C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Шедевр Рафаэля. Портрет Папы Юлия II

 
   Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511 г. Национальная галерея Лондона

       Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.

      Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов. Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви.  Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.

     Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.

      Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили присущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.

       Мы знаем его лучше, чем многих других выдающихся первосвященников и правителей. Знаем его суровое и властное лицо, ясно видим этого старика с крутым лбом, плотно сжатыми губами и белой бородой. Ибо таким, восседающим в глубоком раздумье, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике. Юлий II умер в 1513 г, вскоре после окончания работы над портретом.
      Вазари пишет: "... пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо..."

       Папа Юлий II облачен в пурпурную мантию и белый стихарь, с тиарой на голове. Хотя он изображен в преклонном возрасте, но в нем ощущается несгибаемая сила. Правая рука его с неожиданной силой сжимает подлокотник кресла, на спинке которого вырезаны столбики в виде желудя, как на гербе понтифика. Символы папской власти - тиара и ключи - вытканы на зеленых занавесях на заднем плане. В знак траура по утрате города Болонья в 1511 г. понтифик отпустил бороду, которую сбрил в 1512 г., этот элемент позволил определить время написания портрета.

         В галерее Уффици и Лондонской Национальной галерее хранятся практически идентичные портреты, долгое время длились споры, какой из них принадлежал кисти Рафаэля, а какой был копией, выполненной в мастерской художника под его руководством. Согласно результатам последних исследований, оригинальным была признана картина, хранящаяся в Лондоне. Аналогичную картину, хранящуюся во дворце Питти, полагают работой Тициана, копией с портрета кисти Рафаэля.

          Юлий был не первым папой, имевшим детей до вступления на кафедру святого Петра. Его единственная известная дочь, Феличе делла Ровере, родилась в 1483 году. Матерью Феличе была Лукреция Норманни из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Феличе Юлий II устроил брак Лукреции с Бернардино де Куписом. Бернардино был камергером двоюродного брата Юлия, кардинала Джироламо Бассо делла Ровере.


Рецензии