Преломление хлеба

"И рассказали они как Он был узнан ими в преломлении хлеба "(Евангелие от Луки 24, 35).

"И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца..." (Деяния святых Апостолов 2, 46).


Как часто мы садимся за трапезный стол и преломляем хлеб со своими ближними. Порой мы это делаем с незнакомыми нам людьми, с которыми мы волей судьбы оказались в одной компании. А бывает и так, что преломляем хлеб даже с врагами. Замечаем ли мы, какое действие, глубокое по своему метафизическому смыслу, мы совершаем?
Вообще, задумываемся ли мы над их истинным значением и над глубиной того смысла, который положен, порой просто подсознательно, в основу наших действий?

Мы приходим в церковь и приступаем Таинству Причащения. Что, какое действие положено в основу этого Таинства? И в чем, опять же, глубокий мистический, тайный смысл этого действия? Попробуем поразмышлять над этим в понятиях не богословия, а метафизики: необходимо постичь смысл этих действий не на конфессиональном уровне, а постараться это сделать на уровне Универсума, основой существования которого является Совокупность Энергий, действующая в мире и преобразующая мир, согласно своему собственному, независимо от нашего ее понимания или непонимания, плану и собственному Закону, который дан нам к исполнению. В различных религиях и конфессиях в рамках одной религии исполнение Закона обставлено разнообразными ритуалами, самый глубокий из них по отражению смысла и интегрированности нас в этот процесс - христианская Литургия, главной частью которой есть Евхаристия с Таинством Причащения. В этом Таинстве метафизический смысл преломления хлеба отражен в наиболее полной мере, насколько вообще человеческий мозг может это постичь и попытаться выразить в действиях. Но означает ли это, что только в этом Таинстве мы отражаем свое понимание и отношение к высшему призванию нас соучаствовать в приведении мира в состояние гармонии в соответствии с Космическим планом? Нам не только дано такое право - каждый из нас призван соучаствовать в этом процессе.

Нагорная Проповедь, в которой Иисус призывает быть совершенными, "как совершенен Отец наш Небесный", обращена ко всем. Ко всем, кто хочет Его слушать и слышать. Равно как Псалтирь, где в Псалме 81-ом есть слова - "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы".

В качестве источника для формирования литургического ритуала, посвященного Причащению, взяты слова Евангелия от Матфея(26, 26): "И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое", которые описывают привычное действие, совершаемые за столом в еврейский праздник Песах. Старший за столом произносит благословение на хлеб и, преломляя, раздает его всем сидящим и вкушающим праздничную трапезу. В чем же глубинный смысл этого действия, связанного именно с преломлением и последующей раздачей хлеба? И только ли в церковном Таинстве это действие имеет такой смысл?

Иисус совершил преломление хлеба на праздничном ужине в кругу самых близких Своих учеников. Да, действие во время праздничного пасхального ужина легло в основу мистерии Таинства Церкви. Но не только в те времена, но и ранее, а тем более, позднее, ине только в еврейском народе, но в других народах Европы и Азии существовал обычай разделять трапезу с ближними, совершать ее в кругу единомышленников или членов семьи. И хлеб в такой трапезе играет едва ли не основную роль. Глава трапезного стола преломляет хлеб, раздавая его всем, принимающим участие в трапезе: тем самым совершается акт единения людей в одно целое - они уже не разобщены на одиночек, их связывают самые близкие отношения, скрепленные не просто единством цели, но единой, совместной трапезой.

Будьте уверены - за совместной трапезой чужаку или врагу не место. С чужаком трапезу не разделяют, хлеб с врагом преломлять - себе дороже. Ибо в этом акте, в этом действии мы отдаем другому часть того, что предназначено для нашей жизни - энергию: мы делимся с другим своей жизненной энергией. И если уж такого другого, чужака или, тем более, врага посадили за общий стол, разделяют с ним трапезу, преломляют с ним хлеб, то это уже не чужак, не враг - он стал нашим братом. С братом мы делим нашу общую трапезу, преломляя хлеб, брату мы отдаем часть своей жизни, делим с ним свою жизненную энергию. Мы умиряем  вражду, привносим  мир  в  отношения, соучаствуя в божественной  гармонии. И тем самым совершаем действие, имеющее мощное метафизическое значение, о котором Иисус сказал в Нагорной проповеди - "Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся".

В греческой Литургии в молитвах отражено мировоззрение, основанное на античной философии, рассматривающей мир как сложную систему взаимосвязанных между собой различных элементов. Какова же роль человека в этой системе? - на этот вопрос можно найти ответ в анализе кульминационной молитвы, завершающей Евхаристию, молитве Святому Духу на освящение Даров (Эпиклезы): "И предложив вместообразная святого тела и крови Христа твоего, тебе молимся, и тебя призываем: Святе святых, благоволением твоей благости, прийти Духу Твоему Святому на нас и на предлежащие дары эти, и благословить их, и освятить, и показать Хлеб же сей, самым честным телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа...". Эти слова написаны в церковнославянском переводе с греческого, на котором изначально были написаны литургические молитвы.

Греческий текст является аутентичным с точки зрения выражения понимания и отражения основных моментов системы мироздания и нашей роли в его развитии. Итак, греческое понятие, переведенное на церковнославянский как "вместообразная", в оригинале звучит "антитипа" ("antitypa"), в современном переводе - "устроенное по образцу" или "являющееся прообразом". То есть, хлеб преломления, независимо от последующих "молитв освящения", изначально несет в себе сильнейшую метафизическую интенцию, энергетическое действие, направленное на преодоление вражды и разделения, на восстановления гармонии между людьми и, как следствие, во всем мироздании. Ибо человек, в соответствии с Замыслом, сотворен как сотрудник, соработник Бога для устроения мира и управления миром. И ему Творцом дана власть, разрушить мир или превести его к совершенству. Совершая преломление хлеба с ближним мы усиливаем совместную близость, удваиваем, утраиваем, удесятиряем нашу энергию позитивного воздействия на мир. Совершая это же действие с врагом, мы умиряем вражду, привнося в мир позитивную энергию созидания. То есть, в обоих случаях мы реализуем в действии, а не на пустых словах, наше предназначение быть образом и подобием Бога.


Рецензии