Господь видит наше сердце

    
                Господь видит наше сердце


  В этом году Иркутск праздновал 140-летие Михаило-Архангельского храма – маленькой деревянной церковки – бывшего скита разрушенного большевиками  Вознесенского собора. Народное предание считает, что выбор места для скита был неслучаен – здесь, у чистого источника, часто останавливался святитель Иннокентий, направляясь в деревню Малая Елань, где при его жизни была возведена часовня, и монастырские служители занимались хлебопашеством. Маленький храм этот на краю города ныне в Иркутске знаменит. В нем на службы собирается столько народу, что в воскресные и праздничные дни здесь служится две литургии – ранняя и поздняя. А еще из-под крыла настоятеля храма митрофорного протоиерея Каллиника ПОДЛОСИНСКОГО вышло множество молодых священников, служащих ныне в храмах Иркутской митрополии.

Спасение – главный вопрос христианской жизни.  Вот этому – главному –  и посвящена беседа с отцом Каллиником.
 

  - Батюшка, вот обыкновенный  человек пришёл в храм, исповедуется, причащается, и жизнь его меняется: на работе косятся, родственники считают - «ударился в религию». В каком-то смысле жить ему стало труднее. И это нормально?

   -  Первый вопрос, который часто задают: «Зачем вообще ходить в храм, когда можно читать Евангелие и иметь Бога в душе?» Как рассуждают обычно:  «Я же верю, и всё. Обряды не нужны Богу…». Но это неверно. Ведь Церковь составляют люди, объединённые верой. Церковь это и организация в плане земного бытия,  и, мистически, – Тело Христа. Мы, как клеточки в организме, составляем это Тело. Богослужение имеет годовой круг, то есть каждый год повторяется. И когда мы ходим в храм регулярно,  укрепляемся в  истинах веры.  Через церковное богослужение раскрывается смысл нашей религиозной жизни: смысл пришествия в мир Христа, Его крестной смерти ради спасения человека. Вне Церкви нет спасения, говорят святые отцы, потому что вне её нет Таинств. В них мы получаем благодать, освящающую человека и укрепляющую его в вере. Господь подчёркивает, что без Крещения, Покаяния, Причащения нельзя достигнуть Царствия Небесного.  Поэтому участие в Таинствах необходимо для каждого верующего.
    Вера в душе… Столь распространённое сегодня выражение. Но и  в Евангелии подаются примеры, что Сам Господь ходил в иерусалимский храм, участвовал в богослужениях, молился. Вера наша выражается в делах. Кто говорит «ударился в религию»? Люди, которые  часто сами относят себя к православным, но не считают нужным исполнять Закон Божий. Ведь Господь повелел один день недели посвящать Богу, то есть оставить дела земные и заняться просвещением своей души. Конечно, можно быть камнем, лежащим в воде и не впитывающим ни капли, так никакой пользы не приобретёт человек, если он внутренне, молитвенно не пребывает на богослужении. Но это не значит, что не надо ходить в храм. В народе говорили, что лучше остаться без обеда, чем без обедни, имея ввиду участие в богослужении. Воскресный день дан нам, чтоб сходить на службу, потом почитать Евангелие, толкование, мысленно погрузиться в то наставление, которое даёт Господь.
   Обрядовая сторона богослужения подчёркивает глубину, содержательность того или иного события из жизни Христа, Пресвятой Богородицы, святых. Тем, кто пытается свести своё отношение к  «Богу в  душе», советую один раз написать своему начальнику объяснительную на прогул о том, что он в душе был на работе.  Жизнь христианина по Уставу Церкви – это нормально!
 
  - В Евангелии нередко  встречаются слова о тех, кто не спасётся – «не будете как дети…», « если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное».  Так есть ли у  обыкновенного человека надежда на спасение?

   - У каждого человека есть возможность спастись. Господь призывает всех, Он страдал за всех и всем желающим спасения открывает врата Своего Царства. Но Господь дал человеку свободную волю, и в деле своего спасения он обязательно должен участвовать. Без веры невозможно угодить Богу, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3. 16-18).
 
