НАШИ ДЕТИ - НЕ ДЕТИ НАМ

МЫ – ДЕТИ ГАЛАКТИКИ, ДЕТИ ВСЕЛЕННОЙ



    Ваши дети – не дети вам,
    Они - сыновья и дочери тоски жизни по самой себе.
    Они приходят благодаря вам, но не от вас.
    И, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
    Вы можете давать им вашу любовь, но не ваши мысли,
    Ибо у них есть свои мысли.
    Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
    Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
    Где вы не можете побывать
    даже в мечтах.
    Вы можете стараться походить на них,
    Но не стремитесь сделать их похожими на себя.
    Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
    Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
    Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас
    Своей силой, чтобы стрелы летели быстро и далеко.
    Пусть же ваш изгиб в руке Стрелка станет вам радостью.

                Калил Джебран. «Пророк».


                Бабушка, а звёзды – это кто?
                А почему я их люблю?

    «Мы никогда не теряем зависимости от окружающего нас пространства, мы являемся его составной частицей… Мы связаны со всей  Вселенной, как капля воды связана с океаном… Человек находится, в некотором роде, в союзе со всем окружающим космосом. Он – в постоянной связи с так называемой «космической» средой. Эта космическая среда, воплощающая в конечном итоге суть бытия, должна также «оттенять» и тем или иным образом воздействовать на сознательное личностное «Я» индивидуума».

    Эти строки принадлежат  французскому физику Жану Шарону. 

    В наше время все больше деятелей науки склоняется к тому, что человек не только сумма наследственной генетической информации и социума. В каждом человеке есть что-то своё, присущее ему одному.
 
При рождении каждый из нас получает определенный набор физических свойств и душевных качеств, зависящих не только от того, чем обладали наши мамы и папы, но также от того, какие звёзды и как располагались в момент нашего рождения. Мы все – дети Земли, дети Солнца и Луны, дети нашей Галактики. Нам всем светят одинаковые звезды, одинаковые планеты вращаются в нашей солнечной системе, одинаково даря нам свою силу.
Но одинаково ли они влияют на нас?
Конечно, нет.

      В каждый миг времени, в каждом конкретном месте Земли звезды и планеты расположены по-иному. Хоть чуточку. Эта «чуточка» и делает нас непохожими друг на друга, а все остальное – похожими. Нет, и не может быть на земле двух абсолютно одинаковых людей, потому что трудно родиться двум человекам в одном и том же месте в одно и то же время. А если люди рождаются в одно время, в одном месте, ну, скажем, в большом городе, то полученный им и от родителей генетический код все равно будет другим. Даже близнецы рождаются с интервалом в несколько минут или несколько десятков минут.  Именно поэтому,  в каждом из нас, рожденных на Земле, существует совершенно одинаковый по «ассортименту» набор качеств. Разница только в их интенсивности и направленности. Каждая из планет дала нам силу в том качестве и в том размере, в каком она присутствует в нашей натальной* карте, то есть в конфигурации планет и звезд в момент нашего рождения. Если сила какой-либо планеты в момент рождения человека в определенном месте как бы «перекрыта» другой планетой, качество, даруемое этой планетой,  будет ослаблено или искажено. И именно это качество при жизни человека будет испытывать постоянное давление, по принципу «где тонко, там и рвется». В какой-то момент это качество может быть подвергнуто такому мощному испытанию, что его энергия рассеется полностью, человек как бы потеряет часть своей души.
     «Как бы?» или человек действительно теряет часть души? Мы ведь не зря говорим «бездушный человек» о том, кто потерял человеческие (высокие!) качества. И, самое главное, как воспитать эти качества, столь необходимые в жизни?

     Как воспитать (или восстановить) в себе потерянную смелость, терпимость, гибкость, настойчивость, свободу?
Как сохранить или восстановить здоровье? (Увы, в наше время это становится почти общей проблемой).

     Прежде всего, нам следует понять себя. Понимая себя, мы учимся понимать других, понимать своего ребенка.
Может показаться, что ж тут мудрого?
Уж себя-то мы точно понимаем.
О, если бы…

    Скольких ошибок удалось бы избежать, как проще бы нам жилось, как радостнее!

