Возвращаемся к классике 3
Так, работая на одном предприятии, где "на лопате" было половина с высшим образованием (не говоря о среднем специальном), я разговорился со студентом, "шабашившим на летних каникулах". Речь шла об экономике и выяснилось, что этот студент 4-го курса строительного факультета не знает что такое производительность труда, товар, рабочая сила, себестоимость продукции, товарооборот и т.п. Я думал он шутит, когда услышал в ответ о каких-то японских индексах. В конечном итоге я попытался ему показать формулу, деля один показатель на другой. В результате в шоке был уже этот парень. Позже он специально обращался к преподавателю, пытаясь выяснить не шутил ли я. А когда ему написали несколько простейших формул, то он был просто раздавлен этим. "Чему же нас там учат, если не рассказывают о простейших вещах?"- Вырвалось позже у парня при повторной нашей встречи.
Поэтому я решил использовать учебники советских времен по политэкономии и т.п. , хотя конечно не все, что там написано, не смотря на мое критичное отношение к авторам. Так будет проще понимать читателям и сбережет время.
Кроме этого, основной источник - Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин, а также статистическая литература советских времен, а также то что все мы могли слышать, видеть в СМИ за многие годы жизни в нашей удивительной стране.
Что мы будем изучать? Каким образом?
Предмет нашего исследования - отношения между людьми, которые возникают в процессе производства товаров и услуг, то есть общественный строй производства.
Метод изучения - размышления на основе сравнения, анализа, поиска закономерностей и тенденций и т.п. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ..."(Это по Ленину)
Как известно "Все течет, все изменяется". Классики марксизма разработали диалектический материализм, а позже исторический материализм и доказали что все течет и изменяется по траектории в виде спирали, при этом все новое - это хорошо забытое старое с небольшим изменением.
(Тут я вспомнил, как Ленин характеризовал Николая Бухарина - "Колю-Балаболку"(в узких кругах). "Он никогда до конца не понимал диалектики ..." То есть учение Маркса для Ленина было не пустым звуком и он его применял на практике, вводя НЭП, кооперативы, а позже признавая, что это вынужденная мера и с ней нельзя затягивать)
Используя их исследования можно на жизнь людей посмотреть уже объективно, а значит возможно и что-то прогнозировать, предвидеть, не обращаясь к колдунам или религиозным постулатам.
"Капитал" Карла Маркса начинается с изучения товара и его свойств. Политэкономический учебник - с общественного производства и его роли в человеческом обществе. И это не случайно, так как Маркс поставил на первое место главное - товар.
Кто побеждает (в конечном итоге) в конкурентной борьбе, соревновании между государствами?(Если бы были инопланетяне, то и - между планетами, галактиками и т.д.) - Побеждает тот, у кого самый лучший товар, самый качественный, самый дешевый (при всех прочих показателях равных), самый-самый-самый!
В СССР политэкономы были уверены, что товарный фетишизм - глупость. Они считали, что главное - это отношения собственности, т.е. кому принадлежат фабрики и заводы ..., т.е. средства производства.
Как показала практика Советского Союза не стало, но товары, которые были качественными, лучшими остались и те, кто ими владеет имеют вес в мире. Я имею в виду танки, самолеты, космические корабли, автомат Калашникова и т.д. Другой пример - фирма "Моторола", которая обанкротилась и была несколько раз перепродана. Однако именно она разработала браузер Андроид и сейчас им пользуются очень многие люди, продолжая считать "Моторолу" лучшим производителем телефонов и раций. Таким образом побеждает тот, кто может произвести более качественный товар.
Поэтому я тоже начну с рассмотрения такого понятия, как товар.
"Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности ..."(К.Маркс)
То, что можно продать или купить и есть товар. Если я на даче вырастил яблоки, то они еще не товар, а вот если я их выложу на рынке, то они станут товаром. (Тут сразу бросается в глаза особенность дачи в СССР - там выращивали продукты питания, не превращая их в товар, а для личного потребления. Аналогично и участки земли в сельской местности - там выращивали картошку, лук и т.д. для собственных нужд.
С точки зрения политэкономии - это нетоварное производство, которое позволяло значительно снизить цены на рынке, т.к. спрос уменьшался, а в конечном итоге снижало стоимость такого товара, как рабочая сила. Интересно еще и то, что очень часто люди хотели продать свои продукты, но власти этому препятствовали, не желая, чтобы появлялись богатые. На самом деле боялись, что цены на рынке упадут ниже, чем в магазинах госудпрственных, а это было уже опасно для наполнения бюджета. Советская торговля, ккоперативная торговля, другие торговые системы - это было по факту материально-техническое снабжение, типа как в армии, и торговлей не являлись в полном смысле. Настоящая торговля была - это черный рынок и колхозный рынок. Например банка кофе на черном рынке стоила 10 руб., а в Москве этот товар стоил 3 руб. и спокойно продовался в госторговле. Мясо стоило на колхозном рынке 10 руб., а в магазине в Москве оно лежало по 1-90 в госторговле. В других городах, например таких, как Ростов, тоже все было, но с переплатой из под полы. (Т.е. кофе стоил 6-8 руб., мясо 5-7 руб. в госторговле). В потребкооперации многое было, но цены были чуть ниже рыночных, хотя значительно выше государственных.)
Таким образом продукт труда, предназначенный для купли-продажи(обмена) и является товаром. У товара есть свойства, которые можно определить через потребительскую стоимость и меновую стоимость. Таким образом существует два фактора товара, которые его и характеризуют. (Однако существуют товары, которые непросто оценить - это произведения искусства (картины, какие-то вещи антиквариата). Некоторые из них не имеют цены, их невозможно купить или поменять. В этом случае эти вещи выпадают из товарного оборота и становятся чем-то особым, напоминающем сокровища.)
Что же касается обожествления товара, названного Марксом товарным фетишизмом, то оно существовало везде, и прежде всего в СССР. Хотя советские политэкономы считали это явление категорией исторической, существующей в условиях частнособственнического товарного производства. Это еще одна ошибка, которая происходит из-за того, что отношения в социалистической системе представляли как особые, отличные от капиталистической системы. На самом деле товар себя проявляет одинаково везде, но все это может быть скрыто, завуалированно государственным вмешательством.
Так, тоже кофе, к примеру, продаваемое в Москве по 3 руб. активно скупалось и оказывалось на черном рынке в Таганроге за 10 руб. Если бы его сразу поставили в Таганрог, то его бы скупили еще со склада и на черном рынке оно стоило бы 7-8 руб. Это демонстрирует то, что искусственное занижение или завышение цены на товар в конечном итоге ничего не дает, а лишь создает дополнительные звенья в цепи между производством и потреблением. Товары же типа кофейного напитка, не пользующегося высоким спросом, продавались спокойно в любом магазине, а порой их даже отправляли назад на базу, так как потребительская стоимость этого товара была низкой, а меновая - завышенной. Ведь кофе не сравнишь с овсом.
В следующей части я надеюсь продолжить рассматрение товара и его свойств, а также от чего зависит величина стоимости товара. Сейчас это всем хорошо известно, но лишь с позиций буржуазных экономистов. Будет правильней рассматрение с различных сторон.
.......
Свидетельство о публикации №216112301244