  - Но вчерашним атеистам так нелегко уверовать. Ведь даже Апостолы просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17.5).

   - Да, Господь видит наше сердце. И спасительно не формальное хождение в церковь, а желание очистить душу, стать лучше. Смотрите притчу о мытаре и фарисее. Надо стремиться к спасению. Ведь Евангелие в целом – Закон, Откровение Божие -  дано нам, чтоб мы совершенствовались, возрастали, и оно поэтому ставит перед нами такие высокие цели. Господь зовёт нас быть подобными Ему. К той высоте, которая в принципе недостижима. Но надо к ней стремиться: ведь «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется. И употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11. 12). Сам Господь помогает нам, если видит, что мы хотим спастись.

   - Человек, думающий о спасении, неизбежно размышляет о Страшном Суде, рае, аде. Но, даже зная догматы Церкви, всё же трудно совместить «Бог есть любовь» с вечностью адских мучений грешников. Знаю, что даже некоторые отцы Восточной Церкви не принимали этого. Ваше мнение.

     - Размышления о загробной жизни  верующего человека заставляют не жалеть сил для достижения блаженства в Небесном Царствии. Ради него он готов жертвовать земными благами и самой жизнью. Да, сказано: «Бог есть любовь», Он любит Своих верных чад и  потому открывает им путь в Царство Небесное и предупреждает о гибельности греховной жизни. Ведь если у вас есть дети, вы приложите все усилия, чтобы какой-то злой человек  не повредил даже слуху ваших детей,  сделаете всё, чтоб защитить их. Если Господь сказал «Пойдут в муку вечную», это ведь пробуждает грешников, и у них тоже появляется возможность выбора и исправления. Вот два разбойника: один кается, другой – нет. Один в раю, другой - нет.
    Святитель Николай Сербский говорит,  если бы ада не было, скольких людей это не удерживало бы от греха и как бы умножилось зло в мире.
   Чтоб в какой-то мере понять, что такое рай и ад, можно по аналогии с нашим миром представить себе, что вот мы соберём вместе добрых, кротких, любящих людей. Это будет радостное общение – прототип рая. И соберём вместе злых, гордых, завистливых людей – прототип ада. Как совместить тех и других, чтоб не нарушился рай? Человеческая леность ищет себе оправдания, не прилагая труда войти а Царство Небесное. Нужно различать учение Церкви и частное мнение отцов.

   - Трудный вопрос о позиции православного человека в миру, от которой тоже, думаю, зависит его спасение. Надо бесстрастно  взирать на беззакония или всё же бороться?

   -  Надо бороться,  но позиция должна основываться  на Откровении Божием. Господь говорит: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна…» (Мф. 5.13). Наше противостояние беззаконию кроется в исполнении нами Заповедей Божиих. То есть жизнь по вере свидетельствует о нашей вере Богу. Господь зовёт нас побеждать всякое беззаконие, бороться с грехом в себе. А это может подвигнуть к борьбе и другого человека, чтоб люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного. Святые отцы учат любить грешника и ненавидеть его грехи.

   - Батюшка, сегодня даже люди православные, радея о судьбе Отечества, стоят на разных позициях и имеют разное представление о путях спасения России. Что уж говорить об иных. Так, кандидат в президенты миллиардер Прохоров в одном из интервью сказал, что нам нужен не царь, а управляющий. Как Вы относитесь к идее восстановления монархии в России?

   - Отношусь положительно. Но насколько сегодня народ готов принять Царя? Насколько международная  закулиса может это разрешить? Чтоб был Царь, народ должен жить свято.

   - У нас был Царь Николай II, народ жил свято?

   - В том-то и дело, что нет.  Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что после революции 1905 года революционеры начали развращать молодёжь, а такой народ совершает революции и прочие беззакония. Если народ сегодня не хочет в церковь прийти, не хочет читать Евангелие, не хочет каяться,  тогда какой, кто ему Царь?..

   - Церковь – корабль спасения. Но, к сожалению, по моим личным наблюдениям, число ходящих в храмы значительно не увеличивается. Так в расцвет или закат России, немыслимой без Православия, входим мы ныне?

