!

Что же он намудрил, когда вся его семья не заметила, как выросла репка?! Но уже в те времена молодые отмахивались от поучений. И дед решил преподать им не простой урок, а сказочный!
Ведь если просто заставить их попотеть, толку тоже будет мало. А вот если…

И дед притворился, что одному ему репку не вытащить. Сначала кое-что намекнул бабке. Мол, ты особо не усердствуй, и больше кряхти, чем тяни. А, чуть погодя, зови внучку.
… Внучке стало любопытно. Да и созревшую репку захотелось покушать. И внучка с удовольствием стала помогать. Дед с бабкой хмыкнули про себя, и, когда внучка устала, стали намекать ей, мол, а что, если ты сходишь и уговоришь нашу Жучку помочь? Вы же с ней – друзья?
Внучке идея сразу понравилась: ведь вместе – веселее!
Сказано – сделано! Сообразительная Жучка уцепилась за подол внучки.
Потянули… Но дед опять только видимость усилий демонстрирует. И больше тормозит, чем тянет. И намекает бабке: проведи, мол, дальнейшую воспитательную работу.

Бабушка приласкала внучку, обняла и говорит ей.
- Дарёнка! А кто ещё есть в нашей семье, чтобы помочь нам?
Внучка поморгала глазками и радостно вспомнила:
- Так ведь у нас ещё Мурёнка есть! Сейчас сбегаю и позову её. 

А пока внучка бегала, дед подошёл к Жучке, погладил её, пообещал косточку на обед и уговорил потерпеть, пока кошка будет тянуть её за хвост.

Да. Но самое трудное: объяснить, как кошке удалось уговорить – мышку.

Но это нам трудно. А в старину кошки всегда дружила с домовым. И Мурка узнала у него, что дед затеял всю эту возню с репкой ради воспитания внучки!
- Понятненько, - протянула она. Но мышке сказала строго:
- Ты – пискунья, ответь: хочешь и дальше жить с нами вместе? Тогда давай, помогай! А я потом буду только бегать за тобой, всего лишь, для разминки.
Это было предложение, от которого мышка не могла отказаться!

Итог сказки мы знаем. Экзамен на крепость семейных устоев все выдержали, доказав, что умеют дружно помогать друг другу.
Да и деду было приятно почувствовать себя главой семьи!
И репка… наконец, поддалась общим усилиям.

Потом бабка доказала, что нет ничего, проще пареной репы! (И вкуснее, когда хорошо и весело потрудился)!

                * * *
Прошло несколько дней после публикации этой сказки. Откликов читателей не было. И хотя к отсутствию рецензий я стал относиться спокойно (я же не писатель), но, подумав, задал себе вопрос: а можно ли назвать это «сказкой для взрослых»? Если это и размышление, то лишь для старшеклассников. 

(Кстати, вряд ли кто из них пробовал вкус пареной репы? Вот и мне не приходилось! Правда, сырую репу я ел. Своеобразный, но хороший вкус. И, наверняка, витаминов «куча»! Очевидно, в неурожайные (для зерновых) годы репа выручала?)

...Да! Но о чём же можно подумать взрослым людям, вспоминая эту сказку?
Главный вопрос: почему эта незамысловатая сказка ТАК НРАВИТСЯ МАЛЫШАМ?
 
Психологи и педагоги сходятся во мнении, что семилетний возраст ребенка – это определённый рубеж, после которого накопление знания и представления о мире меняются.
Доктор филологических наук А.Н. Ужанков в своих лекциях разделяет понятия «ум» и «разум». Подчёркивая, что «ум» - это корень слова, а потому понятие, вложенное в него – первично! (А «разум» – уже производное словообразование). И именно неискажённый ум даруется ребёнку в первые годы жизни.  «Устами младенца глаголет истина» - подтверждает и народная мудрость. О том же мы читаем в сказке Андерсена «Голый король». Наконец, вера наших предков  утверждает: «Дитё до семи лет – безгрешно!» 

Вспоминая пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!», можно сказать, что даже «добрым молодцам» надо поднапрячь свой РАЗУМ, чтобы усвоить намёк и урок сказок. 
А вот чистый УМ малыша сразу ощущает нужный «намёк»! И при каждом повторе этот намёк всё отчётливее проклёвывается, потому и не затухает желание ребёнка слушать сказку снова и снова. И вживаться(!) в общие заботы тех, кто ЖИВЁТ С НИМ РЯДОМ. Надо же! Даже мышка сумела помочь в общем ДЕЛЕ! А он – малыш – больше мышки. Да, больше! А потому…

(А вот здесь мы перейдём на язык взрослых и, скажем: дай Бог, чтобы в будущем ДЕЛА выросшего с этой сказкой человека стали главными для семьи!)

И ещё! Возможно, именно УМ помогает малышу проявлять, ИГРАЮЧИ, гениальные способности при усвоении языка своего народа? А вместе с языком, происходит и постижение СЛОВА, о котором говорится в Книге Книг!


Рецензии