Главное в искусстве говорить это искусство молчать

Главное в искусстве говорить – искусство молчать.
Главное в искусстве двигаться – искусство падать
Главное в искусстве играть – искусство ждать.
Главное в искусстве видеть – искусство не замечать.

Начну с последнего.
Перед вами шахматная доска, а на ней расставлена позиция.
Вокруг вас море предметов, явлений, событий, людей.
Концентрация внимания на позиции и распределение его именно в пределах позиции позволяет многое заметить такого, чего не узреть, созерцая окружающее.
Вы хотите увидеть, рассмотреть и понять позицию – сумейте не замечать всего, что вокруг вас. Иначе успеха не будет.
Самое трудное в искусстве игры – искусство выжидать, то есть «стоять на месте», то есть имитировать движение, передавая очередь хода сопернику или сопернице.
О чём думает хороший электрик, собираясь заглянуть с приставной лесенки в электрощиток? Правильно! Он смотрит на место своего вероятного падения, и именно об удобстве падения заботится в первую очередь. И на льду сначала нужно научиться падать, а уж потом скользить и крутить пируэты. И в борьбе правильное падение и группировка имеют решающее значение.
И о говорильне. Самая лучшая речь – это своевременное молчание.
Во время партии говорить просто запрещено.
Поелику твоя речь мешает партнеру и играющим рядом.
Но и собираясь выступать на трибуне не забывай о Богоречивом.
Обладавший Божественной речью – а именно под таким именем он и вошёл в Историю – встал перед Ареопагом и не произнёс ни слова!
Ученики спросили Будду а он молча указал на цветок (Цветочная проповедь Будды).
Собираясь открыть рот и произнести слова помни:
Не говори, пока тебя не попросят сказать, и не говори ничего, о чём тебя говорить не просили.
Не говори, пока не уверен, что не говорить больше нельзя.
Не поддерживай разговор, если не можешь заплатить за каждое проговорённое слово.
Не  говори ничего, о чём позднее придётся сожалеть.
Береги свой язык и чужие уши.
Самые главные слова для тебя:
Язык мой – враг мой (старинная пословица)
Каждое твоё слово может быть обращено против тебя (судебное в Англии)
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся (Фёдор Тютчев)
Собственно именно вот этот принцип:
«Главное в искусстве что-либо делать – не делать этого!» и положен опытными педагогами в основу преподавания шахмат дошкольникам.
Собственно для себя самого я сформулировал это так: учить шахматам так, чтобы малыш и не замечал, что его учат именно шахматам.
В этом отношении многие авторы шахматных учебников для самых маленьких попадают в прокрустово ложе двух взаимоисключающих идей.
С одной стороны их книги адресованы не самим малышам, а их тренерам, воспитателям, родителям, педагогам. И потому в них ярко и ясно сформулировано: учим шахматам.
С другой стороны они непрерывно указывают и подсказывают своим адресатам, что не надо транслировать эту цель малышам!
Так сказать «учите шахматам, не обучая оным»!
Все их апелляции к сказкам, преданиям, внешним образам являются в той или иной форме трансляцией этой ведущей идеи.
Малышу необходимо влюбиться в этот сказочный мир.
Прикоснуться к нему.
Войти в него именно как в сказку, как в «зелёную дверь».
Мне посчастливилось вникать в большое число замечательных книжек «для самых маленьких».
Это и учебные пособия В.Гришина, И.Сухина, А.Костенюк.
Это методические пособия С.Иващенко и В.Голенищева.
Это изумительные книги Зака, Майзелиса, Карпова и многих других, в том числе и зарубежных авторов.
Нам предстоит долгий путь совместного прочтения этих и целого ряда других трудов на предложенную тему.
Ну а пока я готовлю себя к этому многослойному обзору, давайте немного просто помолчим.
Ведь высшее наслаждение по Аристотелю – это созерцание.
А Кант зовёт нас погружаться в два чуда: в звёздное небо над нами и в нравственный Закон внутри нас.


Рецензии