Вместо эпилога

Из книги "Охотницки да рыбацки байки и не только"








       Довелось мне прошлым летом поездить с рыбалкой на бывший посёлок Шегультан - это 12 километров не убиваемой староивдельской дороги. Есть места и лучше, но вездесущие «товарищи» на внедорожной технике изъездили всё и вся вокруг так, что просто так, куда охота бы попасть, уже не попадёшь. К тому же и ездят некоторые из них не на рыбалку, а «за рыбой». А это, как говаривали в Одессе – две большие разницы. Если удочкой никак, то есть сеть, если и сеть не помогает, есть у них ещё «что-нибудь», о чём и писать-то противно. Горько на душе от того, что это их «движение» ширится. Многие северные реки скудеют, а некоторые уже совсем опустели от наплыва таких, кто «за рыбой». И не только за рыбой, ещё и за мясом, пушниной и даже лесом. Говорить о наболевшем можно сколько угодно - толку мало. 
      Вернёмся-ка лучше на реку. Лето было, скажем, не совсем летом, а «весной в разгаре», которая незаметно перетекла в начало осени. Рыба, харюз  в частности, вообще себя на посёлке не показывал. Поднялся в верховья как партизан, особо здесь не задерживаясь. Несколько харюзков я в начале лета успел поймать, а затем переключился на спиннинг, ввиду бесперспективности поплавочной (харюзиной) рыбалки…
      До посёлка и чуть выше по реке поднимается щука. Вот на ней я, года три назад, и начал оттачивать(по большому счёту – осваивать) мастерство забросов и проводки. Речная спиннинговая рыбалка отличается от озёрной. Там думать не надо – плыви да бросай! Здесь же бросать нужно осторожно и точно. В связи с этим вспоминаю рассказ товарища по многолетним рыбалкам, Сергея Ивановича Балахничёва. Он рассказывал, что сам видел как спиннингист-профи на спор разбивал блесной бутылки, заброшенные в воду теми, кто с ним спорил. Оснований не верить у меня не было, так как я знал его много лет. Разбитые бутылки это тема отдельного разговора, но точность забросов повергает в изумление! Так вот. В своих тренировках я дошёл до того, что уже не снимал с кустов блёсны и летели они примерно в нужное место речного русла. Про клёв ещё не было и речи. Подбор блёсен был из «дедовых» запасов, хотя мысль «а вдруг клюнет?» не раз посещала меня. Рыбалка – это ещё и приобретение необходимых знаний. Разговоры со сведущими людьми и полученные рекомендации заставили ехать в рыболовный магазин, где глаза пошли в разбег. Любой каприз за Ваши деньги! Выбрав нужные дешёвые китайские(пока и такие сойдут) аналоги рекомендованных фирм, купил и коробку, куда сложил купленный «инструмент». Даже запомнил некоторые названия типов блёсен: воблер, поппер - пока хватит. Речная специфика такова, что здесь нужны блёсны определённых характеристик. Шегультан – горная, неглубокая река с течением, иногда выше среднего. Нужны были мелко заглубляющиеся и не тонущие. Попробовав свой «инструмент», остался доволен. Были поклёвки непонятно кого. Ведь кроме щуки здесь и таймень, кто же брал тогда так и осталось тайной. Я стал приезжать на посёлок со спиннингом, но удочку никогда не забывал. По щуке я понял, что стоит она в тихих закутках, у глубоких ям, не заходя в течение. Также заметил, что бывает караулит на мели, на кромке растущего из воды «лопушника» и в акваториях тихих глубоких плёсов. Таймень, как истинный хозяин этих мест, вёл себя непредсказуемо, появляясь внезапно в разных местах и клевал когда хотел. Мог гонять мелочь, никого не боясь и напрочь игнорировать всё содержимое коробки с «инструментом», что чаще всего и бывало.
       Не лишне заметить, что в это же лето мы с братом имели несколько совместных выходов на озеро Верхнее. Оно недалеко от села. Расположено в болоте и имеет ровное, одного уровня донное пространство. Примерно полтора метра. В период жора щуки, самым ранним летом, там появляется отличная возможность перепробовать всякого вида блёсны и определить приоритеты, которые, как  я заметил, применимы и на реке. Интересный  факт. Купленная как поппер, небольшая серебристая рыбка-чебачок, при проводке шла как самый мелкий воблер, то есть почти не заглубляясь и имела большой успех у водной публики. Позарилась на неё трёхкилограммовая щучка и ещё несколько, меньших размеров. Пришлось даже подкрашивать – ободрали щучьи зубы приманку! Таким же образом отобралось ещё несколько блёсен и вот с этим арсеналом я начал охоту на Шегультане.
