Социальная полимеризация и мономеризация

         В 2014 году в научном журнале «Гуманитарные исследования» (Гуманис) была опубликована моя работа «Социальная генетика». Она расположена также и в интернете на сайте проза ру. Дальнейшая работа в этом направлении привела к разработке понятий «социальная мономеризация» и «социальная полимеризация».
         Полимеризация – процесс соединения  множества (poli) частей (meros) в целое (sistema), в результате которого синтезируется полимер. Философски это превращение множества в нечто одно, в результате чего мы можем заявить: одно есть многое. Так рождается моноплюрализм.
         Термин «соединение», как минимум, двузначен, обозначает и всеобщую связь и целое. Так, например, наблюдается в химии, где под химическим соединением понимается и одна целая сложная молекула и  множество взаимосвязанных простых молекул, из которых образуется одна сложная молекула. В то же время связь в химии мыслится как сила, а молекулярное взаимодействие как реакция соединения – процесс связывания. То есть налицо некоторая полисемия, раскрывающая многозначность одного знака под названием соединение или синтез: монополисемия, моноплюрализм.
         Грекоримская терминология здесь используется, так как она универсальна и встречается не только в такой частной естественной науке как химия, но и в социальных науках. Кроме того использование данной терминологии сближает естественные науки с социальными науками, что позволяет избежать обвинения в переносе терминологии из одной частной науки в другую частную науку, во взаимствовании там, где на самом деле имеет место использование общего подхода в частных случаях.
         Социальная полимеризация имеет нечто общее с биологической полимеризацией, синтезом ДНК, называемым редупликацией, воспроизведением, ведущим к производству биологической жизни. Получается, что социальная полимеризация это процесс производства социальной жизни,  социальный синтез. Ведь в основе синтеза белка находится реакция полимеризация, а биологическая «жизнь это способ существования белка» (Ф.Энгельс), точнее, ДНК. Дело в том, что главным признаком жизни является воспроизведение себе подобных, обеспечивающее связь прошлого с настоящим и будущим – биологическое движение во времени.
         На социальном уровне социальная жизнь это способ существования основного (базового) воспроизводящегося социального элемента, к которому можно отнести социальное существо – индивида, социальную особь под названием человек.
         Как известно, люди соединяются в большие и малые группы, образуя страты и социальный состав нечто одного называемого обществом. В результате у продукта соединения людей, у общества появляется статическая и в то же время динамическая: воспроизводящаяся по определённому коду и эволюционирующая (мутирующая) социальная структура.   
         В общем, двум классам родового понятия жизнь отвечают два класса производства, синтеза жизни: биологический синтез и социальный синтез.         Нас же интересует производство живой социальной системы методом социальной полимеризации, образование одного целого, одной большой социальной монады из множества малых социальных монад, социального полимера из множества социальных мономеров.
         Социальный синтез осуществляется глобально и локально. Вот упрощённая схема глобального (мир-системного) синтеза. Каждая воспроизводящаяся локальная социальная система, социальная монада или социальный мономер имеет триплет из политического - П, экономического - Э и культурного – К мономеров. И все цивилизованные общества воспроизводятся в соответствии с их социальными триплетами, связками трёх мономеров, имеющих коды.
         Различают три класса политических мономеров и три класса политических кодов: полиархия – П, олигархия – О, монархия – М. Экономических мономеров и соответствующих экономических кодов, раскрывающих суть производственных отношений или форм собственности на производительные силы несколько. Это рабство – Р, феодализм (аренда на землю) – Ф, капитализм (найм) – К и социализм (ассоциация свободных производителей) – С. Культурных мономеров и кодов столько, сколько существующих цивилизаций. Значение в культурном агломерате имеют национальный и религиозный культурные элементы и соответствующие элементарные коды. В целом всё сводится к монокультурализму – М и поликультурализму – П.
         Усложняя схему социального синтеза, следует сказать, что по традиционной логике полимеризация соединяет однотипные социальные триплеты. Так если осуществится американский синтез глобальной системы, повсюду в мире появляется американский образ жизни, панамериканизм. При этом будет иметь место повсюду один единый триплет, представленный олигархией - О, буржуазным капитализмом – К, поликультурализмом – П. Появится столица мира, скорее всего в США.
         Полиархия может иметь форму парламентаризма. Поэтому политически панамериканская система это глобальная парламентская республика, где власть президента космополиса ограничена. Кроме официального мирового правительства имеет место теневое мировое правительство. Оно представлено, условно говоря, «семибанкирщиной». То есть в данной системе активным мономером триплета является экономический мономер.
