Адьяшанти. Прошлое создается настоящим ч. 4

--- продолжение перевода сатсанга Адьяшанти. Читайте предыдущие части в моем разделе "Пробужденные голоса современности" ---

К примеру, вы слушаете духовное учение. Слушаете, потом пытаетесь его применить, так мы обычно делаем. К примеру, вы медитируете. При этом вне зависимости, что вам объясняли про медитацию, вы превращаете ее во что-то, что вы должны ДЕЛАТЬ. Даже если речь идет просто о том, чтобы «пребывать в Покое как Осознанность». Самая что ни наесть простая, безопасная, благоприятная практика. Или же «позвольте всему быть таким, как есть». Самое благоприятное, что может быть.

Однако, когда вы пытаетесь это применять на практике, выходит как угодно, только не благоприятно. Потому что вы говорите: «Хорошо, теперь я намерен позволить всему оставаться, как есть, вот что я теперь буду делать. Это мой новый якорь, который накрепко зафиксирует меня посреди реки жизни». И, таким образом, подставляетесь под удары «реки».
Чем больше мы пытаемся ДЕЛАТЬ это, тем очевиднее, что мы этого сделать не можем. Я не могу позволить всему быть, как есть, потому что в тот момент, когда я пытаюсь это СДЕЛАТЬ, я моментально фиксируюсь.

«Что ты делаешь? – Пытаюсь ничего не делать».

«Я познакомился с новейшим недуальными учениями, они говорят, что делать нечего, идти некуда, вот я и пытаюсь это сделать». «И как? Работает?» «Ну, вначале работало, когда я только врубился в эту новую систему убеждений, но теперь в я ней подзастрял… пытаюсь, пытаюсь делать ничего-неделание, пытаюсь быть никем, и чего-то не работает оно как-то…»

Вы признаетесь, если честны сами с собой. Если же нет, будете использовать все это как щит: «Здесь нет никого, кто должен был бы что-то делать». И вы на самом деле этого не знаете. Понятия не имеете, о чем говорите, просто «отражаете», парируете все подряд. Эдакая система убеждений в стиле джиу-джицу: «Некому это делать, некому это делать, некому это делать…»

Я врубился в ваше авто своим внедорожником и тут же: «А здесь никого нет, никого нет, никого нет, и не дам я вам своих контактов и номер страхового полиса не скажу, я ведь не делал ничего».

Звучит глупо, не так ли? Приходилось ли вам слышать такое раньше? Думаю, да. Может, не столь гротескно, как я тут представил, но почти, почти.

Таким образом, что бы нам ни советовали, мы пытаемся это ДЕЛАТЬ, применять.
Одно из самых мудрых высказываний всех времен и народов, с моей точки зрения, принадлежит Рамане Махарши. Он сравнивал свою духовную технику «внутреннее исследование» (когда вы вопрошаете «Кто я?») с острым шипом, который помогает удалить из ладони занозы. Но вы не имплантируете «шип» под кожу, не так ли? Вы используете его, чтобы избавиться от ложных идей о себе. Вот для чего он нужен.

Учение НЕ является истиной. Вы используете «шип», чтобы удалить занозу, и моментально чувствуете себя лучше. Если же вы будете без конца засаживать иглу себе под кожу, никакого облегчения вы не почувствуете, не так ли? Вы только удваиваете свою боль.

Вот это прекрасный и мудрый взгляд на любое учение. Совершенно не нужно пытаться «соответствовать учению». Используйте учение как «точку отсчета». Вместо того, чтобы пытаться «оставить все как есть», спросите себя, что, собственно, это значит. И тогда вы изнутри себя вызываете живой опыт. Вы, эго, не пытаетесь это СДЕЛАТЬ, потому что вы этого сделать не можете, но вы спрашиваете «каков живой опыт позволения всему быть, как есть? Что бы это значило?». И дальше просто сидите с этим. Или спрашиваете «что происходит с моим опытом в настоящем моменте, когда я позволяю всему быть, как есть?». Что тогда происходит?

Таким образом вы превращаете технику в знак вопроса, не пытаясь впрягать себя в задачу, которую вы должны выполнить.

Если уж вы применяете учение, пусть оно выглядит как знак вопроса.

Вы можете сказать: «Я собираюсь пребывать в Покое, вот что я намерен сделать». И ваш Покой превращается в неподвижный шест, торчащий посреди речного потока. «Я намерен быть в Покое. Я - в Покое». Но почему-то вас сносит то одной, то другой мыслью или эмоцией. Ведь ваша интерпретация Покоя эквивалентна ригидности. Ведь у вас есть предвзятое мнение о том, что означает «быть в Покое».