     Во все времена каждое старшее поколение ужасалось, глядя на младшее. Каждому поколению казалось, что дети и внуки совершенно отбились от рук, что они ведут себя не так, как старшие, что они не придерживаются установленных норм и правил.
    Всё верно.
    Действительно, каждое поколение проходит свой путь, совершает свои ошибки, учится (или не учится) на них.
Каждое поколение проживает свою жизнь уже в других, изменившихся и непрерывно меняющихся условиях.
Каждому поколению даются иные задачи, а значит, иные силы для их выполнения.
Каждое поколение занимает свое место в эволюционном развитии вида.
Мы с вами и сами живем в трудное время. Когда-то у китайцев не было худшего проклятия, чем пожелать своему врагу «Чтоб ты жил в эпоху перемен!»
Мы живем в такой эпохе. Для нас изменился не только политический строй, изменился уклад всей нашей жизни.
Это наши проблемы, наш урок. Но еще мы переживаем вместе со всем человечеством и эпоху перемен в мировоззрении. Всё больше в мире людей, понимающих, что голый техногенный путь развития ведет в никуда, что настало время духовной революции.

     Наши дети и внуки это те поколения, которым предстоит эту революцию совершить. От них зависит будущее нашей планеты – в буквальном смысле. Для этого им даны особые силы. У всех детей, родившихся в период с 1987 по 1997 год в гороскопе имеется соединение Нептуна и Урана. Объединенное влияние этих планет дает огромную духовную силу, способность к прозрению, к духовному росту.

    Это поколение действительно не такое, как многие другие. Наверное, ваши дети, ваши внуки не раз удивляли вас своей «взрослостью», неординарными мыслями и странными, на наш взгляд, поступками. Как вырастить их в этом сложном, так заметно, так быстро меняющемся мире, сохранив в их душах то, что мы давно забыли или вовсе не знали?
     Как уберечь их от злобы, зависти, жадности, ненависти?
 

     НИЗМЕННЫХ ИНСТИНКТОВ НЕТ!!!

Как часто можно слышать от родителей: мы в своего ребёнка душу вкладываем, заботясь о его воспитании, образовании, а у него какие-то низменные  инстинкты проявляются. 

     Об этом можно спорить, но я уверена, что инстинкты, заложенные в человеке, как и в каждом живом существе, не могут быть низменными. Природа не дает индивидууму как представителю своего вида низменных инстинктов.
 
     Инстинкты -  борьба за выживание, за продолжение рода, за сохранение вида, инстинкт свободы – нужные инстинкты. А значит, добрые инстинкты.
Всему сущему присуща забота  о потомстве. Даже маленькая пичужка способна жертвовать собой во спасение своих детей.  Отсюда родился инстинкт альтруизма – забота о другом. (Термин «альтруизм» введен французским философом Огюстом Контом в конце Х1Х века и означает бескорыстную любовь к другим людям в противопоставление эгоизму). 

      Мы – дети  Мира, дети Вселенной, дети Бога -  а значит, о нас как о потомстве печется и заботится Мир, Вселенная, Бог. Во Вселенной нет злых инстинктов, все подчинено закону разумности, закону гармонии, закону сохранения энергии, а значит, сохранения жизни, в каком бы виде она ни выступала.  Не может нам Бог давать изначально недобрые инстинкты.

      ДОБРО И ЗЛО – КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.

                «Слабость это не отсутствие силы.
                Слабость это отсутствие доброты».
                (Анхель де Куатье)

      Обязательно нужно объяснить ребенку, что категории «Добро» и «Зло» это категории человеческие.  Во вселенной нет понятий добра и зла. Там есть только энергия. Да и на Земле не все так просто. Что для одного человека или группы людей является Добром, то для другого – Злом. Помните песню Владимира Высоцкого «Почему аборигены съели Кука»? - «Хотели кушать и съели Кука». Логично. А если бы они не съели прославленного морехода, возможно, все их племя вымерло бы от голода. Кук для них был Добром, ниспосланным самим небом.
Но у Кука была жена, дети. Множество людей следили  за его судьбой, его путешествиями и открытиями. Вложили в них деньги, снаряжая его экспедицию. Где же Добро для этих людей? Чистое зло.

