13. Каток

13. Каток

     В ямке, где красовался чудесный парк, рядом с ним, слева от реки, расположился стадион, небольшой, но с трибунами по склону горы. К футбольному полю примыкали два здания: в одном находились раздевалки для спортсменов и администрация, в другом – буфет, гардероб и две раздевалки для посетителей.

     Летом дети бывали на стадионе, когда там тренировались футбольные команды. С правой стороны примыкала баскетбольная площадка, с трибунами. Иногда дети прибегали сюда смотреть баскетбольные бои. Вход на стадион почти всегда был открыт. Днём можно было увидеть любую игру. А вечером дети дальше своего двора не ходили. И что делается по вечерам на стадионе, не знали.

     Однажды зимой – это было в какой-то праздник – Лиза с мамой возвращались с маминого дежурства на работе и шли по улице, что примыкала к ямке. И вдруг перед ними открылась панорама вечернего празднично освещённого стадиона. Это было удивительно красивое зрелище. Футбольное поле было превращено в большой каток, и на нём катались люди на коньках. Играла красивая музыка. И весёлая нарядная толпа в спортивных костюмах двигалась в одном направлении, словно плыли в одну сторону. Сбоку кружились несколько фигуристок. Зрелище было прекрасно неожиданным. Оно захватило Лизу.

     «Что это?» - спросила Лиза маму. «Это городской каток. Здесь можно кататься». Лиза ещё не знала, что нужно покупать билет на каток. Девочкам она сразу же рассказала об увиденном чуде-катке. «Тебе хорошо, - позавидовали ей девочки, - у тебя есть коньки» - «А там, наверное, можно просто погулять и покататься в валенках на ногах. Алик говорит, что коньки там можно взять на прокат. Но, наверное, за деньги». Девочкам не очень понравилась эта затея. Они же не видели самого катка и даже не представляли, какое это замечательное место.

     Старшие ребята засобирались на каток и позвали Лизу. Они сказали, что знают, как попасть туда без билета – надо пройти по замёрзшей речке. И Лиза увязалась за старшими ребятами. Все взяли коньки и пошли. У самого моста они спустились по склону, подошли к речке и миновали забор. Прикрутили к валенкам коньки и стали кататься. Лиза была счастлива. Играла волшебная музыка, и конькобежцы старались кататься, отталкиваясь в такт с музыкой. Получалось красивое синхронное катание.
     Девочка заметила, что на снегурках катались только они, у остальных катающихся были коньки с ботинками. Ей нравилось, что девушки и юноши катаются парами. В толпу ехать она не решалась, каталась сбоку. В самом центре катка ребята играли в догонялки. Это были мальчишки. Они катались быстро по-разному: могли легко ехать назад спиной и вперёд, виртуозно исполняли виражи. Недалеко от Лизы, наверное, на фигурных коньках кружилась изумительная девушка в белом шерстяном свитере, белой шапочке и варежках, отороченных кисточками. С шапки свисала шерстяная косичка с помпоном на конце.

     Лиза остановилась, чтобы полюбоваться ею, но вдруг кто-то сбил её с ног. Лиза упала и потеряла сознание. Она не помнила, как очутилась дома. Ребята, с которыми она пришла, засобирались домой и заметили, что Лизы нет. Они стали её искать и увидели, что она беспомощная лежит на снегу. Они подняли её на руки и принесли домой. «Что с нею?» - спросил брат. «Да какой-то дурак сбил её с ног. Ты её не трогай. Пусть отлежится».

     Утром у Лизы ужасно болела голова. У девочки было жуткое сотрясение мозга. Но о происшествии она умолчала. И мама не знала, что с ней произошло. В школе Лиза пошла в медицинский кабинет к врачу с головной болью, та дала ей таблетку. Так Лиза стала постоянным посетителем медицинского кабинета. Головные боли мучили ребёнка. Но мама не знала об этом. Анна Павловна перешла на другую работу, связанную с командировками. Ребята оставались с нянями. Как правило, это были старушки, добрые и покладистые. Но девочка предпочитала никому не жаловаться на свой недуг.

     Учебный год уже заканчивался. Однажды в их класс вошла школьный врач и провела беседу о гигиене школьника. Дети узнали, что на одежде много пыли, и её обязательно в каждый день нужно трясти. Врач рассказала о пользе утренней гимнастики и водных процедурах. И девочка начала выполнять все предписания школьного врача. По утрам делала гимнастику и обтирала тело водой комнатной температуры. Она заметила, что у неё стало появляться больше сил и бодрости.

     А через месяц к ним в класс заглянула школьный врач и спросила Лизу: «Лиза, что-то ты давно у меня не была. Болит голова?» - «Нет, - ответила Лиза. – Я теперь делаю зарядку и обливаюсь» - «Молодец, Лиза», - похвалила её врач.

     Уже в четвёртом классе Лизе подарили коньки с ботинками, и она замечательно каталась на том же катке, где случилась с нею-малышкой беда. Неля и Люся тоже научились кататься на коньках, только Леля из-за больной ноги не каталась. Но на каток она шла вместе с подругами, и они или за ней становились в цепочку и её толкали, или Леля становилась последней за их цепочкой, и девочки её катали. Чаще катались втроём, взявшись за руки крест-накрест. Уже теперь никто не посмел бы их сбить.
   
     Неля, правда, по-прежнему задавалась. Она первой научилась кататься назад спиной и это с удовольствием демонстрировала. Люся тоже научилась так кататься. Но у Лизы, как она ни старалась, не получалось ехать назад, ноги её разъезжались в разные стороны и не слушались её. «Ну и ладно», - говорила, успокаивая себя, Лиза. – Не всем быть спортсменками» - «У тебя нет терпения», - сказала Неля. «Не терпения, а желания нет».

     Вскоре Неле мама купила фигурные коньки, и она начала ходить в кружок фигуристов. Туда записалась и Лиза. Они учились делать прыжки на ковре. Но пришло время выходить на лёд. Сказали прийти с коньками. Лиза решила, что нужно иметь фигурные коньки, поэтому на занятия не пришла, а секцию бросила. Потом она узнала, что нужно было принести свои хоккейные коньки, а фигурные коньки в секции всем выдали.
   
     Все занятия в кружках и секциях были бесплатными. Дети могли заниматься любым видом спорта бесплатно. Вот почему такие высокие достижения были в Советском спорте. Спорт носил тогда массовый характер, и он был доступен всем ребятам. Позднее хоккейные коробки сооружались во всех дворах, устраивались спортивные школы олимпийского резерва, и всё было бесплатно, за счёт государства.


Рецензии