Иерусалим и Палестина в мусульманской традиции

Последняя битва за Иерусалим состоялась во время Шестидневной войны между израильской и иорданской армиями.
Но сражение между историками, политиками и пропагандистами продолжается до сих пор.
Палестинская сторона категорически отвергает любые уступки со своей стороны по вопросу аннексированной Израилем  Восточной части города, в прошлом населённой арабами и где сегодня евреев и арабов поровну.
Израиль, в свою очередь, в своих притязаниях на Восточный Иерусалим(суверенитет Израиля над западной частью города никто не оспаривает), ссылается прежде всего на Пятикнижие, библейскую и древнееврейскую историю.
При этом в ход идут и аргументы о том, что, мол, под властью халифата, Оттоманской империи и Иордании, до 1967 года, Иерусалим имел статус чуть ли не провинциального города.
В частности, израильтяне любят напоминать о том, что под властью Иордании это был город с относительно небольшим населением в семьдесят тысяч человек, пятничная молитва транслировалась в Иерусалим из Аммана, а около Стены Плача размещалась мусорная свалка.
На самом деле этот аргумент не столько подтверждает израильские утверждения о второстепенном значении города для арабов и мусульман в целом, сколько свидетельствует о стремлении иорданского правительства занизить значение Иерусалима.
Одно дело, если бы иорданские власти перенесли столицу страны в Иерусалим.
Но правящая в Иордании династия стремилась не давать никакого статуса оккупированным ею территориям, куда входил и Иерусалим.
И с этой точки зрения, иорданская политика по превращению Восточного Иерусалима в провинциальный город королевства, выглядела весьма логичной.
К тому же именно в Иерусалиме, и не где-нибудь, а в главной мечети города, был убит в 1952 году палестинским арабом, король Абдалла - дед нынешнего короля.

Ну а что касается значения этого города для арабов и мусульман, то для ответа на этот вопрос хорошо бы ознакомиться с арабскими и мусульманскими источниками.
Благо, это вполне возможно, причём на русском языке, благодаря российским палестиноведам.


В историографии  по палестиноведению превалируют ссылки на исторические источники и исследования прежде всего западноевропейских ученых, хотя на Руси первые сведения об Арабском мире  и о Палестине в частности, появились ещё  примерно в одиннадцатом веке, благодаря многочисленным русским православным паломникам в Святую Землю.
Изучение Востока в России определялось  прежде всего непростым ходом отечественной истории и приоритетами внешней политики Российского государства. А среди этих приоритетов, начиная с шестнадцатого века, были Персия, Турция и Дальний Восток.
И хотя систематическое изучение Арбского Востока  в России начинается только в девятнадцатом веке, тем не менее, основы арабистики в Российской империи были заложены ещё в царствование Петра Великого, когда в 1722 году Дмитрий Константинович Кантемир -— член Прусской Академии наук, издал свой  фундаментальный для того времени труд «Книга Систима или Состояние мухаммеданской религии».
Колыбелью российской арабистики стал основанный в 1804 год Казанский университет - старейший в России, после московского университета.
Именно здесь, в начале девятнадцатого столетия, открывается первая в России кафедра восточных языков, где, помимо
 персидского, тюркских языков и древнееврейского, изучается также арабский.
Создателем российской школы арабистики заслуженно можно назвать Христиана Даниловича Френа - академика Императорской  Академии наук.
Этот выдающийся германский учёный, уроженец Ростока, посвятил всю свою жизнь развитию российского востоковедения. Двадцать четыре года он возглавлял Азиатский музей Академии наук, где им в течение целого десятилетия, в одиночку, были собраны древние книги и рукописи стран Востока. Сегодня это

Институт восточных рукописей Российской Академии наук.
Именно Христиан Данилович Френ исследовал и систематизировал арабские источники по истории Древней Руси - труды арабских историков и географов средневековья (кроме арабских источников, Френ изучал историю древней Руси также по монетам и историческим источников волжских булгар и хазар).

И если Христиан Данилович Френ был основателем российской арабистики, то профессор Николай Александрович Ме;дников (1855 - 1918) внёс в мировую арабистику и палестиноведение такой же вклад, как Л.Н. Толстой в мировую литературу.
Его четырёхтомный труд  «Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов по арабским источникам» , содержит переводы текстов сорока семи средневековых арабских географов и историков, в трудах которых содержатся сведения о Палестине и Иерусалиме в период с седьмого по двенадцатый века.
Все источники в этом колоссальном историческом труде тщательно выверены и снабжены указателями, пояснениями и дополнениями, которые заняли отдельный том.

Профессор Медников, в совершенстве владевший арабским языком(в 1887 году он окончил факультет восточных языков Петербургского университета, а 1902 году защитил докторскую диссертацию по арабской словесности), внёс огромный вклад не только в науку.
Член Императорского Православного Палестинского Общества, он сыграл важную роль в культурном сближении Палестины и России.
Сегодня это известно далеко не всем, но деятельность  Императорского Православного Палестинского Общества в Палестине не ограничивалась одним лишь строительством православных храмов.
Под эгидой Общества были открыты учительские семинарии для местных арабов, как, например,  Женская учительская семинария в Бейт-Джале(пригороде Иерусалима) и мужская учительская семинария в Вифлееме, а также школы для обучения арабских детей русскому языку.
Программы для этих учебных заведений разрабатывались профессором Медниковым.
А его  главный труд  по истории и географии Сирии, Ливана и Палестины в раннее средневековье, не имеет аналогов в мире и остаётся наиболее совершенным историографическим источником по данной эпохе и в наше время.
Ценность труда профессора Медникова заключается прежде всего в том, что он даёт полную картину о том, какое значение арабские географы и историки раннего средневековья придавали Палестине и Иерусалиму.
Благодаря работе Н.П. Медникова, в данном вопросе существует редкая для истории абсолютная ясность.
Россия дала миру и других выдающихся арабистов и палестиноведов.
Но об этом речь пойдёт уже в следующих главах.
Возращаясь же к выделенному в начале данной публикации вопросу, следует, на мой взгляд, заметить, что одно только упоминание Палестины и Иерусалима в трудах 48 только арабских и мусульманских географов и только в эпоху раннего средневековья, уже говорит о значении Святой Земли и Иерусалима для арабов и мусульман.


Рецензии
Интересная статья о Палестине!

Познавательная!

Значение Святой Земли и Иерусалима - огромное не только для арабов и мусульман, но для всего
человечества! Не секрет, что паломники из многих государств приезжают на Святую Землю, чтобы
посетить Святые Места, связанные с их религией. Поэтому, все хотят мира этой многострадальной
земле!

ВСЕГО ХОРОШЕГО ВАМ,УВАЖАЕМЫЙ ВЛАД!

С Уважением

Александр Андриевский   25.11.2016 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр.

Влад Ривлин   27.11.2016 11:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.