106. Странные путешествия картин

Евдокия Николаевна Глебова мечтала о выставке картин брата, мечтала составить полный каталог произведений своего брата и готова была, ради этого, щедро отблагодарить того, кто бы выполнил эту работу Мечтала, чтобы кто-нибудь написал монографию о художнике.

Бескорыстно эту огромную работу выполнить было невозможно, денег у неё не было, – она жила очень скромно, и Глебова в награду предлагала одну-две работы брата.
Обещал ей организовать выставку и сделать каталог выставки Макаренко. И то, и другое сделал. Он получил в подарок картину и ещё одну акварель она подарила Дому учёных. Впрочем, точных данных о подарках Михаилу Яновичу Макаренко у меня нет.

Евдокия Николаевна мечтала, конечно же, о полном красочном каталоге произведений Филонова со статьями известных искусствоведов. Каталог, который Макаренко выпустил к выставке, удовлетворить её не мог.

С Николаем Харджиевым у неё тоже ничего не получилось. Он только обещал, но ничего не сделал. Переданную ему в качестве награды за будущий труд картину Филонова «Поклонение волхвов» ей удалось вернуть обратно.

Дальнейшая история этой картины в 70–80-е годы покрыта мраком. У кого она была в эти годы неизвестно. Но вот в 1990 году эта картина, нарисованная на дереве, продаётся анониму на аукционе Сотби, а в 2006 году продаётся ещё раз тоже анониму на аукционе Кристи за $1.5 миллиона. Но известна и вторая картина с тем же названием и того же времени (1913), нарисованная на бумаге, которая находится в частном собрании в Швейцарии. Как она туда попала, информации нет.

Инвентаризация произведений художника, как мы знаем, была произведена сразу после его смерти. Евдокия Николаевна написала в своих воспоминаниях, что она с женой художника Екатериной Александровной проставили номера на всех работах. А когда после смерти Екатерины Александровны она забрала картины из её квартиры и перевезла к себе, некоторые номера уже отсутствовали/ Возможно, делает предположение Глебова, жена выменивала их на продукты. Что тогда ушло из коллекции, мы не знаем. Я не встретил даже упоминания количества пропавших произведений.

Считают, что и сама Евдокия Николаевна могла продать несколько произведений, поскольку, вернувшись после войны в Ленинград и забрав все работы из Русского музея, она в первые послевоенные годы бедствовала. И здесь никакой ясности нет.
Некоторые картины оказались у её родственников. Есть упоминания, что сам художник иногда дарил картины своим родным, но, вероятно, дарила и сама Евдокия Николаевна.

Её дом посещали многие люди. Одни на правах друзей, другие через родных и знакомых. Она показывала им картины и не только те, которые висели на стенах (в 1967 году после выставки в Академгородке они были в рамах и застеклены), но и те, которые лежали друг на друге. Лишь впоследствии между картинами лежали бумажные листы. Известно, что некоторые друзья просили Евдокию Николаевну дать им несколько картин на время для экспозиции, мотивируя это тем, что к ним ходит больше людей, способных оценить художника, и, следовательно, Филонов быстрее станет известен в творческих кругах. Например, к ним можно отнести её друга, много помогавшего ей по жизни писателя Даниила Гранина.

Евдокия Николаевна прекрасно понимала, что вокруг неё могут крутиться мошенники, желающие заполучить произведения художника, и была недоверчива. Тем не менее, в 70-е года она дважды крупно попадала впросак.

Сначала ловкий контрабандист Моисей Поташинский с помощью своего тестя Эфраима Лёсова, ученика Филонова, сумел вначале втереться в доверие к Глебовой, обещая доставить одну из работ художника в Лувр для её экспозиции. С его «помощью» исчезла картина «Карл Маркс», где у Маркса нимб вокруг головы. Картина выполнена в редкой технике – масло на цинке.

Я встречал информацию о том, что картина «Карл Маркс» оказалась в Израиле. Возможно, она и сейчас там.

А вот судьба другой картины, украденной Поташинским, – «Две женщины и царь» никому неизвестна.

К Евдокии Николаевне вкралась в доверие искусствовед Геня Гуткина. Она тоже пообещала составить каталог и даже приносила ей написанные тексты, которые ей как искусствоведу ничего не стоило написать. Евдокия Николаевна давала ей картины на время для описания, а та делала с них копии и подменяла, а оригиналы отправляла за рубеж. Евдокия Николаевна ей безгранично верила, потому что Гуткина со своей двоюродной сестрой «самоотверженно» ухаживали за её тяжело больной племянницей, да и ей тоже «бескорыстно» помогали.

Даже после ареста Гуткиной Евдокия Николаевна долго не верила в её виновность, считая, что это происки КГБ.

Судьба многих рисунков и картин, похищенных Гуткиной, осталась невыясненной. В деле фигурировало 8 работ: «Натурщица», «Переселенцы», «Октябрь», «Мужики верхом», «Волисполком», «Люди и звери» и два абстрактных рисунка без названий.
Картина «Переселенцы в 1978 году была продана на аукционе Сотби под названием «Бегство в Египет, и сейчас она находится в Артмузее Амхерстского Колледжа в штате Массачусетс (частный университет). Об остальных работах пока ничего не известно.

