Техногенная катастрофа не за горами?

ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА НЕ ЗА ГОРАМИ?

Возле перехода через улицу Фокина на краю тротуара скопились пешеходы — машины двигались сплошным потоком. Вот газанул большой нестарый фургон, из выхлопной трубы вырывались синеватые клубы дыма, обдавая им людей. На таких фургонах стоят дизельные, ревущие движки, отличающиеся этим самым oт всего другого транспорта. И таких автомобилей в городе много, они беззастенчиво загрязняют атмосферу областного центра. А люди, страдающие лёгочными и бронхиальными заболеваниями, задыхаются от угарного газа.
Загазованность наших улиц почти не уменьшается, да и как ей понижаться, когда с каждым годом число машин растёт. По крайней мере, горожане не ощущают, что атмосфера становится чище. А что на этот счёт говорят Специалисты?
Обратился за разъяснениями в городской отдел экологических технологий и программ. Руководитель, Вячеслав Валентинович Посконный, очень охотно поделился своими заботами. Итак, чуть больше года назад в Брянске насчитывалось до 50 тысяч автотранспортных средств, а сегодня зарегистрировано в ГИБДД 51619 единиц. В прошлом году на всех дорогах города было выброшено в атмосферу почти 26 тысяч тонн загрязняющих веществ (в 2002 году — почти 30 тонн). Как видим, меньше дымят машины, однако воздух чище не стал. А что же делается для того, чтобы мы дышали более чистым воздухом? Устраняют ли автопредприятия неполадки на своём подвижном составе?
Когда-то этой проблемой вплотную занимался городской комитет охраны окружающей среды. Он вёл постоянную 6oрьбу с основными загрязнителями атмосферы, проверял работу автотранспорта. Почти четыре года назад комитет упразднили. Его функции унаследовал горотдел экологических технологий и программ, у которого полномочия весьма ограничены. Этот отдел не может сам наказывать злостных нарушителей закона «Об окружающей среде», а это не только автотранспортные предприятия, но и промышленные предприятия и организации, частные автомобили. Составляют акты и передают в службу госконтроля, которая и принимает решения.
В Брянске около 6500 стационарных источников загрязнения атмосферы, В топливно-энергетический комплекс входят Брянская ГРЭС и более 300 промышленных и комму-нальных котельных. В 2003 году промышленными предприятиями и автотранспортом выброшено в окружающую среду 34,4 тыс. тонн различных загрязняющих веществ (в 2002 году — всего 43,44 тыс. тонн). ГРЭС перешла с угля на газ, что, безусловно, сказалось на показателе. И тем не менее ГРЭС по-прежнему входит в число самых-самых, а это и «Брянский машиностроительный завод», «Брянский арсенал», «Брянский силикатный завод»,  транспортно-дорожный комплекс.       
Ежегодно контролируется работа автопредприятия: АК-1470, АК-1403, транспортный цех БМЗ, «Динамо-Сервис», «Лада-Гарантия»-Брянск», «Савтрансавтотриак», «Совтрансавто-Брянск-Холдинг", транспортный цех БСЗ. Обследовано 270 единиц, 128 автомобилей проходили проверку на токсичность и дымность, 34 из них не соответствуют нормативам ГОСТа, почти половина приходится на дизельные марки. Выброс продуктов сгорания - до 200 видов вредных веществ.
Не мешает напомнить, что особенно грузовой транспорт не имеет системы сбора отработанных газов. Кстати, на Западе за этим следят строго. У нас же пока ограничиваются проверками да штрафами. Но что это изменяет? Система сбора стоит дорого. Вот и будут неизвестно сколько тянуться по улицам за грузовым автотранспортом дымные шлейфы, которые содержат пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, формальдегид, растворимые сульфаты и бензапирен. И все эти вещества превышают предельно допустимые концентрации (ПДК). Какие последствия они оказывают на здоровье горожан, думаю, пояснять нет нужды.
С небольшим штатом служба В. Посконного не в состоянии проверять весь частный и промышленный транспорт, курсирующий по городу. К сожалению, проверки проводятся нерегулярно. К операции «Чистый воздух», которая, кстати, проводится в эти дни, подключается и ГИБДД. Каждый год проходит техосмотр грузовые и легковые автомобили. В какой-то степени он контролирует ненормально работающие двигатели. Но, ничего не поделаешь со старыми машинами.