           А на войне? Чтобы выжить самому, приходится убивать другого. Война – общее зло. И все-таки даже она кому-то приносит добро.

        Чем раньше ребенок поймет, что это такое, тем больше шансов за то, что он вырастет не только умным, но и добрым человеком. И согласитесь: всем нам так часто не хватает Добра. Не того добра, что является добром только для нас, а того, которое благо для всех. И, прежде всего, доброго отношения. Теплого, светлого, сочувственного, доброжелательного. Очень точно сказал Сухомлинский: «Добро только тогда добро, когда оно для людей».
Как часто люди не понимают, что доброта это не слабость. Как часто нам кажется, что если мы не показываем изо дня в день зубы и когти, нас затопчут, сомнут, сметут с дороги.

       Как много комплексов, страданий приносит даже не зло, а именно отсутствие добра! Равнодушие, высокомерие, эгоизм в самых худших его проявлениях.   

      Я поняла для себя, что альтруизм в нашем мире это не глупость (как часто думают и говорят окружающие нас люди). Это наша повседневная и необходимая работа для того, чтобы не оскудела в мире мера добра. 
И если ребенку дана возможность развить свой ум, свое миропонимание, альтруизм, - разумный подход ко всем людям и явлениям в мире не принесет ему зла, даже если окружающая среда будет враждебной ему.

      То, что толкает человека на свершение зла – не инстинкт. Это приобретенное в процессе эволюции, в процессе жизни искажение одного из основных инстинктов. Искажение – отступление от нормы, от основного закона Мира – закона разумности и гармонии.

      Сегодня, пожалуй, можно говорить о том, что большая часть человечества больна завистью, ненавистью, нетерпимостью.

      Можно ли лечить человека от этих болезней?
      Нет, нельзя.
      Никто еще не изобрел таблетки от жадности, микстуру от зависти, настойку от ненависти.
 
      Но не так все плохо, как может показаться, потому что человек может излечиться сам. Наверное, кому-то придет в голову мысль: а стоит ли, а целесообразно ли лечить себя от этих качеств в мире, где они стали почти нормой поведения, основой выживания? Сможем ли мы, обладающие чистыми природными инстинктами, психическим здоровьем, адаптироваться в этом мире?
Смогут ли наши дети?

      Инстинкт можно назвать глубинной, генетически фиксированной потребностью человека. Человек должен реализовывать свои инстинкты, иначе он не может жить полноценной и счастливой жизнью. Для их реализации у человека есть инструмент – его темперамент, определяющий основные свойства характера. Все мы в своё время худо-бедно, но учили психологию, и все наслышаны о четырех видах темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Такое общее (не детализированное) деление известно давно, еще со времен Гиппократа.

      В 1977 г. врач психоневролог  В.И. Гарбузов в книге «Неврозы у детей и их лечение» предположил, что основных темпераментов только три:  холерический, сангвинический и флегматический. Он считал, что присущая меланхоликам пессимистичность, депрессивность, апатичность, «зацикленность» только на своих проблемах не могут быть врожденными, «эволюционно необходимыми человечеству качествами». Автор считает, что это не темперамент, а характер, получающийся в результате искажения, отсутствия реализации одного из трех основных темпераментов.

     Отсутствие реализации своего темперамента, характера, своих способностей влечет за собой зависть. Элементарную зависть к тем, которые сумели себя реализовать.

                «Ко всем испытывает зависть человек, кроме
                своих детей и учеников». Да и то до тех пор,   
                пока они оправдывают наши ожидания…»
                Санхедрин, 1056 г.

      Зависть – эмоция всепоглощающая. Завистник страдает столь глубоко, что это понятно лишь тем, кому знакомы подобные переживания. Если хорошенько разобраться, окажется, что войны между государствами, революции и гражданские войны основаны на чувстве зависти, раздуваемом и подогреваемом  ловкими политиками. А что касается зависти на бытовом уровне, то это настолько нелепое и настолько широко распространенное  чувство, что порой диву даешься – как так может быть?

