Настенька и Тёпка

    Услышав тихий стук Настенька  подняла голову от книжки сказок и  ойкнула. Перед ней стоял невысокий мальчик с лохматой головой,  большими круглыми глазами на чумазом лице и  в рубашке непонятного цвета.   Рубашка была заправлена в  широкие штаны,   подвязанные  красной ленточкой.   На  ногах носки с заплатками.  Настенька подняла руки и кулачками потёрла глаза,  чтобы  эта картинка пропала. Но когда опять открыла глаза странный мальчик остался стоять где и был. Девочка хотела потрясти головой,  но вдруг мальчик произнёс жалобным голосом:
-Настя, пойдём со мной.   У деда моего зуб болит.  Ты любишь в доктора играть, вот и вылечи его.
От этих слов глаза на лице девочки  стали такие же, как у  гостя.
-  Откуда ты знаешь как меня зовут?
-Я живу здесь и часто наблюдаю за тобой.
-Нет, это я здесь живу. Ты кто такой?
-Домовёнок, - просто сказал мальчик. 
   Настёна зажмурилась,  глубоко вздохнула и приготовилась громко завизжать от страха.   Домовёнок подскочил к ней и зажал ей рот ладошкой
-Ты зачем будешь кричать, я же не страшный.
Настя закрыла рот и посмотрела на  домовёнка.  Он был и правда  не страшный. А очень даже симпатичный , только замурзанный.
-Не  будешь кричать?- ещё раз спросил  мальчик
-Не буду,-покачала головой Настенька и робко улыбнулась домовёнку.
-Пойдём,-опять попросил гость,-вылечи деда.   В трубе загудело.   -Слышишь, как он  стонет, больно ему.
-А разве это он?  Бабушка говорит: это ветер дует.
- Дед это мой воет.  Помочь ему надо.
  Тогда подожди меня здесь,-скомандовала  Настя. - Я у мамы узнаю, что в этом случае надо делать,- и взмахнув  косичками побежала из комнаты.  Вернулась она быстро. В её руках были зажаты маленькие коробочки.
-А как же мы пойдём к твоему деду?   
Домовёнок подошёл к  ней и взял за руку
-Я тебя отведу.
-А обратно отпустишь?
-Конечно,-рассмеялся мальчик.
-А как тебязовут?
-Тёпка.
-Ой, какое хорошее имя! -обрадовалась Настя.  Домовёнок улыбнулся и повёл её к  дальнему углу.   И тотчас прямо в стене открылась  маленькая  дверь  и дети  вошли в неё.
  Настя с удивлением  рассматривала  большую комнату в которой оказалась вместе с Тёпкой.   Стояли в ней две кровати, большой  круглый стол с тремя стульями и маленькая печка. Настя сделала шаг и под ногами что-то затрещало.  Она посмотрела вниз и увидела скорлупки от орехов.  На одной кровати что-то зашевелилось и оттуда  донёсся  громкий  стон от которого загудела труба.
-Дед, я тебе доктора привёл, посмотри, - крикнул Тёпка.  Стон смолк и из- под одеяла выполз  такой же лохматый домовой с распухшей щекой.
-Какой доктор?-просипел дед.  -Это же Настя, наша соседка.
-Она доктор, она  всех лечит,- не сдавался Тёпка.  -Я сам видел,  как она кошке лапу перевязывала,  вороне крыло лечила,   бабушке занозу вытаскивала и ещё козе хвост зелёнкой мазала, когда её Тузик цапнул.
Дед  протяжно застонал и окончательно сдался. - Ну если козе зелёнкой хвост мазала, то пусть и меня лечит. 
Тёпка  подтолкнул Настю вперёд.  Хрустя скорлупой девочка подошла к домовому.
-Откройте рот и покажите где больной зуб,-скомандовала она.   Дед зажмурился и ткнул в распухшую сторону.  Настя посмотрела на его зубы.  - Когда стало болеть?
-Когда, когда.  Когда орехи  грыз,- простонал дед. – Видишь, скорлупа под ногами осталась. 
Так  вы, дедушка, орехи зубами разгрызаете?- ужаснулась  Настя.
-А чем же ещё?
-Так надо же щипцами,  или  молоточком,  или  камешком. А зубами нельзя ни в коем случае.  Какой вы пример Тёпке подаёте?    Домовой не ответил и только громко застонал.    Девочка  взяла со стола стакан и налив в него воды размешала  принесённый порошок.  Подала его больному.  Дед взял  стакан и начал  рассматривать  водичку:  -А  мне плохо от этого не станет?- он подозрительно посмотрел на Настю.