         Социальная полимеризация идёт в мономерной среде. То есть она сопряжена с синтезом социальных мономеров. Исторически синтез социальных мономеров связан с выделением человека из природы, с появлением социальных существ, индивидов – с превращением антропопитеков в питекантропов, а стада в первобытное общество. Это произошло, когда началось изобретение второй сигнальной системы (И.Павлов) – устной и письменной речи, языков.
         Вторая сигнальная система – надстройка над первой сигнальной системой, рефлексами, инстинктами. Она является фундаментальным признаком человека, того, что он не такой, как остальные животные. Вторая сигнальная система свидетельствует о появлении изобретательства как нового свойства или новой способности у биологических существ, возникшей в результате эволюции животного мира, биологической мир-системы, биоценоза. Появление изобретательства, в свою очередь, указывает на появление мышления, подразделяемого на предметное мышление, предметно-символическое мышление и абстрактно-символическое мышление как стадии его развития.
         Мышление это идеаторный синтез, генерация идей, опредмечивание (овеществление) которых посредством труда ведёт к появлению искусственной предметной (вещной) реальности под названием «вторая природа» или социальная реальность.
         Социальная реальность вначале синтезировалась локально. Изолированно друг от друга местами появлялись социальные мономеры - родовые или первобытные общины. Это были первобытные полиархии со слаборазвитой культурой и экономикой в форме натурального хозяйства.
         Когда появилось рабовладение и первые цивилизации, начался процесс социальной полимеризации. Примером является Римская империя,     свидетельствующая о завоевательном методе распространения римского рабовладельческого триплета в родоплеменной языческой европейской мирсистеме.
         В этой связи стоит упомянуть о завоеваниях Чингизхана, который при помощи жёсткой силы насаждал в Азии феодальный триплет на месте азиатского триплета. В результате в Азии появилась феодальная империя, фрагментировавшаяся вскоре после смерти Чингизхана.      
         Наполеон воевал с европейскими монархиями, пытаясь завоевательным путём поменять феодальный триплет во всех странах Европы и в России на французский буржуазнокапиталистический триплет. Продолжением процесса капиталистической мономеризации феодальной мирсистемы явилась  колониализация стран третьего мира.
         Объединение Европы Третьим Рейхом – пример социальной полимеризации с применением нацистского социального триплета.   
         Появление социалистического лагеря с центром в Москве – другой пример пример мирсистемного синтеза, основанного на использовании марксистского триплета.
         В наши дни, во втором десятилетии ХХI века идёт реакция либеральной полимеризации. Распространяется либеральный триплет.   
         Теперь необходимо заметить, что цепь так называемых буржуазных революций в Европе означала цепную реакцию мономеризации старой, феодальной мирсистемы, имевшей политическим кодом монархию – М, экономическим кодом феодализм (земельную аренду) – Ф, культурным кодом монокультурализм – М из мононационализма и монотеизма. В каждой европейской стране того времени был один народ (нация), одна (христианская) вера, один монарх, свидетельствующий о монархическом тоталитаризме. Доказательством является проскрибция, лишение феодала земли и жизни по воле монарха – хозяина всей земли феодальной.
         Как можно видеть, по национальному коду, входящему в состав культурного кода социальные мономеры феодального времени существенно отличались. Национальное разнообразие препятствовало социальной полимеризации и в буржуазное время в ХХ веке. Поэтому в Европе вначале была придумана расовая теория, затем теория единых европейских ценностей, в которой высшей ценностью значился индивид, его «Я».
         Европейская система ценностей - аксиология была основана на субъективном идеализме, на постулате «весь мир во мне». Она не предполагала понятия «Мы», вела к отрицанию коллективизма, единства многого. В результате в мышлении европейцев начинал доминировать плюралистический алгоритм, ведущий к эклектике – понятийной окрошке.
         Как известно, новое мышление, плюрализм привёл к распаду СССР. Сыпаться начал и Евросоюз (ЕС), когда появился «брэкзит». Шататься начали США и весь либеральный мир. Появился термин «шатун». Шатун как некая болезнь стал поражать либеральную Западную систему. Возникла необходимость в срочной социальной диагностике и, следовательно, в новой диагностической методологии, так как старые – либеральная и марксистская - методологии не позволяют  диагностировать социальную патологию.
         Проще говоря, появилась нужда в новой социальной (политической) теории, способной по-новому объяснить современные социальные процессы. И без социальной генетики, социальной генной инженерии  здесь не обойтись.


Рецензии