Братья

Малыш Ине рос не по годам, а по часам. По сравнению со своим старшим братом Петром, который сызмальства мучился судорожными припадками, он был здоров, краснощек, пригож и умен для своих пяти лет. В доме он пользовался любовью и особым расположением своих родных. Oсобенно бабушка Руська со стороны матери, никак не могла наглядеться вдоволь на внука. Красив, смышлен, а главное – здоров ее внучок.

Хотела она его назвать в честь себя Русланом, да не получилось. Муж и зять послали ее в церковь к батюшке, чтобы  наречь новорожденного именем своих отцов и самого Иисуса, да своевольной Руське вздумалось записать его в церковных книгах Русланом. Но строптивые домочадцы, праздновавшие именины нового члена семьи, не на шутку рассердившись, послали ее обратно в церковь, чтобы переписать имя младенца на Христо – в честь Христо Ботева, национального героя Болгарии, а также его дедов. Так и нарекся тезоименитый младенец в честь своих дедов с двух сторон, и отцовой и материнской, в честь болгарского поэта и, наконец – самого Иисуса Христа.

Отец и мать малыша, вечно занятые в театре, не особо баловали малыша. Бывало, возьмут его в театр, когда не с кем было его оставить дома, и забудут в гримерной. А актерки зацелуют его, тетешкаются с ним и тискают на его мученье. Но когда малыш Ине, как звали его в округе, оставался дома с братом и бабушкой, не было конца его радости. Бабка Руся читала книги без конца, то про краснокожых индейцев, то про всадника без головы, то про пиратов... И старший и младший братья обожали книги и заставляли бабушку зачитывать и перечитывать любимые главы по многу раз. Читает Руська «Всадника без головы», уже дошли до конца романа, и так и не разберется, кто же это такой, этот безголовый всадник. А мальчики смеются от души, называя бабку безголовой. А после чтения играют в разные придуманные ими игры, воображая себя вождем краснокожих Чингачкугом, одноногим пиратом Джоном Сильвером и бесстрашным мушкетером Д'Артаньяном.

Маленький Христо уже теперь понимал, что брат у него болен, так как видел как Петр мучился во время припадок. Понимал он и то, что отличается выгодно от брата, так как не болен эпилепсией и растет здоровым и крепким. Уже с детства он мучился этим неравентсвом. Любил он брата истинной любовью и страдал по-настоящему, когда все внимание и любовь взрослых была адресована ему, а не брату.

Чтобы облегчить труд матери, которой все тяжелее приходилось смотреть за  Петром, Благородна, мать мальчиков, отдала младшего в детский сад.  Пусть немного отдохнет Руся, да и малыш Ине побудет в обществе детей, научится жить в коллективе и освободится от комплекса Терезы Ракен, которая росла рядом с больным и вынуждена была перенять его образ жизни. Малыш брыкался и плакал каждое утро, когда мама вела его в сад. В морозное холодное  утро в одних коротких штанишках с вышитым эдельвейсом  на кармашке передничка, с голыми ногами и в курточке маленький Христо отправлялся в сад. Соседи ругали Благородну, что заморозит маленького Христо. Но бесстрашная Благородна таким образом закаляла своего младшего сына, чтобы уберечь его от страшных неизлечимых болезней. Отчего ее страшный сын так страдает от эпилепсии «Пти Маль», отчего нет этой напасти конца, - эти вопросы постоянно возникали в ее хорошенькой головке.

В детском саду мылыш Ине подолгу молчал, ни с кем не разговаривал, сложивши руки фертом, поджимал свои губки и обиженно вертел зелеными глазами, поглядывая на здоровых детей. Так проходил день за днем, но упорству малыша не было конца. Вот подходит праздник Коледа и праздник Нового Года. Воспитательница готовила выступление с детьми. Кого-то из воспитанников научили плясать польку, кого-то  петь перед публикой, кого-то выступать в коротких сценках, а безмолвному малышу Ине досталось декламировать стихи.
 
Благородна тщательно выучила назубок стишки с малышом Ине, отрепетировала с ним каждый столбик в отдельности. Смышленный Христо быстро и легко запомнил эти детские стишки и легко и выразительно декламировал их маме. Вечерами он повторял стихи брату и бабушке, как будто произносил заученные молитвы. Благородна была горда за своего сына, вот растет еще один артист в театральной семье, где папа является режиссером и мать артисткой, и не стыдно будет показать ему людям.

Наконец, наступил день праздника в детском саду. Малыши пришли принаряженные, надушенные, напомаженные и зачесанные по-праздничному. Поставили елку на сцене, нарядили ее в разноцветные шары и бусы, и не забыли поставить подарки под елкой.
Мамы и папы, особенно гордые за своих детей, ждали выступления своих чад и хлопали им, словно самым настоящим звездам. Сплясали польку, спели песенки, отыграли сценки, и вот настало время чтецу выходить на сцену. Малыш Ине по-праздничному в обновках поднялся смело на сценку. Последовала полная тишина, пауза, долгая пауза, пауза затянулась...Ни звука не последовала из его груди. Глаза Благородны наполнились влагой. Неужели забыл, нет, по его виду видно, что прекрасно помнит стишки назубок. Опять сжал губки и вертит глазами в стороны - так он поступает, когда обижен сильно. Мать хорошо понимала своего сына.

Чтобы отвлечь внимание зрителей от неудавшегося номера, воспитательница быстренько заменила чтеца на танцора. И лихой танцовщик еще раз под апплодименты родителей сплясал кавалькаду, промчавшись  на своей палке-лошадке с головой скакуна с кучерявой гривой. Благородна же вывела Ине, поскорее одев его в пальтишко, и отвела его к себе на работу, в свою гримерную.

- Ты же все прекрасно знал, сынок, почему не раскрыл рта? Отчего ты так упрям? Почему так поступаешь со мной? – задавала мать пятилетнему сыну вопросы по-взрослому, и сама понимала, что слишком многое требует от него. – Ты не прочитал стишки из-за Петра, потому что он болен и не может с вами вместе петь, плясать и веселиться?

Она хорошо разбиралась, что происходит в голове маленького мальчика, который таким образом протестовал против несправедливости мирозданья, которое загнало в угол его любимого невинного братца, который по сравнению с этими здоровыми веселящими детьми, неимоверно мучился в день по многу раз. Дети тоже умеют страдать, как взрослые, но молча...
 


Рецензии