-Дед!-крикнул на него Тёпка,-она же доктор.
-Да я шучу,- отозвался  домовой и проглотил лекарство.    Затем лёг на кровать,  накрылся с головой и зашептал:   Да разве  я боялся бы  если доктор настоящий - то был.  А  эта  только козе  хвост зелёнкой  вымазала  и уже учёная.   Несправедливо это.   Он захотел привычно  застонать, но боли не было.  Дед вскочил на кровати и щёлкнул зубами.
   -Сработало!- завопил он.  - Нисколечко не болит!  Тёпка и Настя стали прыгать от радости.   Скорлупа весело захрустела под  их ногами.   Напрыгавшись дети сели на стулья и Настя  открыла  другую  коробочку. 
-Теперь будем делать полоскание.
-Какое полоскание ?  Никакого не надо,-стал отказываться дед. - Я здоров.
-Если  лечится  отказываетесь, боль вернётся,- пригрозила Настя.
Дед  с размаху уселся на кровать и заверещал:  -Тёпка, поскорей принеси доктору воды!    Внук зачерпнул  полный ковш из стоящего ведра и принёс Насте.
-Ведро полное давай!- замахал руками дед. - Полоскания много  делать надо.
-Ковшика хватит,- успокоила заволновавшегося  деда  девочка.  - А завтра  ещё приготовим.   Она ловко отмерила  лекарство, засыпала в ковшик и залила водой.  -  Теперь всё настоится и будете полоскать больное место каждые  два часа.  А перед сном почистите зубы. 
   Дед бережно поставил ковшик  на печку.  -Обязательно буду полоскать.  А чистить зубы не буду.  Мы никогда не чистим.  Мы же домовые.
Настя всплеснула руками: -Не чистите!   Да разве же можно так?      Зубы надо беречь!  Обязательно чистить  утром и вечером и никогда нельзя грызть орехи.   
-А мы домовые,- снова заупрямился  дед.    Мы не моемся, не чистим зубы и не стрижёмся.
-А вы в зеркало на себя смотрели? -задала каверзный вопрос Настя.
Дед потряс лохматой головой.  Тёпка тоже затряс.
-Может боитесь испугаться?
-Ничего мы не боимся.  Просто нам не положено,-поднял дед вверх палец.
-Тогда я вас лечит не буду,-рассердилась девочка.
-Нет, нет  Настечка,- испугался дед.  - Мы исправимся.  Мы с Тёпкой  тебя слушать будем.
-Я  куплю вам  зубные щётки, пасту, расчёски, мыло и мочалки. У меня есть копилка,  я  деньги достану и куплю.
-Не надо,- махнул дед рукой. - У меня  деньги  есть.   Он достал шкатулку и открыл её.  В  ней лежало много денег.  - Я всегда подбирал  если  кто-то терял.   Я же домовой, а значит бережливый.  Бери сколько надо.   Девочка отсчитала деньги и положила их в карман. И стала прощаться с новыми знакомыми. 
-Настя,- потянул её Тёпка за руку.    -Можешь ещё немного у нас побыть.
-Зачем?
-Почитай мне сказку.  Раньше дед читал, а теперь он очки разбил и ничего не видит.
-Ох,ох,-заохал домовой. - Беда, без очков.
Посмотрела Настя на печальных домовых и взяла в руки книжку.  Прочитала она им три сказки вместо одной и только тогда пошла домой. Тёпка отвёл её в дом и сильно краснея сказал:
  - Спасибо!
    Дома Настя не стала  терять  время  зря. Она сходила в магазин и купила всё для  своих  новых знакомых.  И на другой день  утром  громко  постучала в стенку.  Тёпка   пришёл быстро.
-Привет!- улыбнулся он девочке. Выглядел  он так же,  как вчера.   Настя поставила  посередине   комнаты  табурет и велела ему сесть на него.
 -Стричь тебя буду,-  категорично заявила  онаТёпке.   – Нечего   как  лешему ходить.
-Настя, надо мной дед смеяться будет,- жалобно сказал домовёнок.  -  Ты тогда не  очень коротко стриги.
  Настя взяла мамину  кастрюлю и одела ему на голову. -Вот так будет.  Ножницы  защёлкали в её руках и тёмные вихры усеяли  пол возле табурета.  Тёпка всё время сидел молча и только  моргал.
-Всё!-объявила Настя.  - Иди в ванну и мой голову.
-Настя,-завыл Тёпка,-нам не положено.