У нас есть предвзятые мнения обо всем на свете. Поэтому мы понимаем «пребывание в Покое» как остановку и фиксацию подобно жесткому шесту. Обездвиженность.

Конечно, и останавливаться нужно уметь. Иначе вы будете пролетать на запрещающие знаки, игнорировать стоп-сигналы и получите кучу штрафов. Но когда речь идет о духовном учении и вы воспринимаете его как знак вопроса, вы отдаете себе отчет, что даже не знаете, что, собственно, оно вообще означает.

«Что это значит?» И потом проживаете это. «Что бы это значило? Ведь когда я пытаюсь практиковать ригидность, ничего не срабатывает. Это ли имеется в виду? Замереть - как валун посередь дороги?» Когда вы пытаетесь это делать, вы ощущаете, что вступаете в противостояние с самим собой. Это превращается в еще один способ создания конфликта.

Иное дело, когда вы беретесь за учение, понимая, что не знаете, что оно значит. Ведь под Покоем мы имеем в виду не идею. Мы знаем, что означает идея покоя: красный свет – остановите машину. Но в духовности мы не используем идеи, сами по себе.

Однажды вы оставляете всякое сопротивление любому движению, любому, любому, ЛЮБОМУ. И в то мгновение, когда прекращается противостояние любому движению, проявляется опыт глубочайшего Покоя.

Вы когда-нибудь думали об этом?

Но как только вы пытаетесь воткнуть идею о покое как шест посреди реки, вас разматывает на все стороны, потому что вас сносит поток вашего же собственного опыта.  Он находится в постоянном движении.

Выдерните шест, и вы плывете вместе с рекой, в одном потоке, с одинаковой скоростью. У вас пропадает ощущение, что что-то тащится за вами, что-то о вас колотится, толкает. Ваша скорость в точности совпадает с скоростью жизни, и потому ваш опыт относительно нее – Полный Покой. И вы это чувствуете. Чувствуете.

Иной раз вы чувствуете себя в таком Покое, что двинуться не можете, некоторое время.

Вы видите? Такая простота – просто быть в покое, остановиться – кажется, это самое благоприятное, что можно посоветовать. Но, Боже, Боже, мы хватаемся за это и начинаем по привычке истолковывать, а потом пытаемся насаждать. Затем обнаруживаем, что ничего не работает. Мы продолжаем ощущать, что нас ДОКАНЫВАЮТ мысли, чувства, реакции, которые происходят внутри и снаружи. В итоге, мы ощущаем, что угодно, только не Покой.

Но потом вы начинаете смотреть на все это как бы со знаком вопроса. Я научился этому в тот период, когда был с моим Учителем. На самом деле это просто однажды снизошло на меня, подобно Милости, сам я не был настолько умен, чтобы додуматься. И вот, когда она говорила или иногда читала нам что-то, я думал: «Что это за состояние, из которого можно вот так сказать?». Я пытался не просто понять, что мне говорили, я задавался вопросом, что это должно быть за состояние, в котором человек может произнести подобное. И я обнаружил, что все стало намного легче, поскольку, таким образом, отодвигались мои идеи, то, что я ДУМАЛ о том, что значит то или иное учение.

Это намного более эффективный способ работы с учением, потому что вы ничего на себя не нашиваете. Каждый раз, когда вы пытаетесь на себя что-то насадить, вы ощущаете насилие, отчаяние, вину, потому что не в состоянии сделать то, что, по вашему мнению, вы обязаны сделать. Но теперь вместо всего этого - вопрос.

Ведь дело не только в том, что мы испытываем Покой, когда прекращаем сопротивление всякому движению, - мы также ощущаем Единство всего. Целостность. Ведь теперь мы двигаемся вместе с Целым. Вместе.

А тогда мы начинаем ощущать нечто совершенно противоположное всему тому, чему мы обучались. Нас учили, что все представляет из себя отдельные, обособленные вещи и процессы. Существуют деревья, скалы, существует то, что называют «реками», есть то, что именуют «солнцем» и «луной», и «землей», и «цветами», и «людьми», и «животными»… И все эти вещи как бы не имеют друг к другу ни малейшего отношения.

