Про Красаву-жанихову забаву

   Ладныть, стану я тебе сказывать про то, как девки жанихов себе примеряли. В каком-та далёком незнамом селе жили-поживали две девки - Красава да Лушка. Ничё так себе – на поглядки годны были.
   Их одногодные подруги уж все замуж попрыгали, а енти всё в девках кукуют, жанихов пербирают, как пашаницу по весне для посеву. И усё им не так-то, и усё не эдак-то: то жаних кривой, то кособокай, то в нутрах не свиргат.
   Эт вот Красве усё прынца подавай, и чёбы дарёнки возами таскал. А Лушке – опять незадача, - чёбы в нутрах свиргало и ёкало, как селезёнка у мерина на ходу. Какой жаних возрадует до них сватов прислать, так оне его горемышного пытать с порога.
   Красава пытат, какой он прынц, и пошто на возу его тока сена клок. А Лушка, та зенки сваи приморгнет и стоит, как сосуля зимой на пригоне – у нутрах у себе слушат: не свиргат ли, ни ёкат ли.
   Так жанихи от их усе и делися, кто жану из соседнего села привёз, кто суседску девку взял, чёбы коней зазря не гонять.
   Запечалились девки, чё без жанихов осталися, и уж за дурного и хромого согласные, да перевелись робяты на селе, одни мужики жанатыя да мальцы неразумнаи.
   Сбираются Красава с Лушкай в город на ярманку, жанихов искать. Сунули в узалки туфлешки, да по караваю. Лушка в свой узалок даренки для суженого, Красава – свеклы, чёб румяна на морду себе натирать.
   Вот идут оне, пыль гребут по дороге. Глядь догонят их Горбатый нос, а по следу старичишка идёть, еле ноги несёть.
   Конь у Горбатого носа гнедой, сапоги яловы, за плечом торбочка. Век девки его не видывали, из какого села и незнають. А мужик с ими разговоры разговариват:
   - Куды, девицы красны, - спрашиват, - ноги поставили, чё белые ножки колдобинами изводитя?
   Девки в голос ему и брякнули: «До ярманки ноги поставили, идём жанихов искать».
   Горбатый нос глаз прищурил, да поёт им свою песенку:
   - А вот я жаних хорош, кто из вас за миня замуж пойдёт всю жисть радая будить.
   Красава уж и рада, скорее морду свёклой трёт, чёб краше быть.
   - Бери миня, - стрекочет, как кузнечик на лугу.
   Тока Горбатый нос на Лушку глаз мозолит. А та зенки в небо вздела и молчит, как тот пенёк в лесу. Потома как на старичишку зыркнет, да на шею и кинулася. «У меня в нутрах екат и свиргат, как на тебя гляну. Жанися на мне».
   Старичишка и не супротив, берет Лушку за руку, да в сельсовет и ведет. Не довёл, по дороге свалился как куль, дыхнул раз и пример.
   У Красавы тож незадача. Горатый нос коня хлеснул да и отбыл. Так и осталися девки в вековуках.
   Так, девка, и думай: как уж посватали, так и иди, Господь знат, кого к табе посылат.


Рецензии
Не спорю, язык пробуждает воспоминания далекого детства, но надо признать - тяжело читать современной молодёжи, непоймут, боюсь... А мне понравилось, хотя и с напряжением прочёл..., отвык. А еще, лет через двадцать уйдёт такой говор в небытие... Даже на Волге, в сёлах, испаряется эта самобытность... Спасибо, я рад, что есть ещё такие люди, как вы!

Дионмарк   13.01.2017 11:20     Заявить о нарушении
К сожалению с поколением наших стариков диалекты деревенские почти ушли. Редко услышишь слово из детства.
Пытаюсь сохранить хоть что-нибудь.
Сегодня в основном компьютерные слэнги и интернетовская безграмотщина. Люди специально коверкают язык. Однажды, я попалась на эту уду, потом поняла, что это оскорбление языка.
Спасибо за солидарность в отношениях с диалектами.

Со Старым Новым годом!

Творческих успехов.

Людмила Танкова   14.01.2017 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.