      Главный бухгалтер довольно солидной организации навещает в больнице сотрудницу, попавшую в аварию,  сочувствует, соболезнует, а, выйдя из палаты, раздраженно говорит пришедшей вместе с ней коллеге:
       - Везет же людям! Теперь полгода будет в больнице валяться, а зарплата ей будет идти!

     Зависть это чувство гнева, возникающее оттого, что кто-то другой владеет и наслаждается чем-то,  для тебя желанным. 

      Зависть ненасытна. Она рождает раздражение, злость, ревность, жадность.
Страшно становится, когда слышишь по телевидению рекламу: «купи себе новую мебель, и твои соседи лопнут от зависти».

      «Общества, которые зиждутся на потреблении, бесспорно, более завистливы и нацелены на обладание. Силы, что даны их гражданам на жизнь, на поиск ее смысла, уходят на мелочную повседневность. .. Зависть – источник сильнейшей эмоциональной мотивации. Эта эмоция наделяет нас огромной энергией, которая направлена на разрушение планеты».
Нильтон Бондер

      Мы прекрасно понимаем, что нужно оградить ребенка от зависти. И что мы порой делаем для этого? Из кожи вон лезем, стараясь, чтобы наш ребенок был одет в фирменные вещи «от кутюр» из дорогих бутиков (зачастую с турецкого рынка), чтобы у него был «навороченный» мобильный телефон, чтобы у него было три репетитора, карманные деньги на сладости, развлечения и т.д. Чтобы он не чувствовал зависти к тем, у кого все это есть.  А для этого и отец, и мать работают по 16 часов в сутки, на двух, а то и на трех работах.
Какие мы умницы! 

      А ребенок в это время предоставлен сам себе. И мы не знаем, когда в нем прорастает та самая зависть, от которой мы пытаемся его уберечь. Мы не видим ее зарождения, ее истоков. Нам некогда научить его понимать истинные ценности. Ребенок не знает, что это он может быть предметом зависти, потому что талантлив, сердечен и добр.

      Нам некогда. Мы не дали ему возможности раскрыть себя. Почувствовать значимость человеческой личности – своей личности. А ведь только в этом случае становится не важно, во что ты одет – достаточно, чтобы это было прилично и опрятно. Достаточно простенького телефона, да и то, если он действительно нужен для связи, а не для игр на уроках и бесцельной болтовни с товарищами.  А еще хуже того – для ощущения себя «крутым».

     А ларчик-то довольно просто открывается!
И наша задача – дать ребенку возможность раскрыть свой творческий потенциал. Если ребенок поет, танцует, играет на музыкальном инструменте, пишет стихи, занимается любимым видом спорта, если он с утра до вечера занят… да-да, именно так! Занят интересным и полезным для его развития делом, ему некогда завидовать. Некогда и незачем. Он самодостаточен. Он не зависит от мнения окружающих его сверстников. Более того, он  сам формирует это мнение.
Он спокоен и счастлив.
Спокойны и счастливы мы.

Мы знаем, что его не потянет на спиртное и на наркотики, чтобы доказать окружающим свою «крутизну».
Его не потянет в сомнительную компанию. Ему там скучно, нечего делать, не с кем и не о чем поговорить , поспорить.
Он свободен.
Свободен без анархизма и нигилизма.
Свободен и чист.

      А сколько душевных сил мы сохраняем в себе и в наших детях, если им не нужно бороться с завистью, гневом, злобой и прочими негативными свойствами и эмоциями – они вытесняются положительными, для них просто не остается места!
Все, с чем мы боремся, отчаянно сопротивляется.
Зачем же борьба? Всегда ли она нужна?
Гораздо проще (и эффективнее!) растить изо дня в день добродетели, достоинства, а не бороться с недостатками.

     Да, было бы проще и эффективнее, если бы не «житейский мусор», который мы уже накопили в человеческом обществе.

      Мы много говорим об экологии,  о бережном отношении к окружающей среде. А пора уже задумываться об «экологии ума и сердца».  Сердце и ум могут накапливать столько сора, что наша система жизнеобеспечения с ним не может справиться. Нелюбовь, разочарования, насилие, предательство и фальшь,…. Это все мусор, засоряющий наше сознание, наше сердце. Не попытаться ли нам не накапливать мусор и научить этому наших детей?

