Возвращаемся к классике 3

     Для бывших советских граждан не нужно было бы останавливаться на многих вопросах политэкономии, так как они об этом знают очень много. Но нынешние граждане бывшего Союза, молодые люди часто не имеют даже малейшего представления об элементарных вещах.
Так, работая на одном предприятии, где "на лопате" было половина с высшим образованием (не говоря о среднем специальном), я разговорился со студентом, "шабашившим на летних каникулах". Речь шла об экономике и выяснилось, что этот студент 4-го курса строительного факультета не знает что такое производительность труда, товар, рабочая сила, себестоимость продукции, товарооборот и т.п. Я думал он шутит, когда услышал в ответ о каких-то японских индексах. В конечном итоге я попытался ему показать формулу, деля один показатель на другой. В результате в шоке был уже этот парень. Позже он специально обращался к преподавателю, пытаясь выяснить не шутил ли я. А когда ему написали несколько простейших формул, то он был просто раздавлен этим. "Чему же нас там учат, если не рассказывают о простейших вещах?"- Вырвалось позже у парня при повторной нашей встречи.
      Поэтому я решил использовать учебники советских времен по политэкономии и т.п. , хотя конечно не все, что там написано, не смотря на мое критичное отношение к авторам. Так будет проще понимать читателям и сбережет время.
Кроме этого, основной источник - Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин, а также статистическая литература советских времен, а также то что все мы могли слышать, видеть в СМИ за многие годы жизни в нашей удивительной стране. 
       Что мы будем изучать? Каким образом?
    Предмет нашего исследования - отношения между людьми, которые возникают в процессе производства товаров и услуг, то есть общественный строй производства.
   Метод изучения - размышления на основе сравнения, анализа, поиска закономерностей и тенденций и т.п. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ..."(Это по Ленину)
      Как известно "Все течет, все изменяется". Классики марксизма разработали диалектический материализм, а позже исторический материализм и доказали что все течет и изменяется по траектории в виде спирали, при этом все новое - это хорошо забытое старое с небольшим изменением.
(Тут я вспомнил, как Ленин характеризовал  Николая Бухарина - "Колю-Балаболку"(в узких кругах). "Он никогда до конца не понимал диалектики ..." То есть учение Маркса для Ленина было не пустым звуком и он его применял на практике, вводя НЭП, кооперативы, а позже признавая, что это вынужденная мера и с ней  нельзя затягивать)
    Используя их исследования можно на жизнь людей посмотреть уже объективно, а значит возможно и что-то прогнозировать, предвидеть, не обращаясь к колдунам или религиозным постулатам.
      "Капитал" Карла Маркса начинается с изучения товара и его свойств. Политэкономический учебник -  с общественного производства и его роли в человеческом обществе. И это не случайно, так как Маркс поставил на первое место главное - товар.
     Кто побеждает (в конечном итоге) в конкурентной борьбе, соревновании между государствами?(Если бы были инопланетяне, то и - между планетами, галактиками и т.д.) - Побеждает тот, у кого самый лучший товар, самый качественный, самый дешевый (при всех прочих показателях равных), самый-самый-самый!
В СССР политэкономы были уверены, что товарный фетишизм - глупость. Они считали, что главное - это отношения собственности, т.е. кому принадлежат фабрики и заводы ..., т.е. средства производства.
Как показала практика Советского Союза не стало, но товары, которые были качественными, лучшими остались и те, кто ими владеет имеют вес в мире. Я имею в виду танки, самолеты, космические корабли, автомат Калашникова и т.д. Другой пример - фирма "Моторола", которая обанкротилась и была несколько раз перепродана. Однако именно она разработала браузер Андроид и сейчас им пользуются очень многие люди, продолжая считать "Моторолу" лучшим производителем телефонов и раций. Таким образом побеждает тот, кто может произвести более качественный товар.
    Поэтому я тоже начну с рассмотрения такого понятия, как товар.
     "Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности ..."(К.Маркс)
     То, что можно продать или купить и есть товар. Если я на даче вырастил яблоки, то они еще не товар, а вот если я их выложу на рынке, то они станут товаром. (Тут сразу бросается в глаза особенность дачи в СССР - там выращивали продукты питания, не превращая их в товар, а для личного потребления. Аналогично и участки земли в сельской местности - там выращивали картошку, лук и т.д. для собственных нужд.
С точки зрения политэкономии - это нетоварное производство, которое позволяло значительно снизить цены на рынке, т.к. спрос уменьшался, а в конечном итоге снижало стоимость такого товара, как рабочая сила. Интересно еще и то, что очень часто люди хотели продать свои продукты, но власти этому препятствовали, не желая, чтобы появлялись богатые. На самом деле боялись, что цены на рынке упадут ниже, чем в магазинах госудпрственных, а это было уже опасно для наполнения бюджета. Советская торговля, ккоперативная торговля, другие торговые системы - это было по факту материально-техническое снабжение, типа как в армии, и торговлей не являлись в полном смысле. Настоящая торговля была - это черный рынок и колхозный рынок. Например банка кофе на черном рынке стоила 10 руб., а в Москве этот товар стоил 3 руб. и спокойно продовался в госторговле. Мясо стоило на колхозном  рынке 10 руб., а в магазине в Москве оно лежало по 1-90 в госторговле. В других городах, например таких, как Ростов, тоже все было, но с переплатой из под полы. (Т.е. кофе стоил 6-8  руб., мясо 5-7 руб. в госторговле). В потребкооперации многое  было, но цены были чуть ниже рыночных, хотя значительно выше государственных.)
     Таким образом продукт труда, предназначенный для купли-продажи(обмена) и является товаром. У товара есть свойства, которые можно определить через потребительскую стоимость и меновую стоимость. Таким образом существует два фактора товара, которые его и характеризуют. (Однако существуют товары, которые непросто оценить - это произведения искусства (картины, какие-то вещи антиквариата). Некоторые из них не имеют цены, их невозможно купить или поменять. В этом случае эти вещи выпадают из товарного оборота и становятся чем-то особым, напоминающем сокровища.)
    Что же касается обожествления товара, названного Марксом товарным фетишизмом, то оно существовало везде, и прежде всего в СССР. Хотя советские  политэкономы  считали это явление категорией исторической, существующей в условиях частнособственнического товарного производства. Это еще одна ошибка, которая происходит из-за того, что отношения в социалистической системе представляли как особые, отличные от капиталистической системы. На самом деле товар себя проявляет одинаково везде, но все это может быть скрыто, завуалированно государственным вмешательством.
Так, тоже кофе, к примеру, продаваемое в Москве по 3 руб. активно скупалось и оказывалось на черном рынке в Таганроге за 10 руб. Если бы его сразу поставили в Таганрог, то его бы скупили еще со склада и на черном рынке оно стоило бы 7-8 руб. Это демонстрирует то, что искусственное занижение или завышение цены на товар в конечном итоге ничего не дает, а лишь создает дополнительные звенья в цепи между производством и потреблением. Товары же типа кофейного напитка, не пользующегося высоким спросом, продавались спокойно в любом магазине, а порой их даже отправляли назад на базу, так как потребительская стоимость этого товара была низкой, а меновая - завышенной. Ведь кофе не сравнишь с овсом.
      В следующей части я надеюсь продолжить рассматрение товара и его свойств, а также от чего зависит величина стоимости товара. Сейчас это всем хорошо известно, но лишь с позиций буржуазных экономистов. Будет правильней рассматрение с различных сторон.
.......

   


Рецензии