УВА

В последнее время в новостях то и дело, где-нибудь между Сирией и Украиной, проскакивают новости о случаях пьяного дебоша пассажиров на борту авиалайнеров. Чрезмерно принявшие на грудь граждане затевают драки, оскорбляют, курят, пристают и прочими способами нарушают общественный порядок вплоть до полной невозможности дальнейшего продолжения нормального полета. Лайнеру приходится совершать посадку до точки назначения, пассажиры и встречающие нервничают, приходится применять различные меры. В общем, сплошные неудобства, непредвиденные растраты, стресс и все такое прочее. В последние годы это стало настоящей проблемой. Каковы же ее причины и какие меры следует предпринять во избежание подобных случаев в будущем?
Увеличение числа авиакатастроф и открытость всеобщего информационного пространства приводят к усилению эффекта аэрофобии в обществе. Люди стали бояться летать. Все эти новости, смакование подробностей в ток-шоу и радиоэфирах, доступность всего и вся в Интернете – все это уж никак не придает уверенности в успехе предстоящего полета. При каждой успешной посадке пассажиры взяли за правило аплодировать, чего раньше не было (помню на собственном опыте). А тут еще возрастающая террористическая угроза, случаи пьянства пилотов, разгильдяйство и халатность обслуживающего персонала самолетов – и все это по новостям. Это все усиливает неуверенность граждан и просто обычный страх.
Короче говоря, мы имеем дело с очевидным стрессорным фактором. Есть люди, обладающие сильными нервами и слабым воображением – им проще. Другие же, более впечатлительные, пересаживаются на менее безопасные виды транспорта (поезда, авто), а те, кому время дорого (бизнесмены и пр.) и вся их деятельность связана с частыми перелетами, прибегают к самому доступному и привычному способу снятия стресса – алкоголь. Очевидно, что все это в итоге негативно сказывается на авиабизнесе.
Но чего же именно боятся люди, находясь в воздухе? Катастроф на дорогах на порядки больше, но сила страха, если можно так выразиться, больше на порядки для воздушной среды, чем для суши.
Человек - существо земное. Каким ми бы мечтами себя человечество не тешило, до собственных биологических крыльев ему пока еще очень далеко. Подсознательно человек понимает, что катастрофа на шоссе или железной дороге не гарантирует ему стопроцентный летальный исход, а даже если и произойдет то, как правило, мгновенно. В общем тут есть некоторый «объем» надежды. А вот в воздухе – стопроцентный леталь. Но и это еще не все. В воздухе нет стопроцентного мгновенного леталя (леталь, летать – интересно…). Как правило, самолет некоторое время падает. И это время может занимать до 10 минут. Это значит, что эти 10 минут пассажир о ж и д а е т собственной, притом неминуемой смерти. Только вдумайтесь, представьте это состояние, вкусите его полностью. Те, у кого воображение слабое – могу лишь отослать к ресурсам ютуба с записью расшифровок черных ящиков. И то там найдете лишь данные о психологическом состоянии экипажа в рулевом отсеке.
А что происходит в салоне для пассажиров в эти адские минуты?
Попробуем погрузиться в атмосферу данной ситуации.
Пока все нормально, полет нормальный. Салон полон, человек 50-60. Между рядами с тележкой не спеша проходит сексапильная стюардесса, раздает соки, леденцы. На табло показания высоты и температуры воздуха за бортом. Кто-то читает, кто-то погрузился в просмотр фильма на айпеде или как это там называется, кто просто слушает музыку в больших наушниках, кто спит, кто-то забавляется с маленькими детьми. Слышен ровный гул, за иллюминаторами висят белые кучевые облака. Люди после отличного отдыха за границей ждут не дождутся встречи с родными и близкими в аэропорту…
