80. Идеология аналитического искусства

В нашем Каталоге приводится статья Филонова «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности».

Я не вижу смысла приводить её здесь целиком, поскольку моя книга не искусствоведческая.

Но определение искусства, данное художником, приведу:

«Искусство или творчество — это действие интеллектуальною, энергетическою силой человека, работающего над вещью и над материалом, из которого эта вещь делается… Творчество, как сделанность, как мышление и труд, есть организационный фактор, переделывающий интеллект художника в высшую по силе и верности анализа форму: результат творчества, т.е. делающаяся и сделанная вещь, что бы она ни изображала, есть фиксация процесса мышления, т.е. эволюция происходящего в мастере…».

В мою задачу не входит (я так считаю) исследовать творчество художника или даже эволюцию его взглядов. Такие попытки уже были, и их можно найти, при желании. Он жил не в безвоздушном пространстве, всё видел и, думаю, всё понимал. Даже тогда, когда факты жизни коренным образом расходились с его картинкой «Мирового расцвета».

Вера Кетлинская в книге «Павел Филонов. Реальность и мифы» писала:
«Филонов наделял произведения способностью жить и развиваться в ногу с эпохой, в какой-то момент они для него перерастали своё первоначальное содержание, смещались в иной смысловой пласт. Идеология новой эпохи воспринималась им как развитие его собственной концепции мирового расцвета. В дневниках не сохранилось ни единой строчки, где он подвергал бы сомнению правильность репрессий, которые в той или иной форме касались его и друзей — они также служили «очищению человека и общества».

Он уверял пострадавших от обысков и арестов, что всё правильно, что внимание ОГПУ приближает победу аналитического искусства, бесстрашно обменивался письмами со ссыльными, встречался с теми, кто возвращался из тюрем. Когда репрессии обрушились на самых близких ему людей и он, скорее всего, смог-таки понять свои заблуждения, то просто перестал вести дневник.

Так исчезал, стирался миф, ради реализации которого художник терпел лишения. Уходили глубинные смыслы произведений, утрачивалось осознание их тесной связи с современной культурой.

Но с фанатическим упорством художник продолжал разрабатывать новые грани мифа, изменившегося, утратившего не только победительный характер, но даже название — оно не упоминается ни в названиях работ, ни в дневниковых записях.

Но в «Налётах», в поздних «Головах» читается убеждение, что «расцвет» возможен, что его время близится. Филонов не отрекался от своей изначальной веры, и в последней картине изобразил людей, которые «смотрят в будущее, некоторые его уже видят». И лишь поздние трагические «Лики» (1940, ГРМ), где беспредметная сетка элементарных частиц опутывает подобно паутине лица индивидуумов, показывает, сколь драматично было в эти годы мировосприятие мастера».

Всё же мне хочется привести основные тезисы из рукописи Филонова «Идеология Аналитического Искусства», которые были напечатаны в Каталоге, выпущенном в количестве тысячи экземпляров в 1929 году. Он давно стал библиографической редкостью. Они были вновь опубликованы сестрой художника Е.Н. Глебовой в её воспоминаниях:

«Произведение искусства есть любая вещь, сделанная с максимумом напряжения аналитической сделанности.

Единственным профессиональным критерием вещи является её сделанность.
Мастер и ученик должен в своей профессии любить всё, что «сделано хорошо», и ненавидеть все, что «не сделано».

При аналитическом мышлении процесс изучения целиком входит в процесс работы над делаемой вещью.

Чем сознательнее и сильнее была работа над своим интеллектом, тем сильнее действие сделанной вещи на зрителя.

Каждый мазок или прикосновение к картине есть точная фиксация через материал и в материале внутреннего психического процесса, происходящего в художнике, а вся вещь целиком есть фиксация интеллекта того, кто её сделал.

Искусство есть отражение через материал или фиксация в материале борьбы за становление высшим интеллектуальным видом человека и борьбы за существование этого высшего психологического вида; этому же равна и действующая сила

искусства по отношению к зрителю, то есть она и делает высшим и зовёт высшим.
Художник-пролетарий обязан делать не только отвечающие запросам сегодняшнего дня вещи, но и проламывать дорогу интеллекту в отдалённое будущее.

Художник-пролетарий должен действовать на интеллект своих товарищей-пролетариев не только тем, что это им понятно в их нынешней стадии развития.
Работа над содержанием есть работа над формой и обратно.

Чем сильнее выявлена форма, тем сильнее выявлено содержание.

Форма делается упорным рисунком. Каждая линия должна быть сделана.
Каждый атом должен быть сделан, вся вещь должна быть сделана и выверена.
Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно делай каждый атом. Упорно и точно рисуй каждый атом.

Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом.

Живопись есть цветовой вывод из раскрашенного рисунка».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/21/566


Рецензии