Экранизация рассказа Ивана Бунина Легкое дыхание

Экранизация рассказа Ивана Бунина "Легкое дыхание"

Михаил Вишневецкий

vishmish1@gmail.com


2016

ИНТ. СЛЕДСТВЕННАЯ КОМНАТА - ДЕНЬ

Маленькая следственная комната, небольшое окно под потолком, на окне решетка. В комнате небольшой стол и два стула. На столе стоит лампа и лежит открытый дневник. Дневник девичий, симпатичный, голубого цвета. По обеим сторонам стола сидят два мужчины. С дальней стороны, лицом - СЛЕДОВАТЕЛЬ, мужчина сорока лет. С ближней стороны, спиной - КАЗАК, в форме казака, тридцать лет. Казак плебейского вида, крепкий, коренастый, простецкое лицо.

КАЗАК
Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее.

Следователь и Казак смотрят друг на друга.

ИНТ. ШКОЛА - КОРИДОР - ДЕНЬ

Перемена. Гимназистка ОЛЯ бегает от первоклассниц.

Оле 15 лет, она одета в школьную форму начала 20 века. Оля очень привлекательна внешне, у нее прекрасная фигура, длинные стройные ноги, очень выразительные темные глаза, темные длинные волосы. Фамилия Оли - Мещерская.

Первоклассницы гоняются за ней и визжат. Видно, что они любят Олю. Мимо Оли идет УЧИТЕЛЬНИЦА.

УЧИТЕЛЬНИЦА
Оля, извольте зайти в кабинет Начальницы Гимназии. Она желает видеть вас безотлагательно.

ОЛЯ
Да, мадам.

Учительница идет дальше по коридору. Оля не двигается.

ИНТ. ШКОЛА - КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИЦЫ ГИМНАЗИИ - ДЕНЬ

НАЧАЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ сидит за большим столом. Начальнице гимназии сорок лет, она некрасивая, болезненного вида, крупная женщина.

Оля стоит посреди большого кабинета.

Начальница вяжет, и продолжает вязать, разговаривая с Олей. Оля осматривает кабинет. Смотрит на портрет царя, над головой начальницы.
НАЧАЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ
Здравствуйте, mademoiselle Мещерская. Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения.

ОЛЯ
Я слушаю, madame.

Оля подходит к столу. Легко и грациозно приседает на стул, который стоит перед столом, немного сбоку от центра. Оля смотрит на начальницу ясно и живо, но без всякого выражения на лице.

НАЧАЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ
Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом…

В этот момент начальница гимназии тянет нитку, и клубок на лакированном полу завертелся. На клубок с любопытством смотрит Оля. Начальница поднимает глаза и смотрит теперь на Олю.

НАЧАЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ    (CONT'D)
Я не буду повторяться, не буду говорить пространно. Вы уже не девочка.

ОЛЯ
Да, madame.

НАЧАЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ
Но и не женщина. Прежде всего, что это за прическа? Это женская прическа!

 ОЛЯ
Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы.

НАЧАЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ
Ах, вот как, вы не виноваты!  Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка…
ОЛЯ
Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне…

Начальница гимназии и Оля смотрят друг на друга.

НАТ. КЛАДБИЩЕ - ДЕНЬ

Апрель, день. Видно поле, лес вдалеке, река. Серое небо. Потом видно пустынное кладбище. Красивые виды природы вокруг кладбища. Деревья качаются от ветра. На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами - Оли.

К кладбищу подходит БУНИН - мужчина в черном костюме-тройке, седые волосы с пробором, шестьдесят лет. Он подходит к могиле Оли. Смотрит на фотографию Оли на кресте. Смотрит на деревья на кладбище, на облака.

ИНТ. СЛЕДСТВЕННАЯ КОМНАТА - ДЕНЬ

Снова следственная комната, следователь, казак, стол, лампа, раскрытый дневник на столе.

КАЗАК
Она гуляла по платформе, поджидая, пока я прочту это. Она дала мне его. Дневник этот, вот он, взгляните, что было написано в нем десятого июля прошлого года.

Следователь читает про себя, одними глазами. Звучит голос Оли за кадром.

ОЛЯ
(за кадром)
““Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась… Нынче я стала женщиной! Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна!”

