Два брата одна судьба

               
     Сбылась наша мечта – мы купили дом в подмосковной деревне, которая находится на возвышенности. До деревни можно было легко добраться на машине по шоссе, однако было одно “но”. Между шоссе и утрамбованной  проселочной дорогой был низкий участок земли шириной около 15 метров. Вот именно этот участок в случае дождей нередко оказывался трудно проходимым, особенно для легковых автомашин. На нем были глубокие рытвины, сделанные грузовыми машинами, набросанные камни, ветки и доски. Однако каким-то образом все легковые машины в конце концов оказывались около своих домов. Мы тоже надеялись на удачу, отправляясь в пятницу вечером в свою деревню.
     Как назло, в тот день с утра зарядил мелкий дождь. Когда мы подъехали к повороту в деревню, то увидели разбитую дорогу и следы от многих машин. Водительского опыта у меня в то время не было, и я решил попытать счастья, поехав  несколько правее основной дороги, где, как мне казалось, у меня было больше шансов преодолеть злосчастную низину. Увы, я оказался не прав. Машина тут же застряла, причем завязла колесами так, что я не мог сдвинуть ее ни вперед, ни назад. Рядом никого не было. Видимо, дачники и местные жители уже приехали к своим домам. Положение выглядело критическим. Дождь продолжал идти.
     К счастью, из деревни к шоссе шел местный житель. Видя наше положение, он подошел и сказал: Вам самим не выбраться. Вы не первые и не последние застреваете в этом месте. Вам может помочь только тракторист Миша, но он, скорее всего, пьян и уже давно спит. Попробуйте подойти к его дому и попросить жену разбудить его. Мужик он хороший, и вам поможет.
    На террасе указанного дома горел свет. Я постучал и вошел. Меня приветливо встретила хозяйка, которой я объяснил, в чем заключались мои трудности.
     - Постараюсь расшевелить его, если смогу. Он много выпил с друзьями и лишь недавно пошел спать.
     Минут через пять из сеней вышел шатающийся коренастый мужчина. Я сказал ему, что недавно купил дом в этой деревне, но доехать самостоятельно до нужного места не смог.
     - Помогите мне сегодня, а завтра, если будет нужда, я помогу вам, ведь я – врач.
     Михаил протянул мне свою жилистую и очень сильную руку и сказал: Почему не помочь хорошему человеку? Сейчас только оденусь и заведу трактор.
     Он быстро завел трактор, подъехал к моей машине, зацепил ее тросом и без особых усилий вытащил  на плотный грунт. К этому времени часы показывали 11 часов вечера.
      - Надо бы как-то отметить такое событие, - предложил я.
      - А кто против? – ответил Михаил. – Сейчас только поставлю трактор на место и подойду.
     Мы быстро разгрузили машину. Жена накрыла на стол и поставила бутылку водки. Михаил не заставил себя долго ждать. Мы налили водку в рюмки и  я произнес благодарственный тост. Михаил с удовольствием слушал и все посматривал на бутылку, стоявшую на столе.
    - Может на первый раз хватит? – сказал я Михаилу. – Ведь тебе рано вставать.
    - Для меня это не доза, - смеясь, ответил он. – Давай допьем, тогда я и пойду. А за меня не беспокойся. Я каждый день встаю без будильника в четыре часа утра. Жена об этом знает, и поэтому никогда не ругается.
    Так мы познакомились с Михаилом, а позже и его женой Тамарой, которая работала ветеринаром в совхозе. С тех пор мы часто встречались то у нас в доме, то у них. Если мне нужны были жерди для забора, то Михаил сам ехал в лес, заготавливал жерди из сухостоя и подвозил их к пятнице на тракторе прямо к моему дому. Потом он садился и ждал моего приезда из Москвы для того, чтобы отметить удачное дело.
     Когда мы начали строить террасы, то и в этом случае Михаил активно помогал. Он ехал на тракторе в лес, находил нужного диаметра сухостой, валил дерево, обрубал ветки, а потом волоком тащил заготовленный материал на мой участок. Проблему с дровами для нашего дома он решал быстро, но всегда приглашал меня, чтобы я помогал ему, пока он действовал бензопилой. Затем мы грузили дрова в большую телегу и отвозили к моему дому, где укладывали вдоль забора.
     Помню, как-то вечером мы сидели и ужинали за столом в саду.
     - Хорошо бы посадить пяток диких яблонь, а потом привить их. Говорят, таким яблоням никакой мороз не страшен, - мечтательно сказала жена.
    - Вдоль реки таких яблонь множество, -  ответил Михаил. – Если хочешь, пошли утречком на речку и выкопаем столько, сколько надо, - преложил он мне.
