Рояль. Миниатюра без прилагательных

Это была любовь с детства. Когда все думали про джинсы и куртки-косухи, она мечтала о пианино. Но папа подарил рояль! Она тогда замерла перед ним, занявшим всю комнату, поднялась на цыпочках к крышке и вдохнула запах лака и дерева.  Несмело прошлась пальчиком по клавишам и комната наполнилась звуками. Они словно несли в себе эхо природы и времени. Лиза зажмурилась и представила себя волшебницей,  умеющей останавливать звуками войны, зло и болезни.

   Она выучилась игре на рояле, но он скорее был для души,  чем для дела. Делом был бухучёт и экономика, так требовало время. А рояль...К нему она бежала после работы, как на свидание. Томилась  ожиданием звуков, скучала по клавишам. Ждал ли он её? Да. Словно чувствовал, что с мужчинами ей не везёт. Что прошёл уже возраст невесты и она с этим давно смирилась.

   Не все знают, что у предметов есть душа. А Лиза её чувствовала. Вместе с роялем она взрослела, страдала после смерти отца,  печалилась о болезни матери, вместе с ним начала стариться. Он утешал её лучше кого-либо, успокаивая  минорами и бемолями, выслушивая шёпот отчаяния. Только ему она могла сказать: "Мне так трудно сейчас...Хорошо, что ты есть. Кого мы  сегодня возьмём в компанию? Огинского или Шопена?" И ей становилось легче.

    С мамой она не могла обсудить все проблемы, не хотелось её волновать и чтобы она чувствовала за собой какую-то вину. Пусть и дальше смотрит телевизор, в котором старушка давно нашла утешение в своём затворничестве.  Лиза мягко закрывала крышку рояля, целовала мать в лоб и шла спать.  А утром снова подбивала баланс,  делала отчёты и сдавала деньги инкасаторам. Много денег. Она даже не пыталась сосчитать, сколько бы лекарств могла купить на них. Лиза давно обложила себя кредитами, чтобы лечить мать. Погашала их вовремя, тянулась, справлялась. Дни были без радости и красок. Она даже научилась злиться и грубить.  На лице проявились морщины скорби и недовольства. Но вечером, в сумраке заката,  она садилась за рояль,  дотрагивалась до клавиш и снова становилась собой.  Она знала наизусть все сонаты, полонезы, вальсы и ноктюрны. И они знали её. Отпрыгивали от стен, витали под люстрой, колыхались вместе с портьерами. Рояль старался. Ни разу не требовал настройки, словно тоже знал эту трудность в деньгах.Он думал, что не может ничем помочь, но помогал. Не давал ей отчаяться, держал цепко и крепко, как друг. У каждого ведь свой якорь...

   Однажды, придя с работы, она увидела стоящую в дверях мать. Та редко вставала с кровати, поэтому Лиза удивилась.  А увидев в её глазах слёзы, испугалась. "Лизонька, они забрали телевизор! И ещё они забрали..." - не договорив,  мать заплакала.  Словно предчувствуя беду, она вбежала в комнату. Вместо рояля  нашла на полу извещение от приставов. Сквозь туман прыгали буквы "конфискован...рояль...неуплата..."


 Что вы делаете, когда теряете надежду? Друга? Когда рвётся остаток? Что вы делаете, когда никого рядом нет?  Когда никто не знает, каково тебе? Когда этажом ниже смеётся сосед, этажом выше устанавливают шкаф и делают ремонт? Когда внизу под домом открыли ресторан и ты ежедневно чуешь запахи супа из черепахи и выпечки с корицей.  Когда жизнь продолжается и бьёт ключом в тот момент,  когда у тебя остановилась. Что вы делаете от того, когда все старания впустую? Что тебе уже пятьдесят и нет просвета? Что мама всё-равно умрёт от болезни, а рояль будет звучать не для тебя? Вы делаете, когда  всем на всё наплевать? Когда  никто не собирается протягивать руку или даже промолвить слово поддержки? В вас столько порядочности и такта,  что вы молчите о своей беде. Никого не утруждаете.Или просто плачете.

   Лиза не плакала. Она просто умерла, оставив жить только тело. Где-то далеко от неё раздался стон, словно вой волка на луну : у рояля лопнула струна... ( Вы плачете? Не надо. Просто заботьтесь и о  других. Воздастся. )


Рецензии