Был ли Мухаммед неграмотным? Ошибки толкователей

Интерпретация Корана - довольно непростой вопрос в наше время, и не потому, что у нас недостаточно знаний или источников информации для толкования, а в основном из-за позиции архаичности и нежелании менять эту позицию тех представителей Ислама, речам которых внимают миллионы людей с безоговорочной верой в праведность, правдивость и авторитет шейхов исламского мейнстрима.

Именно эти шейхи восстают против новых исследований и толкований Корана, полагаясь на устаревшие, во многом неверные и уводящие от истины интерпретации 13-14 веков и безусловный авторитет средневековых толкователей. Они же говорят нам с экранов телевизоров о том, что собственное мнение и размышление как таковое в Исламе запрещено. Их основное motto - это “харам”. Тогда как текст священного Корана пестрит призывами к исследованиям, изучению и размышлению. При подсчете, слово “размышлять” в одной только этой вариации упомянуто в Коране 23 раза в 22-х сурах. “В этом знамения для тех, кто размышляет”, “читайте и размышляйте”, “смотрите и размышляйте”, “для людей размышляющих” - этот безусловный призыв к размышлению красной нитью проходит через весь текст Корана. Слово “знания” упомянуто в Коране 128 раз в 124-х аятах. “Для людей, обладающих знаниями”, “ищите знания”, - эти слова повторяются неоднократно в различных аятах. Итак, в то время, как Коран ультимативно призывает к использованию интеллекта, дарованного нам Аллахом, совсем иным оказывается призыв шейхов. “Философия - харам (запрещена),” - утверждают они, тогда как само это утверждение уже является философским (Dr. Adnan Ibrahim).

Я много писала об ошибках интерпретаторов священного текста Корана относительно такого наказания, как забивание камнями за прелюбодеяние (напомню, что в Коране этого наказания нет как такового), а также о неких большеглазых девственницах, якобы обслуживающих праведников в раю - “хураль’ин”, которые в действительности являются фруктами (доказательства были приведены в соответствующей статье).

К сожалению, интерпретаторы Корана за неимением надлежащей информации часто обращались к текстам Библии, а также хадисам - устной традиции мусульман. Такой метод, однако, имеет свои недостатки. Поскольку Коран был послан человечеству не только, чтобы напомнить о Боге и Судном дне, но также исправить то, что было добавлено/изменено/искажено в Библии и Торе (о чем упоминается неоднократно, в частности, в суре “Бакара” - Корова), то использование библейских текстов для толкования аятов Корана ставит под сомнение подобное толкование как таковое. В то же время, использование хадисов для интерпретации Корана (в данном случае речь идет не об исторических событиях) - столь же ненадежно, поскольку достоверность устной традиции проверить очень сложно.

Так, чудесные аяты из суры Ар-Рахман, с удивительной точностью и неподражаемой ясностью объясняющие многие физические явления Вселенной, в наше время научно доказанные и даже сопоставленные с кораническим текстом учеными, не принадлежащими к исламу, были полностью сведены на нет средневековыми толкователями, не обладавшими знаниями современной науки, и истолкованы в исключительно символическом смысле. Одним из таких аятов, средневековое толкование которого по-прежнему чинно восседает на страницах Корана, является аят, описывающий физическое явление черных дыр и звезд пульсаров в космосе (Quran 86:1-3).

Написание этой статьи ни в коем случае не ставит себе целью умалить труды известных интерпретаторов, однако ошибки и неточности в толковании имеют место быть, и для этого необходимы новые полноценные исследования с задействованием специалистов из разных сфер.

Обращаясь к теме данной статьи, хотелось бы напомнить, что в среде исламского мейнстрима принято считать, что пророк Мухаммед (мир ему и благословение) был неграмотен. Такая позиция основана на искаженной трактовке нескольких сур священного Корана.

Краеугольным камнем здесь выступает слово “уммий” - неграмотный, невежественный. В то же время слово “умма” (нация, народ, общество) при склонении в родительном падеже мужского рода приобретает то же окончание, что и слово “неграмотный”, и пишется, а соответственно и читается как “уммий”. Подобные омонимы встречаются во многих языках и часто дают повод для шуток и недопонимания. В данном случае два омонима послужили не только причиной ошибочной трактовки, но и создания неверного образа Пророка. “Аль-набий аль-уммий” - пророк, который создает нацию, а вовсе не “неграмотный пророк”, как принято переводить соответствующий аят священного Корана.

“Те, которые последуют за “аль-набий аль-уммий” (“пророком, создающим нацию”), запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным с ним светом, непременно преуспеют” (Quran 7:157)