   - В период потрясений, глобальных изменений общественной жизни всегда всплывает пена, которая много шумит, бурлит, всегда на поверхности, на виду. Но что пенка на варенье – её снимают и выбрасывают. Сегодня она начинает скисать, сплывать. Остаётся чистое. Общественные движения накричались. Ныне  уже нет того подъёма, интереса, как в 90-е годы.  Люди уже определились: где они и с кем.
   Что нам говорить о сегодняшнем дне нашей Церкви? Время покажет. Господь хранит Церковь Свою. Используем ли мы свой шанс? Но ведь и не количество христиан важно, а качество. Хотя видимое уменьшение числа прихожан бывает связано ещё с переходом их во вновь открывающиеся храмы.

   - Как Вы думаете, почему у нас большинство населения, всё же заявляя себя православными, в храм почти не ходят, в Таинствах не участвуют?

    - Первое – это наследие советской эпохи. Второе – в народе нет укоренённости в вере, она не передаётся из поколения в поколение, как раньше. Но «Христианства нет без Церкви» - ещё в начале ХХ века обозначил священномученик Илларион (Троицкий). Он показал, что христианство без молитвенно-евхаристической жизни в Церкви – чудовищное заблуждение.
    Вот поставим так вопрос об образовании: кто хочет, пусть учится, то многие дети не пошли бы в школу. Если бы сказали рабочим: если хочешь, приходи на работу, многие бы не пришли. Получается: никто не побуждает нас – зачем идти на службу? Народу необходимо религиозное просвещение. Надо активно использовать СМИ. А они у нас известно, о чём вещают.
В церковь люди чаще всего приходят, когда их посещают скорби. Другие, получается, ждут аварии или другой беды…

   - Господь, придя «грешныя спасти», дал нам Таинство покаяния. Но вот, предположим, человек на исповеди кается, что убил трёх человек (скажем, три аборта сделала). Достаточно ли для его спасения искренних слов покаяния или необходимо ещё иное искупление греха?

   -  Даже по 30-40 делают… Дело не в этом: здесь нет православного понятия о покаянии. Покаяние – это изменение жизни, оставление прежних грехов.  Если будем стремиться изменить свою жизнь, просить в этом помощи Божией, тогда невозможное становится возможным. Господь любит нас больше, чем мы, и потому может прощать больше, чем мы.  «Не судите да не судимы будете» (Мф.7. 1). Если нам полезно потерпеть какие-то скорби, болезни за наши грехи, то надо с благодарностью переносить их. Но никогда нельзя забывать, что Бог любит нас постоянно.

         - Отец Каллиник, человеку, чтоб следовать за Христом, надо читать Евангелие. Но привыкшему к конкретике современному читателю порой нелегко понять в нём многие места.

    - Первое, что мы должны усвоить: Евангелие – Благая весть, Откровение Божие людям, которое нам надо изучать. Евангелие – непререкаемое основание нашей религиозной жизни. У нас есть толкования святых отцов. Ими мы пользуемся. Читайте творения Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, епископа Михаила (Грибановского) и другие. Сегодня в этом смысле благодатное время: есть возможность для самообразования, множество литературы.

   - Почему Бог неверующим людям не показывает явно, что Он есть? Почему некоторым Он являет вразумление в чудесах, в видениях, во сне, а другим нет?