      Как говорил незабвенный Михаил Зощенко: «Не нужно бороться за чистоту, нужно подметать!». 



            КАК ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА?


            «Что представляет собой ребенок как отличная от нашей душевная организация? Каковы его особенности, потребности, каковы скрытые, не замеченные еще возможности? Что представляет собой эта половина человечества, живущая вместе с нами, рядом с нами в трагичном раздвоении? Мы возлагаем на нее бремя завтрашнего человека, не давая прав человека сегодняшнего».

                Януш Корчак


.    Как его понять, сегодняшнего ребенка? Какие права ему нужны? Какие знания (помимо школьных и обычных нравственно-этических норм)?
Мы и сами-то себя не очень порой понимаем, а как понять ребенка, если это совсем другой человек? Новый, современный, во многом, если не во всем, непохожий на нас.

     В наше время в любом книжном магазине можно приобрести книги, описывающие нас во всех аспектах, с разных сторон, под разными углами зрения. Чаще всего это популярные серии из области астрологии. В каждой из них разные системы – западная, восточная, друидов, кельтов и т.д. Каждая несет в себе рациональное зерно, каждая создана веками, тысячелетиями наблюдений за разными людьми.  В каждой можно найти что-то о себе. Но всё ли? Конечно, нет. Поэтому мы часто и говорим: да, это мне подходит, а это совсем не про меня, у меня этого нет. Естественно. Возьмём характеристики людей по знакам Зодиака. Их всего двенадцать. А нас сколько? И каждый в чём-то отличен от другого. Получается, что из каждой системы, каждого описания можно взять только…зерно. Целое растение – я, или вы, или каждый из нас будет другим, особенным.
Я установила для себя одно положение. На мой взгляд, тот знак, под которым мы родились (по зодиакальному гороскопу), тот год (если брать восточный календарь), в котором мы родились (существуют еще и системы, дающие нам описание каждого дня, например зороастрийская) говорит о главном: если ты лев, то качества, данные тебе как льву, требуют особого внимания, специальной проработки. Иначе ты родился бы кем-то другим. Так уж устроен человек, что, читая о себе, он видит хорошее и как-то пропускает, не принимает близко к сердцу плохое. А ведь хорошее – оно уже есть, его можно только усилить, да и то не до бесконечности, потому что любое хорошее качество в своём чрезмерном развитии обязательно превращается в свою противоположность или влечёт за собой негативное качество.

          А вот то, что мы называем недостатками, нужно очень внимательно рассмотреть. Действительно ли это недостаток? Если мы уверены, что да, нужно подумать, что с этим делать.

        Давайте попробуем очень схематично рассмотреть основные качества по знакам Зодиака.   

          Что поддерживать? Что сдерживать?

ОВЕН

Достоинства:
смелость, инициативность, честолюбие, уверенность в себе, благородство, предприимчивость.
Овны обладают силой воли и стремлением к лидерству. Обожают командовать другими. Им для этого всё дано.
Недостатки:
изменчивость, необузданность, насильственность, авантюризм, импульсивность, неосторожность, недостаток настойчивости.
Безрассудные поступки.
Вмешательство в чужие дела.

ТЕЛЕЦ

Достоинства:
упорство, сопротивляемость, трудолюбие, спокойствие, выдержка, любовь к наслаждениям. Влечение к предметам красоты.
Умение управлять финансами.
Недостатки:
медлительность, упрямство, лень, гордыня, ревность, наивность, прожорливость.

БЛИЗНЕЦЫ

Достоинства:
Приспособляемость, обучаемость, легкость восприятия, изобретательность, гибкость ума, красноречие.
Любознательность, изменчивость.
Недостатки:
двойственность и непостоянство, нервозность и беспокойство, хитрость, подражание, поверхностный ум,  болтливость, недостаток чувств.

РАК

Достоинства:
эмоциональность, высокая чувствительность и сентиментальность, тяга к семейной и коллективной жизни, экономия, память упорство, сильная подверженность влиянию, материнский характер.
Недостатки:
раздражительность, женственность, капризность, робость, оторванность от реальности, нетерпеливость, напрасные сожаления.
Болезненные фантазии.

