107. Возвращение краденых произведений искусства

Легко ли было вернуть в Россию рисунки Филонова, оригиналы которых обнаружились в центре Помпиду?

Решающую роль в их возвращении сыграл сотрудник музея Гугенхайма Николас Ильин, как пишет в своей статье «Пути краденых произведений искусства» [1], Александра Свиридова «потомок российских интеллигентов, родившийся во Франции».

– На каком этапе Вы включились в эту интригу?

– Очень поздно. <…> Как сотрудник музея Гугенхайма, я сам не мог идти воевать с центром Помпиду. Тогда я пригласил адвоката… <…> А адвокату я всё объяснил. Он попросил оплатить его работу заранее, и только после этого стал заниматься Филоновым. На Западе так принято. Я заплатил из своего карман [2]. После чего адвокат пошёл в Центр Помпиду и всё им объяснил, показал документы, которые чётко доказывали, что это очень некрасивая история. И просто попросил: «Господа, верните, пожалуйста, картинки. Иначе будем бороться».

– Почему для Вас лично так важно было – бороться?

– Потому что в течение 15 лет никто не мог сдвинуть дело с мёртвой точки. А я хотел показать, что это можно сделать. Кроме того, я был по-настоящему возмущён тем, что Франция и её национальный музей, знаменитый и большой, сознавая, что они покупают краденое, всё-таки сделали это. Чего делать было НЕЛЬЗЯ.

– Могу я расценить как Вашу попытку вернуть Центру Помпиду их реноме?

– Отчасти, да. Я хотел очистить их, так как эта история всегда висела над ними как угроза…

Таким образом, Вы впервые создали прецедент, когда госсистема вынуждена была на ходу рождать новый алгоритм процедуры?

– Да. Как нам объяснил прехидент Центра Помпиду Жан Жак Аягон, таких случаев просто не было. И он ещё сказал, что защита доброго имени музея – вещь очень важная. История длилась целый год За это время на должность министра культуры Франции пришла госпожа Катрин Таска. Именно она 24 июля 2000 года подписала приказ, по которому надлежало перечисленные работы Филонова изъять из национального регистра искусств Франции. Она же и поручила Центру Помпиду возвратить их Государственному Русскому музею. <…>

– Что испытали Вы в момент, когда К. Таска подписала документ?

– Мне уже так надоело ждать! Я воспринял завершение радостно. Испытал чувство победы.

– Чего над чем?

– Приличия над беспределом. Я ведь однажды купил у дилеров рисунки Филонова, украденные в Русском музее, и вернул их музею. Это было году в 95-м...

– У вас есть ощущение, что справедливость восторжествовала?

– Это капля в море, но очень принципиальная капля. Очень неординарный случай. И мы все были довольны и счастливы. Любому музею радостно, когда возвращаются краденые вещи…<…>

– Как Вам кажется, Ваши российские партнёры гордятся тем, что Филонов возвращён?

– Нет. .. Чем тут гордиться, когда полмузея замешано в краже?

Мне не хочется комментировать это интервью.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/23/399

   1.  Статья опубликована в газете «Новое русское слово» 2 августа 2002 года.
   2. Из семейного бюджета Ильиных на это мероприятие ушло $20 000.


Рецензии