   - Для слепого какие пейзажи можно описывать? Человек неверующий ничего не видит. Неверующие люди не видят Творца в Его творениях, они обоготворяют природу, и за этой ширмой прячутся от Бога. Господь ведает сердце человека, и Он Сам решает, кому дать это свидетельство, кому нет. Господь открыл нам самое главное – что Он есть,  что Он любит нас до смерти крестной, указывает нам путь в рай и предупреждает о погибельном пути греха. Можно сказать, Господь приготовил для нас всё необходимое для спасения, но чтобы усвоить Его дары, надо приложить усилия нашей воли. Стол накрыт, но чтоб быть сытым, надо хотя бы протянуть руку и поднять ложку. Разве трудно взять Евангелие и прочитывать хотя бы по одной страничке в день?! Разве трудно обратиться к Богу утром, перекреститься и поклониться перед едой, сказать «Слава Тебе, Господи!» после принятия пищи, вечером поблагодарить за прошедший день?.. Если мать любит ребёнка, она помнит о нём постоянно, так и мы должны помнить Господа, насколько любим Его, и выстраивать свою жизнь в соответствии с Его Заповедями. Он и сказал нам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня».  (Ин. 14.21).
   Господь призывает каждого человека разными путями. Отношение Церкви к чудесам, видениям, снам – отрицательное, потому что,  не имея духовного опыта, легко принять ложь за истину. А если Господь кому-то и являет вразумление в чудесных видениях, то даже если оно от Бога, в целях духовной безопасности лучше им не верить.

   - Бог же всем желает спасения. Но ведь в Африке, например, людям гораздо труднее спастись, чем в православной стране? Возникают проблемы с традициями предков, книгами, православными храмами…

   - И в Африке спасаются. В Кении, например, всей православной общиной в воскресенье идут в храм. Мы вот всё по сторонам смотрим, всех хотим сделать счастливыми. Евангелие переведено на многие языки. Они не имеют традиции, не видят примера, так и мы здесь тоже его, можно сказать, не видим. Везде один вопрос: насколько мы доверяем Богу? Не доверяем – тогда – кому, чему? Отсюда все проблемы. Христос страдал за всех людей. Он готов принять каждого. Но есть для Него неподъёмный камень – человек, наделённый свободной волей. Бог не может действовать там, где Его не принимают.
         
   - Онкологические заболевания просто косят людей. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит говорит, что «в последнее время в результате раковых болезней наполнился рай».  Значит ли это, что даже неверующий и некрещеный человек, умерший от рака, попадает в рай?

   - Конечно, нет. Болезнь даётся для того, чтобы мы осознали конечность земной жизни и переселялись своими мыслями в вечный загробный мир, готовились к исходу из этого земного мира. Раковая болезнь даёт человеку возможность быть перед смертью в сознании и покаяться в своих грехах.

   - Как спасти человека, готового к самоубийству?

   - Всесильный Бог бессилен перед свободой человека. Надо попытаться установить причину, из-за которой  он хочет свести счёты с жизнью. Постараться помочь ему покаяться, при условии его желания и стремления к этому. Если он не хочет слушать, ничего ему не дашь. Мы должны молиться, не унывать, не роптать. Как хорошо сказал один батюшка. Пришла мама: сыночку двадцать лет, ничего не делает, ничего не хочет, не слушается… Она на двух работах работала, чтоб его вырастить. Священник её спрашивает: «Ты кого растила, поросёнка? Заботилась только, чтоб одеть не хуже других, накормить… Но ты же его не воспитывала. И вот из поросёнка вырос свин. Что же теперь с ним делать?..» Довольно типичная история в наши дни. Надо прежде всего о душе чад своих печься, тогда и трагедий можно избежать.

   - Как-то и  на проповеди, стало быть, людям более-менее воцерковлённым  Вы сказали, что это наши дети не ходят в храм, колют героин и сидят в интернете, и значит, родители плохо их воспитали. Да, так, наверное. Но ведь влияние мира, среды сегодня огромно…

    - Мы разговариваем с детьми от случая к случаю, а телевизор постоянно «проповедует». У нас времени нет посидеть с ними, но пагубность проявляется там, где нет любви, сострадания, милосердия в семье, нет добрых отношений, где жизнь протекает вне Церкви. Если в семье молятся, читают Евангелие, в ней есть твёрдая основа для жизненных позиций,  мир там  существенно повлиять ни на что не сможет.

   - В нашей стране начинает пускать корни новое бедствие – ювенальная юстиция, преследующая якобы благие цели – защита (спасение) детей. В чём здесь таится главная угроза?

