78-8. Биография П. Н. Филонова из Каталога

                Допросы учеников Филонова в 1932 и 1935 гг.

В 1932 году начались допросы учеников Филонова в ОГПУ. Так, 5 сентября он записал в дневнике, что В. К. Луппиана вызывали в ГПУ, расспрашивали о коллективе МАИ и о причинах раскола. Филонов так расценил это событие: «Нам так или иначе ГПУ не миновать в силу моей значимости, значимости коллектива и нас вместе в современном искусстве. <…> И чем скорее ГПУ возьмётся за наше дело, тем лучше — может быть, это поможет мне, нам, моей выставке и монографии, т. е. пролетарскому искусству, и поможет нам прорваться на педагогический фронт». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. С. 155.

В 1935-м объектом внимания органов стал В. В. Купцов. В «Дневнике» П. Н. Филонова есть записи от 17, 18, 19 октября 1935 года, где он повествует о своей последней беседе с Купцовым, рассказавшим о том, как накануне «двое людей пошли с ним в его комнату и стали делать обыск. Взяли, прежде всего, переписанную им мою идеологию ИЗО. После обыска, довольно грубоватого, когда «книжки летели во все стороны», переждав остаток ночи в комнате Купцова, его повели в оперативный отдел. <…>

Купцов думает, что обыск сделан по доносу. <…> Я сказал Купцову, что прежде всего он не должен волноваться или оскорбляться этим событием: обыск делают свои ребята и делают его с хорошей целью — сейчас не царские времена, когда обыск делали гады». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. с. 322–323.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/21/541


Рецензии