Наше детство

С Ниной Васильевной Цаплиной я встретился на совете ветеранов п. Металлострой.
 Борис Егорович Кравцов,  председатель ветеранов войны и труда  последним вопросом плана работы, предложил продолжить собирать материалы к выпущенной книге в 2013 году « По крупицам о войне».   Совет ветеранов поддержал предложение.  Мне  порекомендовали  встретиться  с  Ниной Васильевной Цаплиной .  Через несколько дней мы с Ниной Васильевной встретились около дома культуру. Сели на скамейку.  Она смотрела на меня немолодыми, взволнованными  глазами.  Ее память дробила время.  Я понимал ,  детская память зафиксировала реальность тех дней.   Когда каждый день испытание.   Когда жизнь и смерть  были рядом.  Слушая вспоминания  о прошлом в устной форме , у  рассказчика  материал  всегда получается значительно выразительней и реальнее.   Нина Васильевна начала спокойно - родилась я в Усть – Ижоре на улице Бугры дом 9. В семье Правдиных - Василия Тимофеевича  и Зинаиды Михайловны.  В нашей семье было пятеро детей. Дом, где мы жили, был двух этажный.  На четыре семьи.  Все в доме были Правдины.  В 1905 году его построили  наши деды два брата.  В 1937 году папу  выслали в Казахстан. Когда началась война, мне шел четвертый год.  Старшая сестра Валентина Васильевна добровольцем ушла на фронт. Вернулась с войны с наградами:  Медали «За боевые заслуги»,  «За оборону Ленинграда»,  «За победу над Германией». Я гордилась своей сестрой. Я с интересом слушал воспоминания Нины Васильевны.  От эвакуации мама отказалась.  В нашем  большой доме,  где мы остались жить,  в  период  блокады,  разместился  особый отдел.  В свободных комнатах ночевали солдаты.  По мере приближения фронта, начались постоянные обстрелы.   Всем от малого до взрослого  фашисты показали , ужасы войны. Я на всю жизнь запомнила один случай. Когда мы сидели в подвале . Где мы прятались при обстрелах. Рядом с домом упал снаряд. Раздался сильный грохот  у нас над головами.  Когда все утихло, мы вышли. Снаряд упал рядом с домом в саду.  Около яблони дымилась огромная яма. В доме выбило окна. Взрывной волной в верхней части дома вырвало несколько бревен.  Их забросило далеко от дома на соседский сарай.  От страха я стала заикаться. Дому,  скорее нам, повезло . От осколков дом не загорелся.  Взрослые,  осмотрев дом стали затыкать  дыры от осколков тряпками.  Ночью зимой было хорошо видно, как после очередного обстрела  багровые пятна  рвали ночную темноту.  Постепенно голод  заставил людей  собрать все, что можно съесть.  Голод  тихий убийца  поселился в каждой семье.  Вспоминается  страшный случай, который произошел у нас в Усть – Ижоре. Не далеко от школы жили Кононовы.  Подробности я узнала, когда пошла в школу.  Мама взяла с собой в магазин старшего сына. Магазин был на берегу Невы у причала. Сына оставила на крыльце магазина. Сама пошла, отоваривать карточки.  Когда вышла из магазина сына у магазина она не нашла.  Кто- то сказал, что ее сына мужчина повел через дорогу  в свой дом. Мать пошла к нему. Мужчина сказал, что у него нет мальчика. Женщина обратилась в милицию.  Милиция, делая обыск, нашла мальчика  под  досками пола.  Мужчину по закону военного времени тут  - же, на берегу Невы расстреляли.  Во время войны мама стирала  белье для военных в прачечной.  Я маму ждала у окна.  Смотрю , со стороны Саперной  низко летел наш самолет и горит.  Он приземлился на другом берегу Ижоры.  Из самолета выскочил летчик, спина его горела. Он побежал к реке и прыгнул в воду.  Остался жив.  Хорошо помню еще такой случай.  Наши шесть девушек несли за стропы аэростат. Меня это заинтересовало.  Смотрю, по команде девушки  освободили руки от строп.  Когда аэростат стал подыматься , я увидела, как  одна из девушек запуталась рукой за строп и ее стало поднимать в небо. Мне стало страшно . Я закрыла глаза. Аэростат улетел, что случилось с девушкой мы так и не узнали.  Нам было страшно. Нам постоянно хотелось есть.  Мама, отоварив карточки, приходила домой, на обед  давала кусочек хлеба.  Хлеб был похож  на кусочек дерева, такой же черный и твердый. Я долго на него смотрела, потом ела. Кусочек блокадного хлеба.  В мае 1942 года появилась зелень, помню, мама собирала дикий щавель,  и мы его ели сырым.  А вот из лебеды, одуванчиков, подорожника мама делала  салат. Кормила и приговаривала : «Ешь доченька это очень полезно».  В 1943 году мама посадила морковь, турнепс, картошку.  Редиску мы  начинали,  есть весной, мама в салат добавляла листочки редиса для вкуса.  Это все трава, я сильно скучала по хлебу.  Я и сейчас помню свою просьбу к маме: « Мамочка, когда кончится война, купи нам много хлеба!»


Рецензии
Как нужны именно эти подробности пережитые людьми в годы войны!

Артем Кресин   04.09.2023 14:54     Заявить о нарушении
Блгодарю за прочтение, понимание.

Алексей Решетняк   04.09.2023 19:38   Заявить о нарушении