     Я с радостью согласился. Поздно вечером мы расстались. Еще только рассвело, когда кто-то постучал в окно. Увидев Михаила, я вышел на улицу. Каково же было мое удивление, когда  около крыльца лежало шесть полутораметровых диких яблонь. Мы тут же вырыли ямки там, где указала жена, и посадили молодые деревца. Несмотря на ранний час, когда деревня еще спала, мы выпили за то, чтобы яблони прижились.
     Наша искренняя дружба с Михаилом и его женой продолжалась несколько лет. Было приятно осознавать, что рядом с нами живут люди, которые всегда готовы оказать тебе помощь и с кем приятно проводить свободное время. Однажды в один из осенних дней к нам зашел Михаил и пригласил к себе в гости.
    - Приходите обязательно, - сказал он. – Мой младший брат Иван заядлый охотник и рыбак, и сегодня ему повезло. Так что будет чем полакомиться.
     Еще не войдя в дом Михаила, мы уже на улице почувствовали вкусные запахи. На столе  стояли тарелки с большими кусками кабана, зайца и щуки. А рядом красовались соленые огурцы, помидоры и грибы. Сидя за столом, я обратил внимание на Михаила. Он был таким же активным и шумным, но что-то было не так, а что, я не мог в тот момент понять.
    Зато в свой следующий приезд в деревню, когда он, как обычно, заглянул в наш дом, я отметил бледность его лица и какие-то потускневшие глаза.
    - Миш! С тобой все в порядке? Ты здоров? – спросил я его.
    -Да все нормально, - ответил он. – Давай лучше выпьем за наше здоровье.
    Мы выпили. Однако я продолжал задавать ему вопросы. Наконец, он сказал: Уже в течение месяца у меня периодически схватывает живот. Вот так схватит, а потом отпустит. Аппетита почти нет, пока не выпью, а когда поем, то возникает отрыжка.
     Не нужно было быть слишком опытным врачом, чтобы заподозрить неладное, а именно рак желудка. Я, конечно, не стал говорить ему об этом, но убедил его обследоваться, пообещав договориться о консультации в подмосковном онкологическом диспансере, где у меня были знакомые коллеги.
     К сожалению,  мои подозрения оправдались. Через несколько дней Михаила оперировал опытный хирург, который сообщил мне по телефону, что операция проведена успешно, и что опухоль полностью удалена. Однако не прошло и часа, как тот же хирург перезвонил и сообщил мне, что мой друг неожиданно скончался из-за того, что тромб закупорил легочную артерию. Так я потерял хорошего друга и отличного  человека.
     После его похорон создавалось впечатление, что деревня опустела. Не было слышно шума его трактора, веселого громкого голоса, шуток и прибауток. Какое-то время мы еще поддерживали отношения с Мишиной женой, но вскоре она, как говорят, с головой ушла в религию и почти перестала появляться на людях.
     Зато с Иваном мы сблизились. Он был тихим, безобидным и добрым человеком. Никто в деревне никогда не слыхал от него грубого слова, тем более  мата. По утру он шел на пруд, ловил карасей и выпускал их в огромную бочку. По мере необходимости, когда хотелось поесть свежей рыбки, он вылавливал их из бочки и использовал  в качестве живцов. Благодаря живцам, Иван нередко возвращался домой с хорошим уловом щук, которыми делился с нами. Через год, когда Ивану исполнилось 60 лет, он с женой накрыл богатый стол и пригласил близких родственников, соседей и нас. Жизнь шла своим чередом. Почти каждый наш приезд мы виделись, обменивались новостями, нередко вспоминая брата Михаила. Казалось, Иван был доволен судьбой. Он никогда ни на что не жаловался. Но однажды, увидев его на улице, я обратил внимание на то, что он выглядел похудевшим.
     - Ты что так похудел? – спросил я его.
     - Аппетит у меня совсем пропал, - сказал Иван. – Ни рыбы, ни мяса не хочется.
     Помня о его брате, я настоял на обследовании в Москве. Увы, и на этот раз мои подозрения оправдались. Оперировали его в онкологическом центре Москвы. Однако сделать ничего уже было нельзя, так как процесс был очень запущен. После выписки из больницы он прожил всего один месяц, и был похоронен рядом с братом на кладбище в соседней деревне.
     Вот так, за какие-то три года у меня на двух друзей стало меньше, причем ушли они из жизни один за другим вскоре после того, как отметили свое 60-летие, а это так немного для деревенских жителей.            


Рецензии
Печальная история. Светлая им Память!С Почтением Гевхар Антига-Гевхар Ариф гызы.

Гёвхар Антига -Гёвхар Ариф Гызы   24.09.2018 22:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас,коллега, за посещение моей странички. Успеха Вам. Д-р А. Киселев

Александр Киселев 6   26.09.2018 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.