Встреча Христа с самарянкой

Каждый может назвать одну-две встречи, которые оставили неизгладимый след и стали поистине поворотными в наших взглядах и судьбе. Для того, кто однажды пришел к Богу, встреча с Ним непременно имела благие последствия.
Как это случилось с женщиной-самарянкой, мы узнаем из 4-й главы Евангелия от Иоанна. Вражда и зависть фарисеев к растущему признанию Христа в народе побудила Его оставить Иудею и отправиться с учениками в Галилею. «Надлежало же Ему проходить через Самарию» (Иоан.4:4).
Сам путь, избранный Господом, говорит о многом. Самаряне являлись ассимилированными потомками тех колен Израилевых, которые за 7 веков до этого были покорены и уведены в плен ассирийцами. Иудеи считали их нечистыми по крови и верованиям. По этой причине относились к ним, как к язычникам, – с враждой и презрением. Отправляясь в Галилею, правоверные иудеи старались миновать Самарию, хотя дорога и занимала у них вдвое больше времени. Сколь велико было чувство брезгливости к самарянам, можно судить по пословице: «Есть хлеб самарян значит есть свинину». Христу такого рода предубеждение было чуждо, поэтому Он последовал прямым путем. И, как мы далее увидим, Господь сделал это не напрасно.
В жаркий палестинский полдень апостолы вместе с Учителем подошли к городу Сихарь и остановились у древнего колодца, некогда принадлежавшего патриарху Иакову. Ученики отправились в город за едой, оставив Христа одного. Через некоторое время к колодцу пришла женщина-самарянка почерп¬нуть воды. Подойдя ближе, она с удивлением признала в человеке у колодца иудея, походившего на священника. Ее замешательство можно было понять. Помимо давней вражды между самарянами и иудеями, она знала, что раввину недозволительно разговаривать на людях не только с посторонней женщиной, но даже с собственной женой или дочерью. Подойдя ближе, женщина удостоверилась, что этот человек не похож на строгого законника.
Между тем, она немало удивилась, когда Христос попросил у нее пить: «Как Ты, будучи Иудеем, просишь пить у меня, самарянки? Ибо Иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). По ее словам можно понять, как непросто было Христу расположить к себе недоверчивую женщину. Но и в этот раз Он с терпением совершает дело, ради которого пришел на землю.
Евангелие гласит, что Господь пришел «спасти людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Продолжая разговор, Иисус сказал ей: «…если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).
Слова незнакомца еще более удивили самарянку: этот человек не скрывал своей значимости и обещал дать ей некую живую воду. Такой водой у самарян считалась не колодезная, а проточная, родниковая. При этом незнакомец полагал, будто она гораздо лучше той воды, что черпали из древнего колодца. Осмелев, женщина спросила: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:12-14).
Казалось, женщина глуха к словам Иисуса и явно не понимает их смысла. Не теряя надежды,  Иисус пытается подвести собеседницу к принятию столь важной для нее истины. В душе она уже начинает подсмеиваться над чудаковатым раввином. Не имея при себе веревки, чтобы зачерпнуть из колодца, Он обещает напоить ее водой, испив которую она уже никогда не станет испытывать жажду. Как далека она от того, о чем пророчествовал Исайя: «И в радости будете почерпать воду из Источников спасения» (Ис.12:3). Не без иронии самарянка обращается к Иисусу: «Господин! дай мне этой воды, что бы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). А Тот, чувствуя насмешливое недоверие, решается на последнее средство, чтобы вразумить ее.
Известно, что потребность в Боге, жажда очищения и святости возникает по мере осознания собственной греховности. Увлеченная разговором, женщина на время забыла о причине, заставившей ее отправиться за водой в такую даль. Она могла бы почерпнуть из любого колодца в самом городе. А объяснялось это просто: все знали ее как блудницу, жившую с пятым по счету мужем. Избегая людского осуждения, она предпочитала ходить по воду за город.
Изобличающие слова Господа прозвучали как гром среди ясного неба, усмиряя ее: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Смутившись, она ответила: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.  4:16-18).
Устыженная, она сердцем распознала в Нем пророка и с трепетом прониклась всем, что до этого Он говорил ей. Голос совести пробудил в ней потребность в покаянии. Как язычница она знала, что это можно сделать через принесение жертвы. Самаряне совершали жертвоприношение не в Иерусалиме, а у себя на горе Гаризим, где сохранились развалины их храма, разрушенного иудеями.
Иисус, видя, что сердце ее открылось для принятия истины, провидчески предсказал: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:1-23).
Христос, видя сомнения самарянки о месте для жертвоприношения, отвечал ей, что это можно сделать где угодно. В ответе Спасителя заключен общечеловеческий и всеобъемлющий универсализм Евангелия. После этих слов женщина с радостью осознала, что и она может стать последовательницей Бога Живого. Диалог с Христом внутренне приготовил ее к принятию Истинного Бога и посланного Им Мессии.
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26).
На этот раз самарянка принимает услышанное без тени сомнения. Любовь и долготерпение Христа сделали свое дело! Возвратившись в город, она с жаром рассказывает людям о своей встрече с Мессией. «И многие жители из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин. 4:39).
В жизни случается, что наши греховные стежки-дорожки нечасто пересекаются с путями Господа. Тому препятствуют упрямая привязанность ко злу и частоколы предубеждений. Но Господь неутомим в трудах благовестия, Он ищет встречи с нами, которая способна переиначить нашу жизнь.
«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф.16:24-25).


Рецензии