Кто он-гений или мастер?

В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...
                Эльдар Рязанов

30 ноября 2016 года будет ровно год, как не стало Эльдара Рязанова. А 18 ноября ему  исполнилось бы  89 лет.

Стас Садальский в своём блоге сразу после кончины Э. Рязанова сообщил, что  это стихотворение написано кинорежиссёром накануне его смерти. Тут же в интернете появилась заметка, в которой отрицался этот факт, и некие авторы  писали, что это стихотворение из цикла "Боткинская осень", написанного во время пребывания Э. Рязанова в Боткинской больнице в сентябре 1986 года, а так же говорили, что это не последнее стихотворение, и оно написано в 1988 году в сборнике " Внутренний монолог".

Но я сейчас не об этом.  Я о том, что приближается Новый год и в новогодний вечер мы опять  будем смотреть "Иронию судьбы", но уже с грустью.

Эльдар Рязанов, конечно же, пережил свое время. Но то, что он создал определённую, свою «рязановскую»  эпоху в кино, не подлежит никакому  сомнению.  Как жаль, что с его уходом, постепенно уходит и эта эпоха.

О смерти начинаешь задумываться, когда уходят родные и близкие тебе люди. А Рязанов был родным и близким всем, кто родился в той стране, что называлась СССР.

Все мы раз за разом смотрели «Карнавальную ночь», «Берегись автомобиля», «Итальянцев…», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Служебный роман» и… все они, эти фильмы, как лекарство, как капля доброты и тепла в минуты радости или в минуты грусти. Все они проникнуты настоящей нашей жизнью тех лет, того незабываемого времени, о котором мы так часто вспоминаем с грустью. Его "Гараж", "Берегись автомобиля" и другие фильмы распались на цитаты и зажили своей жизнью. Они объединили целые  поколения и разные эпохи, людей с разными укладами жизни!

То, что таких фильмов больше нет, понятно без комментариев. Сейчас много замечательных молодых режиссеров. Вот только мы о них почему-то не знаем, о них мало пишут, а фильмы просто замалчивают. Считаю, что появилась смена достойных режиссёров.

Но и времена теперь другие. Нет пятилеток с их срочными и досрочными планами, нет записей на чешский хрусталь и польские гарнитуры. И уже давно не бегает по отделам Шурочка, собирая пятьдесят копеек очередному юбиляру.

Парадокс в том, что с исчезновением «советской власти» исчезли и фильмы, такие любимые и понятные, с простой для всех жизнью. На смену им пришли фильмы 90-х. А потом были 2000-е. с «Бандитским Петербургом», «Адвокатом» и «Бригадой».

В этом времени так и не смогли прижиться прежние «идеалы». Казалось бы- вот она свобода творчества без разнарядок, цензуры и КГБ. Однако время «настоящего коммунизма» прошло, а его как-то не заметили.  А вот «чернота» 90-х. дала о себе знать. Каким оно было то время, со всей откровенностью мастер пытается сказать в фильме «Старые клячи».

Произошло это потому, что новое время и новый строй, основанный на воровстве и кровавых разборках не может, в принципе, быть основой большой идеи для настоящего художника.

Да, мы, люди того поколения, относимся иначе ко всем этим событиям, мы можем сравнивать, у нас в памяти еще хранятся «те» времена. И поэтому фильмы Э. Рязанова навсегда останутся с нами, потому что трудно представить новогоднюю ночь без "заливной рыбы" именуемой гадостью !

А кто он,  Эльдар Рязанов, гений или просто мастер своего дела, решать вам.


Рецензии
Каждому Мастеру - своя эпоха. Среди современных режиссеров есть не менее талантливые, но они работают в других рамках и с другими сроками. Раньше были определённые стандарты где каждый фильм считался по различным категориям, допустим: - сложность (массовка, костюмы, пиротехника, техника и тд.), длина ленты и отпущенное время на съёмку. То теперь всё диктуют деньги и минимальные сроки. Отсюда и падает качество картины. В одном фильме видел как рыцарь нагнулся за упавшим мечом и его латы согнулись в рельефе тела, но когда рыцарь выпрямился, латы снова стали прежними. Раньше конечно тоже были ляпы, но денег на хороший реквизит не жалели. Слышал, что многие киностудии дают в прокат свой реквизит, но даже это не по карману иному режиссеру. Вот и лепят на-как получится. Взять к примеру Фёдора Бондарчука. Качество его фильмов никак не хуже чем у "старых" Мастеров. Да и поднятые им темы, часто пограничны. Его ленты не стыдно показывать в Америке, где киноиндустрия лет на тридцать впереди нашей.

Мастер Рязанов безусловно велик. Не отнять. Он сильно продвинул страну в киноискусстве и это его заслуга. Талантлив был несомненно.
Мир, праху Его.

С уважением, Саша.

Александр Краснослободский   21.12.2017 12:58     Заявить о нарушении
Конечно Рязанов-это мастер своего дела, который подарил стране и, в первую очередь, своему народу новый кинематограф. В благодатное время он снимал свои фильмы, которые стали не только отражением жизни того времени. Матер сумел показать "нас" того времени, как сказал незабвенный Леонид Ильич, "историческую общность-советский народ". Мы действительно были такими: открытыми, добрыми, целеустремленными. А вот в 90-е. у него ничего не получилось.
С признательностью за прочтение и отклик,

Надежда Мирошникова   21.12.2017 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.