Впереди фронт

Много ль надо человеку:
Кусок хлеба,  горсть воды.
И здоровья до века.

Уже на моей памяти прошлое,  стало историей.  Я описываю события,  происходившие с моими  знакомыми. Я их хорош знаю.  Это история живая, сегодняшняя.  Прожитое  ими время в период второй мировой войны я считаю как история.  С учетом невозвратности времени.  Исторические документы  не в полном объёме отображают  достоверность происходящих событий на фронте  конкретно каждого солдата. Я лично беседую с людьми, опираюсь на их воспоминания. Их тайны  сами приходят  ко мне. Реконструируя  события,  я пытаюсь побывать,  в  таких местах которые связывало бы  события прошлых лет.  Понимая что, описать  в той точности как они происходили 70 лет назад  просто невозможно.  Прошлое я пытаюсь понять с учетом  в проходящих сейчас  событиях,  что бы понять,  как мы прошлое сейчас воспринимаем. Чтобы написать этот рассказ  я посетил: военно  -  исторический  музей артиллерии .  С волнением захожу в ворота музея.  Смотрю на двор уставленный  орудиями,  различного назначения. Мне показалось,  все они, смотрят на меня с каким – то спокойным чувством выполненного долга.   Я начал знакомство с левой частью  этого парада вечной славы. В общем, строю я искал  152 мм. Гаубицу – пушку.  Я подошел к ней не сразу. Подойдя ближе,  я долго вглядывался  в старческие царапины. Следы былых ремонтов и  подкрасок.  И только табличка , немой собеседник, четко по военному, выстроила мысли о продленном пути в один ряд: 152 мм. Гаубица – пушка, образца 1937 года . Номер как личное имя четко выбито большими цифрами - № 3953. Вес в боевом положении – 7270 кг. Дальность стрельбы – 17230 м. И самое главное для нас , его боевой путь – орудие  было под Волховом, Чудово, Новгородом, Польша. Принимало участие в штурме Берлина.  Оно как солдат имеет 104 повреждения от осколков и бомб врага. И мне, конечно хочется с этого места , назвать и боевых друзей орудия . Командира  ст. сержанта Кастрина П. К.  наводчика мл. сержанта Кравчук Г. Н. Это они вместе уничтожили-  8 танков противника, орудий – 11 штук. Наблюдательных пунктов – 27. Дзотов – 41. Складов – 6. Паровозов – 2. Вагонов – 25. Опорных пунктов – 15. Подавлен огонь – 81 точки.  Подавлен  огонь 123  артиллерийской батареи противника.  Мне захотелось к этому списку добавить моего знакомого, мы вместе работали, он  рядом  с таким же орудием шел   к победе.   Орудие  152 мм. Гаубица – пушка . Судьбы орудий чем то похожи, а вот командиры разные.  Я с глубоким чувством уважения дописываю к этому  списку  - Аветин  Николай Александрович. Был призван в Советскую армию  13 января 1943 года. И по сложившейся традиции. Его брат служил в артиллерии и погиб.  Николая Александровича призвали по его желанию в артиллерию. В 123 запасной артиллерийский полк. Учили нас хорошо.  Вспоминал  Николай Александрович.  А после учебы  направили в 181 – й артиллерийский полк. Потом воевал в 148 – й пушечно армейской артиллерийской  Брестской ордена Суворова бригаде.  Вздрагивала земля, когда наши  152 мм. гаубицы – пушки, по результатам нашей разведки,  били по врагу.  По местам  сосредоточения живой силы и техники в тылу противника.  Но и вражеские снаряды  рвались недалеко от наших орудий.  Поднимая в воздух столы земли. Разбрасывая по сторонам осколки снарядов. Земля вокруг нас становилась бугристо – черной, словно перепаханное поле.  От едкого дыма слезились глаза,  и першило в горле.  Когда шел бой все раненые, которые моги стоять на ногах, продолжали работать.  Они знали подменить их некому.  Результат   боевого пути  сержанта  Аветина  Николая Александровича: медаль « ЗА ОТВАГУ» август 1944 (Польша). Орден «КРАСНОЙ ЗВЕДЫ» -февраль 1945 года (Польша).  В итоге получается все, что я сейчас пишу, это семейные истории о войне.  Которые должны передаваться от дедушек – внукам, а внуки  - правнукам.  С интереснейшим человеком судьба  меня свела накануне 9 мая 2014 года. Узнав, что я собираю материал о ветеранах войны.  Он согласился на встречу.   Предлагаю  Вашему вниманию, как произошла эта встреча.   Он окликнул  меня первый.  Поздоровались.  Нашли удобное место для беседы. К нашему разговору он подготовился основательно.  На стол легли фотографии военных лет. Текст воспоминаний. На мой первый вопрос  рассказать о себе он начал по- военному коротко  и точно.               