ЛЕВ

Достоинства:
воля, жизненная сила, честолюбие, властность, организованность, благородство, гордость, откровенность, искренность, великодушие.
Недостатки: гордыня, тщеславие, вспыльчивость, высокомерие, тирания, внешний блеск, жажда славы, может ломать комедию и изображать из себя звезду, чтобы обратить на себя внимание.

ДЕВА

Достоинства:
материальность, расчет, коммерческая жилка, критический и аналитический ум, логика, практичность, методичность, внимательность, чувство служебного долг, работоспособность.
Недостатки:
критицизм, эгоизм, робость, страх болезней, мнительность, желчность, мелочность, излишняя пунктуальность, недостаток смелости, предприимчивости.

ВЕСЫ

Достоинства:
движение, интеллект, равновесие, справедливость, артистические способности, доброжелательность, восприимчивость, деликатность.
Недостатки:
легкомыслие, непостоянство, тяга к легкой жизни, нерешительность, колебания настроения – от любви к ненависти, грубость.

СКОРПИОН

Достоинства:
воля, эмоциональность, любопытство, мистицизм, ловкость, справедливость суждений, энергия, чувство собственного достоинства, упорство, скрупулезность в делах.
Недостатки:
страсть, зависть, скрытность, ревность, заносчивость, разрушительный критицизм, экстремизм, тирания, нетерпимость, ненависть, грубость, насилие.

СТРЕЛЕЦ

Достоинства:
приспособляемость, жизнелюбие, энтузиазм, оптимизм, закон, религия, философия, мудрость, интуиция, пророческий дар, независимость, тяга к спорту и путешествиям, склонность к риску.
Недостатки:
беспокойство, распыленность, мятежность, неосторожность, риск, авантюризм, гибкость морали, склонность к интригам, поверхностность, чрезмерная погоня за удачей, склонность к бродяжничеству.

КОЗЕРОГ

Достоинства:
Движение, материальность, амбиции, ответственность, методичность, администрирование, чувство долга, неподкупность, экономичность, настойчивость, такт, дипломатия, осторожность, самообладание.
Недостатки: уныние, пессимизм, злопамятность, холодность, замкнутость, эгоизм, карьеризм, категоричность принципов.

ВОДОЛЕЙ

Достоинства:
воля, интеллект, братство, свобода, прогресс, общественные привязанности, дружба, верность, альтруизм, независимость, искренность, изобретательность.
Недостатки:
пренебрежение приличиями, общепринятыми нормами, мятежность, эксцентричность, необдуманность действий.

РЫБЫ

Достоинства:
приспособляемость, чувственность, вдохновение, мистицизм, самопожертвование, романтизм, гостеприимство, воображение, сострадание и сентиментальность.
Недостатки:
нерешительность, впечатлительность, обман, скрытность, тяга к спиртному, к наркотикам, тревожность, мнительность, фантазии.
Недостаток стойкости.

      Мы посмотрели очень общие характеристики людей по знакам Зодиака. Но тут возникает проблема: мы знаем, в каком знаке Зодиака родился наш ребёнок или мы сами, но иногда качества, описываемые в гороскопах знака, поразительно не совпадают с известными нам свойствами характера.   В чем дело? Не стоит однозначно отказываться от этих описаний. Во-первых, что-нибудь обязательно совпадает. Во-вторых, что делать с тем, которое не совпадает?

         В астрологии (кстати,  удивительно точной науке, (если ею занимаются настоящие специалисты, а не шарлатаны) существует понятие Асцендента.
Что это такое?
    
       Асцендент – это та точка на пересечении пространства и времени, в которой родился ваш и только ваш ребенок. В которой родился каждый человек. Это его индивидуальная точка.  Поэтому, тот знак, в котором находился наш асцендент, влияет на нас не меньше, а часто и больше, чем наш знак Зодиака. К примеру: ваш ребенок – Козерог. Асцендент у него в Скорпионе. Ищите в своем Козерожке черты Скорпиона. Обязательно найдете.  Еще вы найдете черты того знака, к которому он принадлежит по восточному гороскопу. А еще – по гороскопу друидов, а еще по…

     Запутались? Естественно!  Кто бы не запутался!