Слово “уммий” в значении несведущий, непросвещенный встречается в других сурах Корана и традиционно трактуется как обобщенное определение людей, не умеющих писать и читать. Такая трактовка, однако, полностью игнорирует не только контекст соответствующих аятов, но и тот факт, что арабская пустыня 7-го века, где расположена Мекка, была не только центром торговли, одной из главных остановок на всем известном Шелковом пути, но и культурным центром проживающих в округе племен.
Из Индии сюда везли специи, фрукты, зерно, керамику и текстиль. Корабли разгружались в Йемене, после чего вместе с арабским кофе, медицинскими травами, ароматическими маслами и парфюмами, все это водружалось на верблюдов и отправлялось в Мекку, а оттуда, следовательно, в Сирию и через Сирию в Средиземноморье. Сама Мекка была конечным пунктом для караванов “Дороги Специй”, идущих из Индии. Племена из центральной и восточной Арабии направлялись в Мекку за товарами, которые не были доступны в их регионах. Доминировавший в Мекке клан Кураиш контролировал поставки шелка из Китая, а также продукции из Африки и Индии и служил главным звеном в торговле Востока со странами Средиземноморья.
В языческую Мекку, однако, шли не только караваны с различным добром, пилигримы спешили к Каабе из разных уголков того, что мы сейчас называем Средней Азией, поэты и сказочники развлекали публику на подобие греческих спектаклей. Изящная письменность и ораторское искусство ценились превыше всего. Таким образом, арабы 7-го века вовсе не были невежественными и безграмотными пастухами и, несмотря на многие варварские обычаи региона, отличались высоким словесным мастерством.

Напомним также, что Мухаммед (мир ему и благословение) родился в семье торговца, водившего свои караваны в Сирию, Абдуллы, - сына одного из племенных лидеров, своего рода местных аристократов. Рано осиротевший, Мухаммед был взят на воспитание своим дедом Абд аль-Мутталибом - главой племени Хашим. После смерти деда юный Мухаммед переехал жить к своему родному дяде Абу Талибу, давшему хорошее по тем временам образование собственным детям, о чем мы можем судить по письмам Али ибн Абу Талиба (Nahjul Balagha, письма Али к Муавии), сохранившимся до нашего времени и отличающимся удивительным мастерством изящной словесности. Другой сын Абу Талиба Джаффар, будучи старше Мухаммеда, был образованным, как и Али. Известно также и о трепетном отношении Абу Талиба к своему племяннику. Таким образом, ошибочно было бы предполагать, что, обучая своих детей письменности, Абу Талиб оставил Мухаммеда без внимания.

"Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей рукой. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение" ( Quran 29:48)
Этот аят неизменно используется приверженцами того мнения, что Пророк был неграмотным. Однако из текста аята очевидно, что речь идет о прочтении и написании Святого Писания, а не письменности в общем. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно перечитать всю суру 29, где речь идет о святых Писаниях. Кроме того, слово Книга или Писание повсеместно используется в тексте Корана именно в значении Святого Писания. Таким образом, данный аят не является подтверждением неграмотности Пророка, а скорее наоборот.

Однако, вернемся к тексту Корана для того, чтобы разобраться, кто именно подразумевается в священных аятах под словом “уммий” - невежественный, неграмотный.

“Он - Тот, Кто отправил к невежественным Посланника из их среды, читающего им Его аяты, очищающего их, обучающего Писанию и мудрости, тогда как прежде они пребывали в очевидном заблуждении” (Quran 62:2)

“Если станут они препираться с тобой, то скажи: “Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной”. Скажи тем, кому было даровано Писание, а также необразованным людям: “Посвятили ли вы себя Всевышнему?” И если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем, если же отвернутся - то твоя миссия только передать откровение. Аллах видит рабов своих” (Quran 3:20).

“Среди людей Писания есть тот, кто вернет целое состояние, которое ты ему доверил, но есть среди них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его, пока ты не встанешь у него над душой. Все потому, что они говорят: “На нас нет греха, когда дело касается невежественных”. Они сознательно возводят клевету против Аллаха”. (Quran 3:75)

“И среди них есть невежественные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения” (Quran 2:78).
Пожалуй, именно последний упомянутый аят можно назвать определением термина “невежественный” (“уммий”) в контексте всего Корана, как человека, не знающего святого Писания.

Таким образом, невежественность в глазах Аллаха не определяется неумением читать и писать, а скорее отсутствием света божественного откровения. Проще говоря, это относится к язычникам и неверующим.

В контексте 75-го аята 3-го раздела Корана (Имран), упомянутого выше, любопытно также отметить, что, очевидно, среди некоторых “людей Писания” принято было считать оправданными любые действия по отношению к тем, кто не принадлежал к ним, а соответственно считался невежественным. Напомним, что людьми Писания традиционно считаются три основных ответвления монотеистических религий, разделяющих веру в единого незримого Бога, которым были дарованы книги божественного откровения, - иудаизм, христианство, ислам. Тем не менее, при более детальном исследовании к числу “людей Писания” можно также отнести и ряд других религий (подробнее в моей статье “Зороастризм и Ислам. Путь пророков”).

В то же время, слово “умма” (нация, народ), в 157-м аяте 7-й суры приобретшее окончание Родительного падежа, как уже упоминалось выше, и соответственно измененное на “уммий”, дает четкое определение “Пророка, строящего нацию”, а вовсе не “безграмотного Пророка”.

Таким образом, неоспоримым остается тот факт, что, полагаясь на текст священного Корана, а также принимая во внимание исторически подтвержденный социальный статус Мухаммеда (мир ему и благословение), утверждение неграмотности Пророка скорее всего является результатом недопонимания и случайного (а возможно, и преднамеренного) искажения истории. Во всяком случае, основательных аргументов в подтверждение неграмотности Мухаммеда не имеется. И часто именно эта надуманная неграмотность Пророка используется как доказательство того, что Коран является божественным откровением. Однако для того, чтобы убедиться в божественности Корана, вовсе не нужно представлять человека, донесшего до нас его аяты неким необразованным жителем пустыни, достаточно просто открыть его страницы и начать читать.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.