-Что ты как старый дед,- заругалась на него девочка.  -Не положено!-передразнила она его.  Человек должен быть чистым.
-А я же домовой.
-Значит ты не хочешь мыться?
-Хочу,-буркнул Тёпка и пошёл  в ванную.
   Старый  домовой сидел и полоскал зубы, когда прямо перед ним  встали  две фигурки.  В одной он сразу узнал Настю, а другую он не знал.   Стоял перед ним  незнакомый мальчик с подстриженными  волосами и  чистенький-пречистенький.   Ещё и улыбался во весь рот.
Дед, вместо того, чтобы пополоскать зубы выпил всё полоскание и спросил: -Ты кто?- и ткнул в мальчика пальцем.
-Дед, да это ж я, Тёпка.
-Ай,  хулиганы!- заорал дед.-  Да что вы натворили.  Теперь же   внук мой   домовённой силы  иметь не будет.  Она  вся водой смылась.   Несчастье -то какое, пропал внук!   
-Какой силы?-спросила Настя. 
-Сквозь стену не пройдёт,  выть не сможет,  стучать по углам  не будет.  Всё пропало,- простонал дед.
Тёпка со страхом посмотрел на подружку.   
-Тёпка, иди в дом и принеси мне  карандаши,- попросила девочка.   Домовёнок подошёл к стене и исчез за ней.   И появился снова с карандашами в руке.   -А теперь повой.
-Ууууу!- тоненько взвыл мальчик.
-Вот видите дедушка,  никакую силу он не потерял после купания.
-Потерял,-стал спорить дед.  -Разве ж так домовой выть должен  .  Вот как надо ,- и громко завыл.   А в конце вдруг сорвался и тоненько запищал.   -Ой!-сконфуженно произнёс он. -Опять вроде зуб заболел.  Полоскать срочно надо,- и потянулся за ковшиком.
   Повеселевший Тёпка потянул Настю за руку:-почитай мне книжку.     Но  девочка подвинула табурет и усадила за него домовёнка. Потом взяла карандаши, лист  бумаги и разложила перед ним.  -Будешь учиться читать и писать.
-Ты  научиш  меня?-обрадовался он.
-Домовому не надобно грамота,- отложив ковш заговорил дед. - Можно и так прожить.
-А откуда вы читать научились?-спросила Настя.
-Дед мой баловался, учил меня.
-А что же вы  внука не учили? 
-Не надобна она.  И без неё прожить можно,- упорствовал дед.
-Я буду учиться,-твёрдо сказал Тёпка.  -Всё равно очки ты разбил  и читать больше не можешь.   Стали  они учить буквы , а  дед пригорюнился в тёмном уголке и стал смотреть на них. 
Так Настя и начала учить Тёпку читать и писать.  Дед ничего не говорил, а только сидел в тёмном уголке и что-то тихо приговаривал .   Прислушалась   Настя.
   - Охохо,- вздыхал домовой. -Вот не было  со мной рядом такой  вот Насти, некому было меня учить.   Так только и могу, что  выть  и на звёзды  через трубу   печную смотреть.   А что  через неё увидишь- то?    - И опять тяжело вздыхал.  Так и проходили дни.  Только заметил  дед ещё, что часто Настя с внуком шепчутся о чём-то.   Но как ни прислушивался,   ничего не разобрал.   И вот однажды пришла Настя  в их комнатку и позвала Тёпку к себе.
-Надолго уходите?- строгим голосом спросил старый домовой.
-Нет, сейчас вернёмся, -крикнул внук и убежал. 
Вернулись они почти сразу,  подошли к деду и  подали ему большую коробку.
-Что это?- удивился старый домовой.
-А это тебе  подарок от нас двоих,-улыбнулись Настя и Тёпка.   Удивлённый  дед  стал открывать коробку.   Внутри лежала книга ; Атлас звёздного неба;    и   завёрнутый в бумагу маленький телескоп.  Домовой  долго  молча  смотрел  на него и моргал.
-Не понравился?- расстроились дети.    А домовой посмотрел на них  и тихо  произнёс: -Мне ни разу за все двести  лет, что я прожил,  никто  подарков не дарил.  Спасибо  вам.
   
    Так закончилась  эта история.  Тёпка и Настя дружили и часто по вечерам обсуждали  прочитанные книги.   Дед слушал их и кивал  аккуратно подстриженной головой.  А когда наступала ночь он  садился  на крышу, устанавливал свой телескоп и смотрел на звёзды.  И показывал их сидящему рядом Тёпке.


Рецензии