Z-мир. 9. Цели 1из2

Видео. 31 мин.: https://youtu.be/DVKgrlwbznU

Поведение любой кибернетической системы подчинено некоторой внутренней цели (или целям), остающейся в течение ее реализации довольно устойчивой, не зависимой от внешних обстоятельств. С точки зрения вещественно-материального состава, цель есть загадочный феномен. Она есть образ будущего события или факта, который должен быть реализован. Очевидно, цель есть явление информационное. И тогда, согласно взгляду Валерия Рябова на информацию, цель есть наделенная микроэнергией информация, управляющая макроэнергией системы, а через нее и макроэнергией окружающей среды. Достижение цели непременно сопровождается затратами внутренней макроэнергии системы.

На сегодня к кибернетическим системам относятся животные (в том числе и человек), растения и искусственные кибернетические системы. А вот, например, падающий камень кибернетической системой не является: во-первых, его цель (оказаться на земле) заложена не "внутри" [камня] (и потому такие цели являются не субъективными, заложенными внутри, а объективными, определяемые извне), а во-вторых, для достижения этой цели камень не затрачивает никакой внутренней энергии.

Внутренняя, или субъективная, цель (всюду ниже – просто цель) есть главная, сущностная характеристика кибернетической системы: без цели кибернетических систем быть не может. Следовательно, самая главная характеристика человека есть система его целей, то есть не столько то, что человек представляет из себя в данный момент и тем более не его прошлое, а ТО, к чему он стремится и к чему обязательно приблизится. Плохой человек, которые имеет хорошие цели, это уже не плохой человек; и наоборот: человек с хорошим прошлым, но с плохими на сегодняшний момент целями – это плохой человек. Итак, человек, его суть и его деятельность "начинается" с цели (с системы целей, а правильней – с вектора целей).

Цель человека имеет две формы. С одной стороны, она есть образ [натуральный или системный, подлежащий реализации]. С другой – вербальное описание этого образа. Цель, выраженная в словах, есть по существу ПРИКАЗ (отсюда и энергия!) – не важно, кем отданный.

Цели бывают текущими, большими и фундаментальными. Они различаются затратами энергии (физической и психической), количеством времени для их достижения и первопричиной появления.

Текущие цели (скушать мороженое, купить украшение, побездельничать и т.п.) обычно периодически возобновляются и достигаются за день, за месяц, от силы за год и в большинстве случаев порождены инстинктами. Через какое-то время после их удовлетворения они обычно появляются вновь.

На достижение больших целей (получить образование, сделать научное открытие, построить дом, захватить власть и т.п.) уходят годы, и порождены они, как правило, модой или традициями (т.е. культурой общества).

Фундаментальные цели измеряются самой жизнью, обычно преследуют кардинальное изменение человека или общества и являются результатом больших философских размышлений.

Из всех кибернетических систем пока лишь человек имеет возможность строить цели независимо от внешних относительно сознания факторов. Правда, используют эту возможность редчайшие единицы. Практически же А-человек безоговорочно соглашается считать своими целями те, которые в его сознание привнесены извне.

Построение своих собственных целей – не заслуга человека, а величайший подарок судьбы (с точки зрения тех, кому этот подарок достался). В момент выбора целей человек становится независимым от самого себя, семьи, общества и вообще любых внешних обстоятельств. На короткий миг он становится абсолютным богом, властелином Вселенной (относительно принятия решений). И если цели не противоречат объективным законам и человек приложит достаточные (какие, будем выяснять ниже, а по сути – только не лениться!) усилия для их достижения, то он почти наверняка их реализует.

Неумолимый (и замечательный – «с точки зрения» цивилизации в целом!) закон природы состоит в конечности индивидуальной физической жизни. И потому каждый человек вынужден как бы обменять свою физическую жизнь на этом свете на нечто. На что же именно?!