       …Самое первое место – это глубокая яма с заводями, под бывшим мостом. Тут удобно кидать и мест разных много, но нынче она не осчастливила меня ничем. Чуть ниже есть мелкое плёсо с течением. Там, год назад, я увидел как таймень гоняет мелочь. Трясущимися руками нацепил поппер окунёвой окраски и бросил. Первый раз не попал, но со второго – он нагло напал на пластмасстку, у которой я сдуру снял с брюха второй тройник, считая его лишним. Вышло всё как в кино! Сразу после его броска, я резко дёрнул и крутанул катушкой. Результат был плачевен… Спиннинг в одной руке - ручка от катушки в другой! Но он ещё не сошёл! Почуяв слабину, он пошёл... ко мне, под мой берег и там, пока я пытался сматывать «плетёнку» руками – выплюнул блесну. Вот так закончилась наша встреча. Мне преподали урок. Негоже с шашкой на танки-то! Самое интересное, что вскоре после этого, в этот же вечер, я его снова нашёл, чуть выше, на переезде через реку. Там такое же широкое мелкое плёсо и там он также гонял чебака с селёдкой. Переставленной с удочки катушке «Okumа» надоело посылать весь мой арсенал из коробки при виде резвящегося, среди чебачьей и селёдочной мелочи ,«гада», который напрочь игнорировал всё, что я ему подсовывал. Устав стоять и бросать, отойдя от адреналиновой горячки, я трезво взглянул на свой «агрегат» и вспомнил размеры того, на которого я замахнулся и сейчас замахиваюсь уже бесчисленное количество раз. Даже если бы… то я вряд ли его одолел. К сломанной катушке прибавился бы сломанный спиннинг. Конечно, не слону дробина, ну где-то пуля 32 калибра, не более. Такие вот дела были в недалёком прошлом.
       Идём дальше. После этого плёсика метров через сто расположена большая яма с сильной струёй в повороте направо с обширной и глубокой заводью.  После неё длинное прямое, постепенно мелеющее, широкое плёсо, метров 15 шириной и метров 300 длиной. В этой яме у меня один раз была поклёвка на «чебачка», возле самого берега, у лопухов. Я понял, что это мелкая щучка кинулась как шавка из подворотни, но не зацепилась. Несколько последующих проводок результата не дали. В длинном плёсе я сделал несколько забросов, но всё было тихо. Следующая яма находится опять же в повороте направо. Она поспокойнее предыдущей, помельче и здесь всегда останавливается харюз, поднимающийся в верховья в начале лета. Сейчас, в середине августа, я и не надеялся его тут увидеть, но спиннингом махнуть решил. Опять «чебачок», заброс через струю, к тому берегу, рваная проводка, блесну течением постепенно стаскивает к моему берегу и я выкручиваю её против течения, вдоль стены глубоко растущего лопушника. О-оп! Чегой-то зацепилось, но не шибко серьёзное, судя по дрыганью. Тащу через лопушник и выбрасываю на берег. Толи щучка, толи щурёнок-переросток. Ну что? Обрыбился! Та же ситуация, что и в предыдущей яме. Стоит в кромке лопухов и ждёт, что мимо проплывёт. Хвать-похвать – как получится, у этой получилось… да не то съела. Покидал ещё – пусто. Перекурил и решил сходить в устье Светлой речки, которая впадает в Шегультан в пятистах метрах ниже. Там, чуть ниже замытого устья Светлой есть шикарная яма с «обраткой». Глубокая, в повороте влево, после которого она заканчивается тихим широким и глубоким, не длинным плёсом. Старая дорога идёт вдоль берега. Ходьбы минут пятнадцать. Не торопясь захожу по мелкому руслу в устье и вижу яму. Тишина. Думал, может харюз. Никого. Метрах в пяти от меня по моёму берегу – здоровый ивовый куст, заслоняющий обзор. Выхожу дальше в русло Шегультана и вдруг из-под куста вижу уходящий след волны в русло. Кто-то есть! Не раздумывая, через себя бросаю прямо вниз, по руслу. Того же многострадального» чебачка». Не сделав и десяти оборотов, чую рывок. Е-е-сть! Судя по рывкам это щука! Стараясь быть спокойным, выкручиваю, выкидываю на берег. Ну килограмма два в ней есть! Речная щука толстая, короткая – бодибилдер да и только! Хм, хватает без всяких сюсюканий, не взирая на то, что я её потревожил! Во где волчья хватка, во где наглый, безнаказанный инстинкт хищника! Алчная натура, не пропускающая в пустой яме любое плывущее существо! Но, и опять же, это всё естественно, создано природой, по другому никак!