Только после суда над Гуткиной (и то после долгих размышлений и многократных приватных разговоров со следователем Ковалёвым, которому она, наконец, поверила) Евдокия Николаевна передала в дар Русскому музею 54 живописные работы и 246 рисунков. В книге Масякина приведён текст протокола передачи:

Директору Русского музея Л. И. Новожиловой от Глебовой Е. Н., проживающей: Петровский пр., 13, Дом ветеранов сцены, корп. 2, ком. 20. Прошу принять в дар принадлежащие мне картины и рисунки моего брата художника П. Н. Филонова в количестве 300 (триста) произведений. Список работ прилагаю. 21 июня 1977 г. Ленинград. Глебова.

В левом верхнем углу резолюция Новожиловой:

Принять, принести от меня благодарность Е. Н. Глебовой. Новожилова. 22. VI. 77 г.

Что было дальше, вы уже знаете. Новожилова по устному указанию «сверху» перевела картины с постоянного во временное хранение и закрыла к ним доступ искусствоведам. Только она и её заместитель Губарев могли заходить в это помещение. Тогда-то из этого помещения и пропали 8 рисунков Филонова – оригиналы были заменены копиями. Пропажа восьми рисунков открылась случайно, после того, как Музей Помпиду, который их приобрёл, опубликовал их, и эту публикацию увидел сотрудник русского музея искусствовед Е.Ф. Ковтун. Об этом написана книга Александра Георгиевича Масякина «Страсти по Филонову: сокровища, спасённые для России».

Несколько работ Павла Филонова хранится в коллекциях деятелей культуры, с которыми общалась Е. Н. Глебова. У питерского писателя находится четыре работы художника: «Нарвские ворота», «Фазаны», «Голова», «Пальцы». Со временем они могут оказаться как в Русском музее, так и на чёрном рынке.

Иногда на выставках всплывают неизвестные работы Филонова. В марте 1998 года в голландском городе Маастрихте открылась регулярная ярмарка искусств, в рамках которой проходит художественный аукцион, где на продажу выставляются высококачественные произведения.

И в зале русского авангарда на одном из самых почётных мест тогда были выставлены пять работ Павла Филонова. Эти (по мнению экспертов, подлинные) работы художника, очевидно, когда-то находились у Глебовой, но в Русский музей не попали. Кому они принадлежали и как оказались на ярмарке в Маастрихте, остаётся загадкой.

А вот ещё одно сообщение из газеты «Взгляд»:

Из газеты «Взгляд» – Русский Sotheby’s в Нью-Йорке:

26–28 апреля в Нью-Йорке пройдут вторые кряду «русские торги» аукционного дома Sotheby’s. <…>

Кроме работ Фалька, Пуни, Маревны, Марии Васильевой (1884–1957), Александра Яковлева (1887–1938), Альтмана и других, устроители ждут подлинной сенсации от картины Павла Филонова и Алисы Порет «Нищие».

Ученица Филонова, любимая женщина Хармса, Алиса Порет (1902–1984) писала эту работу вместе с Татьяной Глебовой для выставки 1927 года в Ленинградском доме печати. Необычайно мощная живопись даёт возможность считать, что Павел Филонов сильно приложил к ней руку, тем более что во время работы умер муж Алисы Порет и она писала картину, «мешая льющиеся слезы с красками на палитре», как вспоминала ее подруга. Когда Алиса уезжала в Москву, они с Т. Глебовой разделили картину надвое. Вторая часть находится в знаменитой коллекции Тиссен-Борнемиса, а первая предлагается по начальной цене 1-1,2 млн. долларов. У «Нищих» есть ещё и коллекционная история. У Михаила Макаренко, который впервые выставил картину в 1967 году в Новосибирске, её похитили, вывезли за границу, где продали на том же Sotheby’s в 1973 году. В начале перестройки Макаренко ее отсудил, и вот теперь она вновь выставляется на торги, но уже по совсем иным, нежели прежде, ценам.

Хотя незаконно вывезенные работы Филонова, которые музейным работникам и компетентным органам удаётся найти, возвращаются законным владельцам. 7 июня 2006 года в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге прошла церемония по случаю возвращения в Русский музей рисунка Филонова «Головы» (1924–1925). Вернутся ли другие, бог весть.

Летом 1988 года в Ленинграде судили В. Грешникова, А. Махина, И. Шура, – их обвиняли в контрабанде. Было установлено, что 24 августа 1982 года они незаконно вывезли из СССР две работы Филонова: «Голова» стоимостью 70 тысяч рублей и «Без названия» с изображением людей и рыб стоимостью 50 тысяч рублей.

Осуждённые утверждали, что приобрели эти работы на чёрном рынке (как правило, продавца не выдают), а затем передали англичанину Джеймсу, который с сокрытием от таможенного контроля вывез их из СССР и доставил в ФРГ некоему господину Фюрсту.
В 1985 году обе работы оказались в Кёльне, у известного коллекционера Людвига. Тогда же к нему попали ещё две композиции Филонова.

Пятью годами раньше эти «Головы» появились на выставках в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а ещё одна композиция с таким названием выставлялась на аукционе Sotheby's.

Почти все эти произведения известны по монографии чешского искусствоведа Яна Кжиша 1966 года и выставке Филонова в Академгородке 1967 года. Тогда они находились в СССР, но где блуждали столько лет и как пересекли границу — неизвестно.

По рукам ходило несколько работ Филонова, а в мае 1985 года комиссией ГРМ было выявлено ещё шесть подозрительных рисунков, так что, возможно, были произведены новые кражи.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/23/386


Рецензии