Разумеется, подобное описание вещей имеет практическую ценность. Вы можете манипулировать феноменами, составлять из них новые комбинации. Автомобиль собрать, например. С этой точки зрения, подобный взгляд имеет ценность. Но когда речь заходит о Жизни, мы костенеем в этом подходе. Он представляется нам абсолютной истиной. И себя мы представляемся эдакими малюсенькими существами, телами, которые бродят внутри этой громадной «штуки» под названием «Жизнь». «Жизнь где-то там, а я – тут». В то время как, если мы отодвинем все свои идеи, мы моментально увидим – и речь даже не о духовной реализации, а о рациональном, логическом видении – что наши выводы полностью несостоятельны. Полностью несостоятельны.

Я всегда привожу пример с тем, как мы описываем дерево: корни, ствол, ветви, листья или иголки – дерево. Оно растет из того, что называется «землей» и тянется к «небу». Но дерево, разумеется не земля и не небо. По крайней мере, так мы думаем. Но попытаемся лишить дерево земли, и тут же становится ясно, что не существует такой вещи как «дерево БЕЗ земли». Вы когда-нибудь натыкались на дерево, которое растет из воздуха? Вытащите дерево из земли, и ему – конец. Как сердце вырвать из кого-то. Если из вас сердце вырвать, вы умрете. Так же и дерево: вырвите его из земли, и оно умирает. Потому что оно не просто растет из земли, оно и ЕСТЬ земля. Точно так же не бывает дерева без ствола или ветвей. И без неба дерева тоже не бывает. И без солнца. И без дождя. Продолжать? Где же конец? Что же нам называть деревом?
Вполне возможно, вы думаете: «Да я понимаю где-то как-то, но, елки-палки, дерево есть дерево!». Да, так. Но попытайтесь изъять хоть что-то. Солнце, например. И куда подевалось дерево? Дерево где? Нету его, если нет солнца.

Вы мне скажете: «Дерево зависит от солнца». Ничего подобного. Дерево и ЕСТЬ солнце. Солнце в той же мере является деревом, как и ветви, ствол или корни.

На самом деле вы можете лишить дерево нескольких ветвей, и оно будет продолжать жить. Но попробуйте убрать солнце навсегда, и что получится? Так, в итоге, что же в БОЛЬШЕЙ степени является деревом – ветви или солнце? Что является более точным определением дерева. Может, солнце лучше его определяет, чем ветви? Вы солнце забрать от него вообще никак не можете, а несколько веточек убрать можете. Отпилите их, а они тут же опять вырастут, поскольку сохранились все прочие части: почва, неба, вода, солнце.

Эту иллюстрацию легко рассматривать на интеллектуальном уровне. Звучит странновато, но… в общем-то… в общем-то... И отсюда вы сматываетесь. Ну, хорошо, отпущу вас с этим.

Вы видите, что мы называем дерево «деревом» просто ради удобства. В этом нет ничего страшного, с практической точки зрения. Но вот когда мы название и определение принимаем за реальность, это другое дело.

Ну, хорошо. В отношении дерева мы можем сказать, что все эти вещи (дерево, земля, вода) СОЕДИНЕНЫ между собой. Но я говорю: нет-нет. Уберите хотя бы что-то, и нет никакого дерева, поэтому оно и ЕСТЬ все это.

А как дело обстоит с более странными существами, людьми? Мы из земли не торчим, мы скачем повсюду. Круто. Мы не дерево. Можем скакать повсюду. Но прикиньте: если исчезнут все деревья, кто еще исчезнет? – Мы с вами. И скакать мы с вами где будем, ежели не будет земли? Надеюсь такого никогда не произойдет, но представьте себе, что мы остались без пальца. Мы все равно будем жить. А если мы останемся без солнца? Тогда нам конец. Так что, в итоге, в большей степени является «нами»? Большинство скажет, что палец, однако без пальца вы можете жить, а вот без солнца… «Неет, солнце – это то, от чего я ЗАВИШУ. Любому дураку ясно, что солнце НЕ есть я, я просто от него завишу. А вот палец – любой дурак знает, что палец – это я». Да, но почему без пальца вы живете, а вот без солнца?.. «Неважно! Задолбали своими вопросами».

А как насчет кислорода, которым мы дышим?

Хотите узнать, насколько вы «отдельны» ото всего вокруг? – Попытайтесь задержать дыхание. Быстро поймете, насколько дыхание – такая же часть вас, как и рука, нога, глаза или язык. Прервать дыхание намного более опасно, чем порезать руку.

Я не утверждаю, что эта интеллектуальная иллюстрация – то же самое, что Единство. Это просто философская модель Единства. Но если вы экстраполируете ее, перенесете на все остальное, вы увидите, все зависит ото всего. Не просто зависит. Все является всем.

**

--- читайте заключительную часть 5: http://www.proza.ru/2016/11/24/114


Рецензии