В 2003 году на 50 промышленных и автотранспортных предприятиях обследовано 992 стационарных источника загрязнения атмосферы, 239 пылегазоочистительных установок. 11 из них неисправны, а 19 ра¬ботают неэффективно. Повторные проверки по выданным ранее предписаниям показывают, что не все на¬рушения устраняются.
Более успешно развивающиеся предприятия следят за исполнением природоохранного законодательства, устанавливают современное оборудование. А уж тем, кто не знает, как выкарабкаться из кризиса не до этого. К примеру, «Брянсксельмаш» летит на боку. И таких предприятий-бедолаг много. Но и некоторые преуспевающие нарушают закон. Как же в таких случаях поступает федеральная контролирующая служба в сфере природопользования и экологической безопасности?
Руководитель службы Валерий Фёдорович Соловьев, наделённый необходимыми полномочиями против нарушителей Закона «Об окружающей среде», привёл такой пример. На «Мальцовском портландцементе» останавливали печи на ремонт из-за того, что в исходном материале спецдобавки содержали соли тяжёлых металлов, попадавшие в атмосферу. Так поступают и с другими предприятиями-загрязнителями, не выдерживающими ПДК, а таких на контроле 73 объекта. В год проверяют почти 300 предприятий, тогда как в области их более 15 тысяч. Разумеется, охватить все десять госинспекторов не в состоянии. Чтобы проверить хотя бы половину от всех предприятий области, пяти служб федерального значения (экспертиза, нормирование, размещение отходов, лесная, геологическая, водная, госконтрольная) с малыми штатами явно недостаточно. При каждой районной администрации есть эколог, подчиняющийся исключительно главе района. О какой независимости можно говорить, если специалисты связаны по рукам и ногам, хотя необходимые полномочия у них есть, но они регламентированы. Да и сами «отцы» районов ничего не могут поделать с частными предприятиями, которые им не подчиняются.
В прошлом году по всем направлениям Главное управление природных ресурсов и охраны  окружающей среды по области выявили  580 нарушителей  природопользования, из них 290 оштрафованы  на 955 тысяч рублей. И 60 миллионов рублей все предприятия области перечисляют в областную казну. На что же идут эти деньги?
Со слов Валерия Фёдоровича, они распределяются областной администрацией под патронажем областной думы на природоохранные и природоукрепительные мероприятия далеко не в полном объёме. Примерно треть, а то и больше, иногда используется неведомо на что. А природоохранная прокуратура кивнула в сторону КРУ и УБЭП — дескать, по их части вопрос. Но и там ответа не услышал: проверяют ли расход «экологических денег»? Вот уже десять лет, как сказал Валерий Федорович, из областного бюджета на охрану природы не выделяется ни рубля. До сих пор не создана областная специализированная экологическая служба по контролю за окружающей средой и природными ресурсами. Кстати, в Курской, Калужской, Тульской, Орловской, Белгородской областях — словом, во всем Цен¬тральном округе такие службы давно есть. Уже не раз заместитель прокурора области А. Ступак давал предписание губернатору Ю. Лодкину создать в области независимую экологическую контролирующую службу. Но отговорка одна: нет денег. К тому же высказываются сомнения, нужна ли такая служба — ведь вполне достаточно и федеральной службы. Не усматривается ли здесь уклонение от ответственности? Ведь в случае какого-то природного или промышленного катаклизма будет на кого свалить вину: мол, федералы работали плохо. Наверняка знает же губернатор, что на десятках предприятий скапливаются отходы повышенной опасности, а для их утилизации и переработки заводов нет во всей области. Только строятся полигоны в Клинцах, Карачеве, Климово, Сураже. И сданы они будут, по-видимому, ещё не скоро. Стройки-то, по существу, заморожены. Всего отходов производства и потреблений накоплено 921153,3 тонн. Хранятся они в специальных ёмкостях на территориях предприятий десятки лет. И накопление токсичных, вторичных твёрдых бытовых отходов растёт с каждым годом. К чему это может привести при малейшей утечке к примеру ртутосодержащих веществ — трудно представить! А таких предприятий, подвергнутых проверкам, 43 и повторно 14 в черте города.
   
