Русские боги. Траян

"Были, братья, времена Трояна"...
"Слово о полку Игореве"

Троян, Триглав (Triglаus, Tryglav) (балт.), Trzy (польск.), Трита (инд.). Имя толкуется как тройной, третий. В Древней Руси слово Троян толковали как три солнца в одном, то есть три Яна.

Бог, хранитель праведных путей, ведущих в Сваргу Пречистую и Небесный Асгард. Отец Трояна - Перун, по другим источникам его родители Велес и земная женщина. Троян — великий образ, Малый Триглав, отличающийся от Высших Триглавов. Изображается с тремя одинаковыми головами. Головы Триглава символизируют власть над землей, небом и подземельем.
Троян управляет временем и пространством в Яви. Охраняет небесные рубежи, разделяющие Явь, Навь, Славь и Правь.

Русские летописи сохранили легенду, в которой отмечена связь Трояна–Триглава с началом княжения, с образованием «государственности». Легенда положена в основание «Сказания о зачатии Москвы и Крутицской епископии», записанном примерно во второй половине 17 в.
Считается, что Троян единственный из Богов, кто правил на земле (Руси), в мире людей. Все княжеские династии произошли от него – недаром родовой знак Рюриковичей изображает трезубец Трояна.

Троян упомянут в «Слове о полку Игореве» и в «Велесовой книге» как покровитель времени и пространства в их единстве, в «Великоустюжском сборнике заговоров» (17 век)

Трояну подвластны огонь и вода. Он «в ответе за слияние воды и огня, благодаря чему возникают… целительные лекарства». (С)
Троян покровительствует здоровью, врачеванию, целебным травам. Хорошо относится ко всем людям, посещает заболевших людей, подсказывает знахарям способы исцеления.
Тотемные животные цапля, медуза и бобёр. Считается, что Троян приходит к людям во времена угрозы эпидемий в облике какого-нибудь человека или своего тотемного животного.
Считается, что «самое известное из посещений нашего мира Трояном случилось в начале весны 1348 года на Руси… с целью предупредить наших предков о надвигающейся страшной эпидемии чумы». (С)

Выражение «тропа Трояна» означает передвижение в пространстве и времени. Одно из имён Пути Млечного – «Троянова дорога». «Земля Трояна» - территория Руси.

«Самый знаменитый храм Триглава находился в Шецине (нем. Штеттен) у устья Одера. Храм стоял на главном из трех священных холмов города и был виден издалека, первый озаряемый рассветом. Изображение Триглава по описанию, имело три серебряных головы, глаза и уста которых были закрыты золотой повязкой» (С) Уничтожен в 1127 г.

В Словенских землях известна священная гора Триглав – самая высокая вершина Юлийских Альп (2864 м.).

День Трояна в середине октября.



Картина художника Дывооки Васильевой


Текст составлен методом компиляции.


Рецензии
Ольга, на мой взгляд правильно считать, что Мир построен по принципу триединства, представлен в трёх ипостасях - Явь, Навь и Правь. Славь - это это добавление сделано современными знатоками, самопровозгласившими себя "волхвами". Иначе предки поклонялись бы не Трояну.

Николай Леухин   21.11.2016 10:28     Заявить о нарушении
Может быть и так. Современные знатоки трактуют понятие Слави следующим образом: Стихия, возникающая в результате действия Белого начала в Яви, называется Славью (а Темного – Кривью).

Ольга Панчишкина   21.11.2016 10:45   Заявить о нарушении
Что такое Явь, Навь, Правь? (Нижеприведенное определение мне кажется полным и достаточным.)

~ 13 Январь, 2009 ( из интернета, автор обозначил себя –«Перун»).
Правь — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Мир. Это понятие подобно “саттве” индийской философии (Гармония, абсолютная Реальность, справедливость Законов Вселенной).
Правь – это “Музыка Вселенной”, играемая Навью и Явью в своем извечном “противоборствующем единстве”. Хаотическое, динамическое, условно “злое”, действующее, приоритетно активное начало – Навь & наличествующее (уже имеющееся, уже являющееся), условно доброе, “добро-порядок(ч)-ное”, приоритетно статическое, пассивное начало – ЯВЬ смыкаются, образуя Правь. Также верным будет утвержадать, что Правь, бесконечно разделяясь фрактально, образует Явь и Навь. Данная триада представлена в классической философии схемой “Тезис+Антитезис=Синтез”.
Явь — “Светлая Сила”, управляющая Миром, одновременно – сам этот светлый Мир, “белый свет”, видимая реальность. Также – философское понятие, приоритетно олицетворяющее Силы, Сохраняющие Мир в (таковой его “светлой”) Неизменности. Иными словами, Явь – это ТО ЧТО УЖЕ ЕСТЬ, то что явно, то что является (чем-либо).
Также характерно, что слово “является” – статичное, а уже в слове “проЯВляется”, означающем динамический процесс, присутствует приставка “про”, за которой и скрываются Силы Изменения (Навь).
Явь и Навь противодействуют и переплетаются, часто меняясь местами. В языческой философии (как и в природе) нет однозначной и четкой разбивки этих двух основных Сил по вышеописанным специализациям. Эти Силы не имеют однозначно четких граней – как одна, так и другая Сила, могут: 1) в определенной степени; 2) в том или ином месте; 3) в той или иной ситуации; 4) с той или иной точки зрения, точки отсчета – (по отдельности или совокупно) символизировать силы своей противоположности, лишь условно и приоритетно представляясь Неизменностью (Явь) и Изменением (Навь). Эти “противоборствующие в своем единстве” пары смыкаются в “музыке вселенной”, которой является Правь.
Навь — “Темная Сила”, управляющая Миром, одновременно – загробный мир, “тот свет”. Так же – философское понятие, олицетворяющее приоритетно Силы Изменения, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию Явь, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то что ЯВно, то что уже есть).
Навь – не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не “абсолютный хаос” и не некое “абсолютное зло”. Так называемое «добро» и «зло» - категории ноогенные, т.е. порождаемые разумом и вне разума не существующие. В природе нет «добра» и «зла». Природа имморальна (внеморальна). Тем более что приоритетно связанное с понятием Навь т.н. «зло» как сила, изменяющая мир, только на short-e видится таковым. На long-е оно легко трансформируется в «добро».

«Велесова книга», (дощечка 1 в переводе А.Асова)
"Праве бо есь невiдомо уложена Дажьбом а по нь яко пряжесiа теце Яве i та соутворi жiвото нашо а то колi одiде - сьмртье есь явь есь текоуща а творено о правi навен бо есте по тоiя до те есте нава а поте есте нава а в правi же есте явъ".
перевод:
"Правь была невидимо устроена Дажьбогом, и от неё как будто прядётся, течёт Явь, и та творит жизнь нашу, и коли уйдёт – смерть будет. Явь течёт и твориться от Прави. Навенно то, что после неё. До неё есть Навь, и после неё есть Навь, а в Прави же есть Явь".

Николай Леухин   21.11.2016 17:06   Заявить о нарушении
ВОЗРАЖЕНИЙ НЕТ.
О Слави ещё встречала такое высказывание, что это Светлая Навь.
Правь - мир Богов, ну а Явь - наш проявленный мир.

Ольга Панчишкина   21.11.2016 17:29   Заявить о нарушении