- Я. Гусев Валентин Васильевич  родился 18 февраля 1921 года. Ярославская обл. Некоужский р. Село Лацкое. Родители : Василий Александрович  и мама Мария Васильевна работали  в местной больнице.
В 1939 году окончил 10 классов. Поступил на 1 курс Ивановского энергетического института. Но 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.  Вторая мировая война начало свой отсчет времени.  Верховный Совет СССР издал указ о призыве в армию всех выпускников  средних школ. Я был призван в армию в ноябре 1939 года и направлен в школу младших командиров АИР – артиллерийская инженерная разведка. Белорусского Особого Округа.  В это время началась  Советска – Финская война. Занятия по военной подготовке шли по 12 часов в день. Без выходных. Закончил учебу, меня оставили  в школе готовить новый призыв курсантов.  Он так интересно рассказывал, что мне захотелось оставшиеся  в памяти Валентина Васильевича события  военного времени , в деталях реконструировать самому не  нарушая ход событий рассказанных самим автором.
-Валентин Васильевич – кок вы встретили известие о начале войны.
- Как и все мерные люди, 22 июня, выходной,  мы с другом решили позагорать. Смотрим , рядом пробегает солдат и как то странно смотрит на нас.  И задает нам самый страшный вопрос : « А вы что не знаете, что началась война!»  Мы поняли, в нашей жизни все меняется.  Школа перешла на военное положение.  Наши патрули прочесывали местность,  защищали  объекты от диверсантов.  24, 25 июня нам приказали  все военное оборудование погрузить на машины.  Мы получили полный  бое. комплект. Оружие.  У нас не хватало водителей.  Командир  искал водителей  в среде  отступавших.    Мимо нас вели осужденных. В отчаянии командир обратился к старшему конвоя.  Есть ли среди осужденных водители.  Посмотрев списки , найдя в списках водителей он упросил старшего конвоя  отпустить их под его ответственность.  Мы тронулись в путь.
Горькие дороги отступления.  Навсегда запомнились каждому. Мы  сопровождали  машины с  секретным  оборудованием  нашей  школы   к Смоленску.  Колона двигалась медленно. Я смотрел по сторонам,  люди  с какой-то тревогой  смотрели на небо, на загадочные облака, из за которых в любую минуту могли выскочить немецкие самолеты и бомбить , обстреливать нашу колону.  В густой темно коричневой туче пыли , по обочине дороги  шли  беженцы.  Вяло волоча ногами , с болтающимися за плечами мешками, узелками. 
Расскажите, когда произошла первая встреча с фашистами, как говорят   лицом  в лицо ?