Вдруг шум гула чуть изменился и лайнер делает плавный, но ощутимый толчок куда-то в сторону и вниз. Несколько человек встревожено огляделись, стюардесса, также улыбаясь, успокаивает, объясняя эти явления обычной воздушной ямой (или как там все это правильно называется – не важно). Встревоженные пассажиры успокаиваются, возвращаясь к своим делам. Но опять происходит что-то странное. Это крен. Левый ряд стал немного ниже относительно правого и чувствуется, как происходит какое-то скольжение в сторону левой стороны вниз. Теперь весь салон отрывается от своих занятий, многие вцепились в ручки кресел. На тележке стюардессы зазвенели стаканы. Послышались тревожные голоса, среди которых явно был слышен детский «Мама, что это?». Со звуком гула тоже произошли изменения – был небольшой свист, поменялся  тембр гула. Самолет, присев и качнувшись, вроде бы восстанавливает верную траекторию полета. Стюардесса спешно уходит в сторону рулевого отсека. Проходит какое-то время. Кто-то дальше уходит в плеер, но кто-то насторожился. Это семья из трех человек (отец, мать и пятилетний сын) и мама с семилетней дочкой. Несколько женщин и мужчин уже в возрасте тоже насторожились. Один достает фляжку, делает глоток. Стюардессы нет, табло работает. Вдруг самолет нагибается уже направо и так, что пассажиры скользят на своих креслах, сильно вцепившись в подлокотники. Послышались отдельные охи и даже вскрики. Вбегает стюардесса чуть встревоженная и просит всех успокоится, объясняя, что ничего страшного не произошло. Она говорит непонятные слова про турбулентность, ямы и не совсем благоприятные метеоусловия. Но корпус самолета резко разворачивается, уже клонясь назад, хвостом к земле. Все это становится похожим на какой-то знакомый аттракцион, с той разницей, что аттракцион дает удовольствие, здесь же начинает расти страх, переходящий в настоящий ужас. Все уже на взводе, самолет так и наклонен назад, дети плачут, кто-то начинает молиться, кто-то обнимать соседа. Семья из трех человек крепко обнимается, отец видит испуганные большие глаза маленького сына и не может ничего сделать. У него начинает клокотать внутри с ощутимой болью. Гул самолета усилился, совсем изменился, и тут слышен уже не гул, а суровый ветер грядущего небытия. Стюардесса исчезла, а табло погасло. По громкой связи начинает говорить старший помощник пилота. Возможно что-нибудь такое: «Товарищи пассажиры, просим соблюдать спокойствие. Наш лайнер попал в сложную турбулентную зону. Пожалуйста, все пристегнитесь. Мы начинаем набирать высоту, в зону безопасности. Скоро мы выйдем в обычный режим. Нормальный полет гарантирован». За иллюминаторами мелькают редкие, но серые облака, в салоне стоит страшный гомон и плач. Дети с силой вцепились в родителей, кому-то плохо, появляется запах лекарств. Теперь уже ни одного в плеере нет. Весь алкоголь выпит. И через какое-то время лайнер влетает в черную тучевую массу, слышен гром снаружи, а самолет перевернуло набок так, что весь правый ряд повис на своих ремнях.
Мат, ор, вопли, воззвания к Господу, детские плачи придушаемые ополоумевшими от ужаса родителями, запах нечистот. Один заставляет всех хором орать «Отче наш». Самолет переворачивается и летит носом прямо вниз. Почти весь салон летит обнявшись, кто бы рядом ни был. Удар. Тысячи градусов по Цельсию, чувство рвущегося на части собственного тела. С треском, с адской болью.
 
Люди, те кто находился на земле видят зарево. Их охватывает ужас, смешанный с любопытством…

УВА – устройство временной анестезии. Если Вы боитесь летать, то в случае неизбежной катастрофы наша авиакомпания предлагает Вам воспользоваться уникальным изобретением специалистов – устройством временной анестезии. УВА представляет собой компактную маску, удобно закрепляющуюся на рото-носовой части головы с помощью ремня. Маска находится сверху в потолочной части в специальном гнезде с соответствующим знаком «!!!» над каждым креслом и автоматически отсоединяется в случае опасности. Она соединена шлангом с газовым резервуаром. Разработанный отечественными специалистами особый газ позволяет быстро заснуть, при этом потеряв всякую телесную чувствительность. В случае удачного приземления, действие газа прекращается примерно через один час.
Спокойного и комфортного полета Вам, наши дорогие пассажиры!
Мы рады видеть Вас на бортах наших авиалайнеров!


Рецензии