Один готов отдать свою жизнь за лакомство или наркотический кайф, другой – за власть над окружающими, кто-то за то, чтобы войти в историю (за своего рода власть над потомками, над их умами)... Всех возможных целей не перечислить. Но если цели есть главная характеристика человека, то возможность просчитаться в их выборе должна страшить: проживешь всю жизнь ради лакомства, а под старость выяснится (впрочем, обычно не выясняется – ибо теряется способность к выяснению), что были в жизни вещи куда более интересные и значимые. Поэтому тот, кто хочет "продать" свою жизнь по самой высокой цене, должен просмотреть все известные цели (а для этого нужно иметь в руках их список) и напридумать великое множество всевозможных новых целей.

Наилучший выбор наилучшей цели – это серьезная и большая работа. И с плохим инструментом эту работу хорошо не выполнить. Инструментом же в данном случае является сознание, а более точно – знание-мышление, или аппарат мышления. Чем же отличается хорошее знание-мышление от плохого? Вопрос этот наитруднейший: человек с плохим аппаратом мышления не может понять, какое знание-мышление является хорошим; хорошее же знание-мышление само по себе не возникает, так как человек свое знание-мышление копирует с окружающего мира – в первую очередь со знания-мышления своих родителей. Родители же свой аппарат мышления тоже копировали с аппарата мышления своих родителей, и так далее. Таким образом, знание-мышление современного человека в своей основе осталось первобытным. Конечно, знание-мышление современного человека несравненно шире знания-мышления первобытного человека, но сам логический механизм мышления с его потаенными психологическими пружинами остался ТЕМ же, ибо пока не известно случая, чтобы хоть кто-нибудь пытался изменить этот механизм (лично мне о таких попытках ничего не известно).

В конце 20-го века разработаны эффективные методики существенного увеличения памяти и уровня логического и изобретательского интеллекта, но... опять же на базе прежнего логического механизма мышления. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера повышает, по экспериментальной оценке самих тризовцев, логический интеллект человека (если я правильно понял) в среднем в 2000 раз (что мне представляется реалистичным). Но сама эта теория обслуживается все тем же традиционным мыслительным аппаратом, в основе которого лежит бессистемное усвоение вербального знания в раннем детстве. И став взрослым, человек практически никогда не ставит под сомнение правильность и эффективность знания-мышления, полученного им в детстве.

Иное сознание начинается с отрицания своего совершенства своего аппарата мышления. Принятие этого постулата производит полный обвал в сознании А-человека: то, что всегда считалось "совершенным", при критичном взгляде оказывается безнадежно убогим, "авторитеты" – ничтожествами, "истины" – ложью... Как же мыслить и жить в таких условиях?!

Но... первый шаг сделан: бросившись в воду, мы должны в ней барахтаться. В поисках точки опоры человек ищет новые ценности, новые принципы, новые истины. Но важно, что отныне не гены, не родители, не толпа управляют его Я, но сам человек решает, кем ему (то есть его Я) быть. Если А-человек от рождения и до смерти является лишь однозначной функцией обстоятельств, то иной человек хоть на короткий миг, но свободу в выборе своего Я обретает. А для этого необходимо занять позицию над своим Я, то есть обрести над-Я. (Над-Я – это мнение о вас очень близкого вам, но асбстрактного, не существующего, «друга», которому вы полностью доверяете.) Если мое Я говорит мне "Я хочу кушать!", то мое над-Я вступает с ним в жесткий диалог: это правда? это вовремя? это нужно? это важнее прочего? и т.д.

Дотошный А-оппонент может сказать, что и над-Я является однозначной функцией обстоятельств, ибо о существовании над-Я человек получает информацию извне. Возможно, доля истины в этом возражении есть. Но не более. Над-Я не передается по наследству; не могут вбить его в голову и не ведающие о нем родители. Человек о существовании над-Я узнает либо из книг, либо от Учителя (замечу, что каждый Учитель в свое время был Учеником). И в том, и в другом случае перед человеком ставится свободный выбор: взять или не взять себе в начальники над-Я, а если взять, то какое именно? Конечно, чтобы назначить себе над-Я, у человека должна быть к этому предрасположенность (интерес к доброте, красоте, полезности и т.п.). Но ведь если для предрасположенности не создать условия для реализации, то она так и останется втуне.

Окончание следует.


Рецензии