- На реке Березине нас остановили. Наш командир майор Шахметов, подчинился приказу старшего по званию.  Мы спешились. Машины отогнали в укрытие. Замаскировали.  Нам приказали занять окопы.  Навстречу нам из окоп  шли солдаты. Они несли раненого на руках. Радом с ними шел солдат и вел раненого, побледневший  и окровавленный солдат качал головой. С трудом переставляя ноги. Потупив взгляд в землю.  Еще несколько солдат медленно шли за ними,  царапая ногами землю.  Мы быстро проскочили мимо них и заняли оборону участка. Окопались. Немецкие самолеты с какой-то, присуще только немцам методичностью бомбили наши позиции.  С левого берега по нам стреляли,  над нами неслись снаряды. Они были как живые,  как будто сами выбирали наши окопы. Я понимал, у них в нашем тылу хорошо работала разведка. Вокруг  от взрывов снарядов земля  поднималась черной тучей и опускалась на наши окопы.  Я смотрел на товарищей.  Они были бледные и сосредоточенные.  Когда погибал рядом товарищ , мы еще крепче сжимали винтовки  и передергивали затвор, стреляли. День сменялся ночью.  Из окопов уносили раненых. Мы несли потери. Но не пропустили немцев на левый берег реки.  Враг не дремал,  с отступающими частями в наши ряды  защитников проникали  диверсанты.  Один из них,  переодевшись политруком,  прошел  на позиции зенитчиков и расстреливал их. Его схватили, тут же  за окопами расстреляли.  Через двое суток нашу школу сняли с обороняемой позиции.  Я был жив, но прежнего меня уже не было.  Мы отступили на Могилев, Оршу, Вязьму.  Под Москвой, я был зачислен в 828 отдельный артиллерийский дивизион. В подразделение инструментальной  разведки.
Расскажите, когда для Вас началось  наступление  и разгром фашистских войск.
-  Шестого июня 1942 года наша дивизия прибыла на фронт. В 50 армию. После жестоких боев на земле Калужской, Смоленской областей, мы с войсками готовились к освобождению  Беларуси.  По стратегическому плану «БАГРАТИОН». Наш развед. дивизион вошел в 144 артиллерийскую  пушечную бригаду.  Перед   решительной атакой  на город Могилев. Мы тщательно провели разведку  артиллерийских и миномётных батарей противника. Задача дивизиона была  произвести разведку скрытно и максимально точно  вражеских артиллерийских точек. Инженерных сооружений. Наблюдательных пунктов противника.  28 июня, когда началось , решительное наступление  на город мы корректировали огонь наших батарей - 152 мм. Гаубиц – пушек.  После взятия города мы сами посмотрели на нашу работу. Нашим фотографом удалось сделать фотографию разбитого немецкого орудия, прямо скажу, впечатляет. Так с боями мы прошли 600 км. И освободили от фашистов Беларусь.  Мы вступили на территорию Пруссии.  В районе Августово . Нами велась корректировка огня наших батарей по батареям противника. В разгар боя была нарушена связь с нашими подразделениями, осколком перебила провод. На исправление обрыва   был послан наш боец Архаров Николай.  По пути следования к разрыву враг заметил его.  Снова вздрогнула земля.  Один снаряд упал впереди  Архарова . Он упал, заметив обрыв провода он скрутил провода.  Телефон заработал.  Осколком мины Николай  был ранен. На помощь к нему поспешила  санинструктор Петровская Ирина. Фашисты заметили наших солдат и открыли сильный огонь.  Архаров собой защитил санинструктора. А сам погиб. Петровская была ранена. Батарея, услышав нужную команду, открыла огонь по врагу.  После подавления огневой точки противника их вывезли в тыл. Им было по 21 году.  Боец  Архаров был похоронен на площади городка Августово.  Братская могила на этой площади сохранилась до настоящего времени.  Этот случай, конечно, не единичный.  Наши солдаты геройски сражались с врагом.  Наша 144 бригада  10 апреля 1945 года вела свой последний бой с врагом.  О своих победах мы узнавали из сводок ИНФОРМБЮРО.  Мы были рядом с передовыми частями,  которые шли в наступление на врага.    По нашим данным были уничтожены мощные огневые точки противника, спрятанные в складках местности. Спасены сотни жизней наших солдат.  Война окончена!  За 4 года войны я прошел путь от сержанта до капитана - начальника штаба отдельного разведывательного артиллерийского  40 батальона.   Я жив! Кто- то скажет везунчик.  Да мне повезло. Но я и теперь считаю, что  каждый человек должен себя считать ответственным за свою страну.  Пишу и понимаю – историю пишут, что бы сейчас победить.


Рецензии