       Посидев, поразмыслив, докурил сигарету и пошёл обратно. Времени хватало сходить и выше переезда. Там есть тихие глубокие плёса, может там такие же есть? И ведь не прогадал, но всё по порядку.
       Вернувшись в посёлок, я прошёл до переезда и поднялся по реке метров четыреста. Противоположный берег постепенно становился крутым и тут начинались плёса, про которые я говорил выше. Здесь, год назад, я видел кормящегося монстра. Тайменюга глушил мелочь. Всплески были такие, как если бы взрослый мужик мог бросить в воду камень, который смог поднять! Я видел четыре таких всплеска! Жуть! И радость! Это ж «генофонд» питается! Приятного аппетита, Ваше речное Величество!
       Нынче было тихо, ни чебака, ни селёдки видно не было, обычно они тихонько и часто плавятся стайками в струйках медленно движущейся водной массы. Хотя, тишина бывает обманчивой. Солнце начинало свой закат за макушки прибрежного леса, было на удивление тихо. Я начал бросать просто по площади. Здесь всё однообразно. Постепенно поднимаясь выше, к концу покоса и зарослям черёмушника. И вдруг, только сделав заброс, сразу увидел атаку на блесну, она почти по поверхности идёт! Рывок с подсечкой – мимо! Выкручиваю, бросаю туда же. Сразу опять хватка! Рывок, подсечка – опять мимо!!! Я в миг вспотел, выкрутил, осмотрел блесну, всё цело. Снова заброс туда же и опять сразу поклёвка – подсечка! Во-о-от она! Как любил говаривать мой дед Лёня! С третьей попытки! Не боясь ничего! Наколовшись наверно и не раз! Поразительно…
       Покидав ещё, меняя приманку, собрался возвращаться. Сложил снасти, а перед глазами ещё стояли эпизоды щучьей охоты и удивляло их обострённое чувство добычи. По дороге к мотоциклу продолжал размышлять. Пойманные щуки действовали, если можно так выразиться, по закону хищника. Это заложено в них природой, это их жизнь, которую они изменить не в силах. Только так они могут жить: давать потомство, развиваться, взрослеть. Всю свою «сознательную» жизнедеятельность они будут искать добычу!
       В голову закралась мысль о том, что просматриваются некие аналогии с нашей человечьей жизнью. Планетарно мыслить было неохота и я остановился на народе собственной страны с её неисчислимыми богатствами. Неожиданно для себя пришёл к выводу, что кажущиеся несметными - природные ресурсы убывают со скоростью, которую не осознаёт нынешнее руководство. А не осознавая, не предпринимает никаких действий и мер для бережного, рационального их пользования. Нет соответственных программ, законодательных актов; обездвижены сплошной «оптимизацией» организация, охрана и контроль в природных отраслях. Лесное, охотничье и рыбное хозяйства – «без руля и ветрил»! Отсутствие должного внимания очень чётко замечает и отслеживает категория людей, которая «за рыбой», и она, оказывается, «плодится» в геометрической прогрессии, создавая ту скорость убывания ресурсов, о которой я говорил выше.  Просматривается её «щучье» отношение ко всему, что можно схватить, урвать, продать и снова хватать, рвать, продавать до бесконечности… пока сам не сдохнет или пока не кончится то, что продаётся. 
       Откуда появляются такие «щуки» в человеческом обличье? Ведь человек рождается и входит в эту жизнь «очарованным странником»! И я твёрдо уверен, что именно такие люди, оставшиеся «очарованными» до самой смерти делали и делают мир чище, светлее, свободнее! Такими были, есть и останутся навсегда герои наших рассказов: Борис Николаевич, Николай Иванович и Петька-вогул с Сергеем Манси, Володя Серебров, Серёга Ахмет, Гришка и Митя Хозяиновы, Лёня и Серёга. Это носители Великой светлой энергии животворных истоков родной природы. Именно за ними будущее! И если после прочтения этой книги, к таким как они, прибавится ещё хоть сколько-то «странников», значит она написана не зря.

14.01.2016 г.


 


Рецензии