Казак и следователь сидят друг напротив друга.
НАТ. ПРИРОДА ВОЗЛЕ УСАДЬБЫ МЕЩЕРСКИХ В ДЕРЕВНЕ – ЛЕТО - ДЕНЬ

Картины прогулки Оли по саду, по полю, по лесу. Она гуляет одна. Вокруг нее никого не видно. Она с интересом рассматривает все вокруг себя, иногда смеется, радостно кружится, как в вальсе. Напевает себе радостные мелодии без слов.

ОЛЯ
(за кадром)
Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала, так хорошо, как никогда в жизни.

Оля смотрит на небо и смеется.

ИНТ. В УСАДЬБЕ МЕЩЕРСКИХ В ДЕРЕВНЕ - ДЕНЬ

Оля играет на фортепиано “Весенний вальс” Шопена.

ОЛЯ
Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто. Потом заснула у папы в кабинете…

Оля играет на фортепиано.

ИНТ. КАБИНЕТ ПАПЫ ОЛИ В УСАДЬБЕ МЕЩЕРСКИХ В ДЕРЕВНЕ - ДЕНЬ

Оля спит в одежде, на небольшом диване в кабинете. Она спит на боку, по-детски подложив руки под голову.

ОЛЯ
(за кадром)
 … а в четыре часа меня разбудила Катя…

Заходит служанка и будит Олю. Служанка что-то говорит Оле.

ОЛЯ  (CONT'D)
(за кадром)
… сказала, что приехал Алексей Михайлович. Я ему очень обрадовалась…

Оля радостно вскакивает и выбегает из комнаты.

НАТ. САД ВОЗЛЕ УСАДЬБЫ МЕЩЕРСКИХ В ДЕРЕВНЕ - ДЕНЬ
МАЛЮТИН - 56 лет, седая красивая борода, молодые глаза, хорошо одет, красивый, высокий, статный. Малютин и Оля гуляют по саду. Малютин ведет Олю под руку. Он оживлено ей что-то рассказывает, она смеется. Перед входом в усадьбу видна крылатка, с парой красивых лошадей.

ОЛЯ
(за кадром)
… мне было так приятно принять его и занимать. Он приехал на паре своих вяток, очень красивых, и они все время стояли у крыльца, он остался, потому что был дождь, и ему хотелось, чтобы к вечеру просохло. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Когда мы гуляли перед чаем по саду, была опять прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно, и он вел меня под руку и говорил, что он Фауст с Маргаритой. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет… пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная.

Малютин ведет Олю под руку, они в саду.


ИНТ. СТЕКЛЯННАЯ ВЕРАНДА В УСАДЬБЕ МЕЩЕРСКИХ В ДЕРЕВНЕ - ВЕЧЕР

Оля и Малютин пьют чай за столом на веранде. Малютин курит. Оля прикладывает руку к голове, как будто у нее жар, встает и ложится на тахту в углу веранды.






ОЛЯ
(за кадром)
За чаем мы сидели на стеклянной веранде, я почувствовала себя как будто нездоровой и прилегла на тахту, а он курил…

Малютин встает, подсаживается к Оле, лежащей на тахте, берет ее за руку, целует ее руку, что-то ей говорит, потом целует ее в губы через платок - Оля закрывает свои губы платком. Потом она платок отпускает, он спадает, и Малютин целует ее в губы.

ИНТ. СЛЕДСТВЕННАЯ КОМНАТА - ДЕНЬ

Следователь читает вслух из дневника.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
“Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..”

Следователь и Казак смотрят друг на друга.

ИНТ. ШКОЛА - КОРИДОР - ДЕНЬ

Зима. За окном снег. Оля и ПОДРУГА стоят в коридоре школы, во время большой перемены.

ОЛЯ
Я в одной папиной книге, у него много старинных
смешных книг, прочла, какая красота должна быть у женщины…
Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, ей-богу, так и написано: кипящие смолой! -черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, понимаешь, длиннее обыкновенного!
(MORE)

ОЛЯ (CONT'D)
- маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,- я многое почти наизусть выучила, так все это верно! - но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь правда, есть?

Теперь неподалеку от подруг виден Бунин. Бунин стоит и смотрит на Олю.

НАТ. ПОЛЕ - ДЕНЬ

Апрель. Бунин стоит в широком поле. За ним вдалеке виднеется кладбище, где могила Оли. Сбоку, вдалеке виден лес. Картина оживает. Ветер колышет деревья. По небу летят облака. Бунин идет по полю, смотрит на лес вдалеке, на облака над головой, как бы смотрит, где оно теперь - легкое дыхание.

Конец.


Рецензии