 Свалки и загаженность рек
Сколько раз писалось и говорилось о стихийно возникших свалках по всему городу! Но эта острейшая проблема так и не решена. Дежурства общественных инспекторов по
охране природы дают лишь кратковременные результаты. Впечатляет свалка за областным судом в Нижнем Судке, в «Лесных сараях» и т.д.
Что у нас не захламлено? Везде грязь, лужи, муcoр. Особенно это заметно сейчас, когда сошёл снег. Во дворах возле контейнеров кучи мусора. По улицам собачий помёт. Не просыхает огромная лужа возле пожарной части по улице Советской.
Областной центр сбрасывает 60% всех загрязнений области в Десну, Болву, Снежеть, если не считать поверхностные стоки, за год выливается 650 тонн органических загрязнений, 1000 тонн песка, пыли, 6,3 тонны отходов от домашних моющих средств и прочей грязи. И мы видим, что вода в реках по отдельным ингредиентам превышает ПДК от 3 до 11 раз. И все это происходит потому, что очистные сооружения работают неэффективно. А реконструкция старых и строительство новых полностью остановлена: казна области пуста. И неочищенные сточные воды попадают в реки. К примеру, в Болву в завокзальной части Бежицкого района.
 Перечень строительных работ занимает почти всю страницу: нужна реконструкция городских очистных сооружений, перекладка самотечного коллектора по улице 2-я Ломоносова, строительство коллектора от микрорайона старого аэропорта до Набережной, протяжённостью 4,6 км, перекладка канализационного коллектора  на территории Володарского рынка. Полная реконструкция Бордовичского водозабора так и не состоялась. Население города пьёт воду низкого качества, применяя «домашние» фильтры. О каком качестве воды можно говорить, когда в Десну сбрасывается 59 миллионов кубических метров грязных сточных вод, да ещё столько же с очистных сооружений плохой воды опять попадает в городские водопроводные сети?..
  В прошлом году на строительство городских очистных сооружений третьей очереди из городского и областного бюджетов средств не выделялось вообще. А ведь в ветхом состоянии находятся больше половины городских канализационных сетей, износилось оборудование перекачивающих насосных станций, что может привести к техногенной и экологической катастрофе. Правда, в этом направлении кое-что делается почти во всех районах города. Строятся канализационный коллектор по улице Флотской, камеры переключения на обоих берегах Десны - там осталось произвести берегоукрепления и переврезку в коллектор.
 На 22 предприятиях города проверки вскрыли множество нарушений Водного кодекса РФ. Пока ограничились замечаниями и предписаниями по устранению нарушений природоохранного законодательства. На таких предприятиях, как «Бежица-строй», «Триада» (незаконная мойка машин у колонки по пер. Металлистов, 18 и по улице Флотской) десять человек привлечены к административной ответственности природоохранной прокуратурой. В нарушителях ходят «Брянский оптово- продовольственный рынок», «Кремний», «Бежицкий сталелитейный завод», «Вига-Брянск», МУП «КДС и Б», «Наладчик», «Карамельная фабрика». Одни руководители предупреждены, другие – оштрафованы…
Как уже упоминалось выше, городской отдел экологических технологий и программ, относящихся к муниципалитету, не наделён контролирующими полномочиями. В Административном кодексе это не прописано. Горотдел только фиксирует нарушения, составляет акты (даже не протоколы). Акты, минуя прокуратуру, направляются в Федеральное управление контроля за окружающей средой. Там решают: сразу наказывать, или нужно перепроверить, и только потом, если нарушение закона налицо, составляется протокол и дело передается в прокуратуру. Эта процедура отнимает много времени, а природе, пока движутся бумаги от инстанции к инстанции, наносится ещё больший урон.
Конечно, штрафуют много, после чего кто-то налаживает системы очистки, а кто-то продолжает вредить природе. Есть производства, которые останавливать нельзя, и приходится закрывать глаза на то, как загрязняется атмосфера и засоряются водоемы. Уже возбуждено несколько уголовных дел за вредительство природе, приговоры по которым выносятся руководителям предприятий то штрафами, то условными наказаниями. Когда заходит речь об экологии, все начальники отвечают примерно одинаково: и рады бы беречь матушку-природу, да стеснены в средствах. Но и крупные штрафные санкции разве не обязывают думать о том, чтобы переводить производство на новые технологии, почти исключающие загрязнение водоёмов и атмосферы?
О высокой культуре нации можно судить тогда, когда технический прогресс даст мощный толчок развитию экономики, что и позволит переходить к новым технологиям, обеспечивающим бережное отношение к природе. Пока же погоня за сверхприбылями с устаревшей организацией производства ведёт к злостному вредительству окружающей среде с необратимыми под час последствиями...

P.S. Что же изменилось спустя двенадцать лет после того, как была написана и опубликована эта статья газете "Добрый День, Брянщина"? Транспорта личного пользования стала больше в разы, так как в год тогда, наверно, да и теперь прибавлялось и прибавляется до 1000 единиц. Загазованность атмосферы в черте города вредными веществами ничуть не сократилась, а увеличилась пропорционально возросшему количеству автомобилей разной модификации. Да и предприятия и котельные старого образца продолжают, так сказать,коптить небо. А состояние воды на предмет чистоты также оставляет желать лучшего. К примеру, "Десна" продолжает мелеть, засоряться и захламляться городскими бытовыми  отходами. А  на очистку и берегоукрепления у властей, как всегда, нет денег. На что-то могут найти, а на поддержание экологии, увы... Памятники природы "Верхний судок" и "Нижний судок" продолжают превращаться в свалки и там плачевное состояние со склонами, которые размываются до катастрофических размеров и угрожают улицам Грибоедова, Пролетарской, Фокина, Октябрьской, Мало-Завальской. Единственно при новом губернаторе стали расширять улицы и проспекты, на что выделяются средства из федерального центра.   
Владимир ВЛАДЫКИН.
 
 


Рецензии