      А поэтому, не отрицая и не отвергая те знания, которые нам дают, (хотя бы потому, что они называют свойства и явления, стимулируют наше стремление к анализу и познанию самих себя),  включим свою собственную интуицию, собственную наблюдательность и собственное ощущение своего ребенка, его неповторимости, его уникальности, и прислушаемся к своему сердцу. Оно, и только оно, подскажет самый верный путь, по которому каждый из нас пойдет со своим ребенком. 
 
Но каким бы уникальным ни был наш малыш, есть общие правила, вернее, законы (потому что правила устанавливаются человеком, а законы самим миром), по которым наши дети растут, развиваются, учатся.

                "Душа ребёнка равно сложна, как и наша, полна подобных
                противоречий, в тех же трагичных вечных борениях:
                стремлюсь и не могу, знаю, что надо и не умею себя
                заставить».
                Януш Корчак


ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

        Подростковый возраст – этап превращения ребёнка во взрослого человека. Этап взросления – физического и эмоционального. Самый сложный возраст для ребенка и для нас, родителей. Или, как часто это называют, «трудный возраст». 
Да. Трудный.

     Особенно, для ребёнка.
     В погоне за собственным душевным спокойствием мы часто забываем, что в возрасте от 10 и часто до 18 лет ребёнок переживает гораздо большие трудности, чем мы себе представляем. Наш сын или дочь уходят из детства, но еще не пришли к взрослой жизни. Главное, чему нужно научиться в этот период, - отвечать за себя.

     Легко ли? Мы уже приучили ребенка к нашей постоянной опеке, а тут пора за все отвечать самому.

      В нашей семье женщины всегда очень жестко контролировали единственного сына и внука.
- Математику сделал? Покажи.
- Географию выучил? Расскажи.

     Героическое сопротивление ребенка во внимание не принимается. Оборона взламывается родительскими (силовыми!) методами, без рукоприкладства, конечно, но с приложением всех возможных способов давления. В результате: времени на приготовление домашних заданий тратится очень много, а эффект весьма сомнителен. По нескольким предметам – кое-как, а по математике откровенные проблемы, с двойки на тройку и обратно. Уже в седьмом классе все еще сидим с ребенком, решаем алгебраические примеры и задачи. Нанимаем репетитора. Успехи, практически, незаметны.

       В конце учебного года дочь начинает серьезно требовать оставить ребенка в покое. Я упорно не соглашаюсь. Под жестким контролем дочери все равно умудряюсь переспросить, сделаны ли уроки, какие оценки получены, что задали по истории (литературе, географии, биологии и так далее, в зависимости от школьного расписания). И хитрым (как мне кажется) способом пытаюсь выудить из внука, насколько усвоено то, что положено по программе. Да еще и «впихнуть» в него что-нибудь дополнительно. Прилагаю героические усилия, чтобы «естественно» показать ребенку, как мне интересно, где находится Австралия или, например, что такое «митоз» и «мейоз». (Кстати, наше поколение, да и не только наше,  в подобном возрасте подобной терминологией не баловали, но мы и по сегодняшний день биологию знаем не хуже, чем наши внуки. Ну,  разве что по-прежнему путаем пестики с тычинками, но разве сам процесс от этого меняется?) 

Ребенок доходит до крика и до слез. Покрывается прыщами. Я понимаю, что дело не только в гормональной  перестройке организма, но и в том давлении, в том эмоциональном гнете, под которым он постоянно живет. Понимаю, но ничего поделать с собой не могу. Сердце трепещет в груди от одной только мысли: а вдруг он не сделал домашние задания, а завтра-то спросят.
В конце года «тройка» по алгебре. Да и то полученная с большим трудом. Обидно. Единственная в табеле. На фоне других, очень приличных оценок, просто режет глаз. И тут я начинаю каким-то образом прозревать. Даю себе слово снять постоянный контроль и давление на ребенка.
    Легко сказать!
    Так уже сразу и снялось.
Только на каникулах. Да и то не полностью. 
Как черт за язык дергает:
- Где был?
- С кем гулял?
- А книжку по программе литературы читал?
- Что понял?
 