   -  По прогнозу ООН, к 2050 году  Россия должна выйти на первое место в мире по убыли населения. Америку, напротив, ждёт к тому же году огромный прирост. Вероятно, с учётом подобных прогнозов американцы начали перестраивать свою политику в области образования: отменили  секс-просвет и ввели «программы целомудрия» с ориентаций на брак, супружескую верность и многодетность. Учитывая всё это, мы,  конечно же, должны понимать, что для России всё большее значение приобретает демографическая политика. Нам нужны крепкие, многодетные семьи, а ювенальная юстиция  нанесёт удар прежде всего по семье. Этот  вопрос широко обсуждался и на  Международных Рождественских чтениях. Более семидесяти тысяч человек прислали письма против принятия закона о ювенальной юстиции, а его всё же приняли…

   - Батюшка, Вы настоятель Михаило-Архангельского прихода  29 лет. На Ваших глазах уже выросло новое поколение. Заметны изменения в прихожанах? Они идут к спасению?

   -  Господь приводит людей в храм  в основном через различные скорби. Кто кается и раскрывает для себя Откровение Божие, тот проникается жизнью Церкви. Кто по-настоящему пришёл в Церковь, тот приобретает духовный фундамент. А там, где нет единства в семье, недоверие к истинам Церкви, где не было поддержки родителей, нет духовного развития. Эти люди отходят, но и в них посеяно семя веры, которое может прорасти позже.

   - Помнится, приступала Пасха Христова, а послушаешь людей – у всех скорби. Почему мы так мало радуемся?  Безрадостные на земле обретут ли радость в Царствии Небесном?

   - «В мире будете иметь скорбь; - говорит Господь Своим ученикам в прощальной беседе, - но мужайтесь: Я победил мир». И ещё: «…вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16, 33).  Когда смешивается духовное и мирское, происходит путаница. «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»  (Исаия 33, 18).  «…Мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их» (Иов 5, 13)  (1-е. Кор. 1:20; 3:19).
Одни плачут о своих грехах, а другие плачут, что не могут поехать отдыхать на Гавайи. Мирская скорбь ведёт к духовной смерти, печаль о Бозе – к спасению. Сокрушение о грехах, о своём недостоинстве – эта печаль светла, спасительна. Сегодня перед нами открыты все пути к «совершенной радости», нужно заниматься своим образованием, изучать основы религиозной жизни, читать  святоотеческую литературу, и тогда мы будем  лучше различать церковное и светское,  соответственно  относиться и к радости, и к скорби.

   -   Ваши пожелания читателям?
 
 - Уяснить смысл Божественного Откровения. Оно указывает человеку путь в Царствие Небесное и делает его гражданином этого Царства. И тогда человек не потеряет цель своей жизни до самого исхода из земной юдоли. А, следовательно, будет счастлив до конца своих дней.
               
                Беседовала Людмила ЛИСТОВА.

 P.S. Думаю, читателям будет интересно узнать некоторые факты из биографии отца Каллиника. Он родился 11 августа 1949 года в селе Аршан Бурятской АССР. Дед его, Леонтий,  у которого было четырнадцать детей, отличался благочестивым образом жизни и передал это и своему сыну Ивану. Каждое воскресенье вставал рано и полностью вычитывал воскресную Литургию. Внук Каллиник много времени проводил с дедом: вместе стоял на молитве, вместе ходили рыбачить. У деда был громкий выразительный голос. И когда он вслух читал молитвы, Евангелие, маленькому внуку казалось, что тот разговаривает с  живым Богом. Родители Каллиника Иван Леонтьевич и Александра Иосифовна тоже были верующими, семья раз в год ездила на службу в Слюдянку, исповедались и причащались. Священник тамошнего Никольского храма Александр Богданов, за плечами которого было десять лет колымских лагерей, оказал большое влияние на будущего пастыря. В 1968 году Каллиник впервые отправился в паломническую поездку и побывал в Псково-Печерском монастыре, где познакомился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), встреча с которым повлияла на всю его  жизнь. Принявши сан священника в 1972 году, отец Каллиник служил в храмах Бурятии, Дальнего Востока и Иркутской области. В браке у батюшки родилось четверо сыновей, двое из которых – Алексий и Герман – ныне священники.



 

               


Рецензии