78-7. Биография П. Н. Филонова из Каталога

Снова привожу текст биографии из Каталога:

На музейной конференции в 1923 году он выступает с докладом и предложениями по реорганизации Музея живописной культуры в Исследовательский институт. Участвует в этой реформе, работает по общей идеологии созданного института. Но никакие общественные обязанности не могли ни нарушить, ни ослабить труд художника над картинами, не могли нарушить суровый строй его личной жизни [1].

Размышления Филонова об основах и возможностях живописи, о действующей силе искусства, о пролетаризации искусства, о революции во всех взаимоотношениях искусства складываются в разработанную им профессиональную систему. Он отрабатывает во второй редакции «Идеологию аналитического искусства», выступает с докладами по вопросам педагогики искусства и необходимостью радикальной перестройки педагогики.

В 1923 году в журнале «Жизнь искусства» Филонов публикует декларацию «Мирового расцвета».

Под поэтическим наименованием, ещё в 1914-1915 гг. Восхитившим Хлебникова, творец аналитического искусства со свойственной ему прямотой и резкостью излагает отдельные положения своей теории, обосновывая и развивая лозунги, впервые объявленные им ещё в год начала первой мировой войны.

У Павла Николаевича появляются ученики, поток которых не прекращается до смерти мастера.

До последних дней жизни Павел Николаевич считает для себя обязательными безвозмездные занятия с учениками, несмотря на хронически тяжёлое материальное положение.

(Подавляющее количество работ Филонов выполнил маслом на ватмане, так как не имел возможности приобретать дорогостоящие холсты и подрамники).

Правление Академии художеств неоднократно пыталось склонить Филонова к согласию на включение его в состав профессуры живописного факультета. Но эти попытки оказались безрезультатными за непреклонностью мастера, требовавшего отказа от учебных программ воспитания молодёжи на художественном браке (этюдов, эскизов). По утверждению Филонова процесс обучения должен целиком включиться в процесс «делания» вещи – в творческий процесс, на котором и должна показываться наука живописи – наука искусства.

С 1927 по 1929 год группа «мастеров аналитического искусства» учеников Павла Николаевича, объединённых в художественное общество, проводит значительный по результатам опыт доказательства реальности педагогических установок Филонова на росписи театрального зала Ленинградского Дома печати и в работе над постановкой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

В 1929 году Русский музей подготавливает грандиозную персональную выставку работ Павла Николаевича, в которую было включено всё наличие работ мастера (более трёхсот картин и рисунков).

В течение полутора лет при закрытых дверях экспозиция служит предметом дискуссии и острых споров, но выставка так и не была открыта.

В «Красной газете» И. Бродский в открытом письме писал по этому поводу: «Я считаю, и это не одно только моё мнение, что Филонов, как живописец, является величайшим не только у нас, но и в Европе и Америке. … Наша страна может им вполне заслуженно и законно гордиться».

Я снова отвлекусь от текста биографии, чтобы привести цитату из воспоминаний заместителя директора «Русского музея» Иващенко: «Я разъяснил партийным кругам, что искусство Филонова – отрицательное явление, что оно непонятно. Его искусство контрреволюционно, и, пока я здесь, выставка не будет открыта».
Как г-н Иващенко горд тем, что «закрыл» Филонова.

И вот 1932 год. На юбилейной выставке к 15-летию Октябрьской революции «Художники РСФСР за 15 лет» Филонов был представлен 74 работами. Но это была последняя выставка, в которой он принял участие [2].

С 1932 по 1941 год проходит второй опыт реализации педагогических установок мастера – его ученики работают над оформлением нового издания «Калевалы».
Каждый день художника был днём напряжённого творческого труда исследователя в тяжёлых, всё ухудшающихся условиях существования, Павел Николаевич жил впроголодь, на хлебе с чаем, не продавал своих работ, мечтая о создании музея аналитического искусства.

…Предполагаю, если позволят обстоятельства, сделать выставку моих работ по городам Советского Союза и заграницей, а сбор с неё отдать в пользу МОПР’а…, – пишет в дневнике Павел Николаевич.

Но этой мечте не суждено было сбыться [3].
Снова отвлекусь от текста биографии, потому что пропущены годы репрессий.

-------------------------------------------
  1. На одном из заседаний Комитета Наробраза А. В. Луначарский сказал: «Филонов — величайший мастер. Его трудно понять, но это не умаляет его величия, и в будущем он станет гордостью страны».
  2. В 1932 и 1935 гг. ГПУ допрашивало учеников Филонова и у одного из них ¬– Купцова изъяли «идеологию ИЗО».
В 1932 году начались допросы учеников Филонова в ОГПУ. Так, 5 сентября он записал в дневнике, что В. К. Луппиана вызывали в ГПУ, расспрашивали о коллективе МАИ и о причинах раскола. Филонов так расценил это событие: «Нам так или иначе ГПУ не миновать в силу моей значимости, значимости коллектива и нас вместе в современном искусстве. <…> И чем скорее ГПУ возьмётся за наше дело, тем лучше — может быть, это поможет мне, нам, моей выставке и монографии, т. е. пролетарскому искусству, и поможет нам прорваться на педагогический фронт». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. С. 155.
В 1935-м объектом внимания органов стал В. В. Купцов. В «Дневнике» П. Н. Филонова есть записи от 17, 18, 19 октября 1935 года, где он повествует о своей последней беседе с Купцовым, рассказавшим о том, как накануне «двое людей пошли с ним в его комнату и стали делать обыск. Взяли, прежде всего, переписанную им мою идеологию ИЗО. После обыска, довольно грубоватого, когда «книжки летели во все стороны», переждав остаток ночи в комнате Купцова, его повели в оперативный отдел. <…> Купцов думает, что обыск сделан по доносу. <…> Я сказал Купцову, что прежде всего он не должен волноваться или оскорбляться этим событием: обыск делают свои ребята и делают его с хорошей целью — сейчас не царские времена, когда обыск делали гады». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. с. 322–323.
  3. В Каталоге не указаны причины. Пока кратко сообщу, что арестовали обоих сыновей его жены Екатерина Александровны. Был арестован и муж его сестры Н.Н. Глебов-Путиловский. Домой никто из них не вернулся.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/21/537


Рецензии