     А как же иначе?! В наше время, когда «улица полна неожиданностей», когда дети упорно не хотят читать, когда по телевидению сплошной гламур с уклоном в голую порнографию, когда даже виртуальные игры  полны крови и насилия!
Лето проходит в раздумьях и метаниях (моих!). Начало восьмого класса (моего внука) - в моих постоянных попытках проконтролировать учебный процесс и в героических усилиях по сдерживанию этих попыток. Наконец, моя отчаянная борьба заканчивается победой. Чьей? Конечно, моей. Вне зависимости от результата, в борьбе с собой всегда побеждаем мы. А если серьезно, то мне все же удается совладать с собой и прекратить постоянное дерганье своего внука и давление на самые его «любимые мозоли».
     И происходит чудо!

     До сих пор не могу в это поверить.

    Когда рассказываю об этом свои знакомым и сослуживцам, у которых имеются дети в подобном возрасте и в подобном состоянии, знакомые мне не верят.
- Как же можно не контролировать жестко ребенка? Ведь я только за дверь, а он за компьютер, и до самого моего прихода  играет в какие-то дурацкие игры.  Мне приходится шнуры от компьютера забирать на работу.
 
       - Да вы что? Если при контроле сын (или дочка) ничего делать не хочет, что будет, если с него не спрашивать? 

Я развожу руками и робко предлагаю:
- Да вы хоть попробуйте. Вдруг получится…
- Наверное, ваш внук какой-то другой. Мой сын (или дочка)…

     Да нет же.
     Мой внук такой же нормальный ребенок, как все остальные. Не вундеркинд и не дебил. С такими же проблемами взросления, как и все ребята. В чем-то ярче других (еще неизвестно, чем обернется эта «яркость» в его будущей жизни). В чем-то глуше (а, может, это и хорошо, может ему это и не нужно?). 

     Как бы там ни было, но результаты нашего «невмешательства» оказались весьма впечатляющими. Вдруг «пошла» математика. Пошла и пошла. Сама собой. В конце года вполне твердая «четверка». Да и другие предметы очень даже неплохо выглядят. И свободное время откуда-то появилось. И в музыкальной школе успевает. И гулять меньше не стал. На приготовление домашних заданий времени тратится гораздо меньше, чем раньше, а оценки лучше.

    Что за чудеса?
А разве мы с вами не знаем, что вера в человека и доверие к человеку способны творить чудеса?

     Знаем. Но поверить в это по отношению к нашему ребенку не можем!
И продолжаем калечить его психику, а, следовательно, всю его будущую взрослую жизнь (а, возможно, и жизни его детей!).

              «Начиная с одиннадцати-двенадцати лет, ребенок очень болезненно 
               воспринимает все, что о нем говорят окружающие, и, особенно,
               сверстники. Критические замечания родителей, что называется,
               «пролетают в трубу», а вот пренебрежение таких же подростков,
               только более свободных и раскованных,  больно ранит детскую
               душу.  Роль взрослых, с которыми подросток сталкивается  вне
               семьи, при этом так же очень важна.  В этом возрасте ребенок
               может получить душевную травму,  которая повлияет на всю его
               жизнь. Но может получить и заряд бодрости, силы, веры в свои
               возможности. Ах, если бы мы, взрослые, понимали, как
               отзываются в детских душах наши слова! Скольких трагедий
               удалось бы избежать!»
                Януш Корчак.


Подростковый возраст это время, когда ребенок начинает ощущать себя человеком. И если мы этого не замечаем, не понимаем, не объясняем ему определенные закономерности физического развития и становления личности, из нашего милого, смешного озорника может вырасти то, что не принесет счастья ни нам, ни тем людям, которые будут идти вместе с ним по жизни.
А как хочется, чтоб наш ребенок был счастливым!

            И он будет, если мы научим его этому. Если не разрушим в его психике детскую уверенность в том, что "Человек рожден для счастья, как птица - для полета!" Если он, как можно раньше, поймет: 

         
            "Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека,
             который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать
             тебя счастливым, когда этого не может больше никто: ты просто
             посмотри в зеркало и скажи:  «Привет!»

                (Ричард Бах)


Рецензии