Алатаевский рыбак
Так вот, после того как шест прошел вторую лунку, его отправляли в третью и т. д. Всего, таких лунок в зависимости от размера озера, бывало более десяти штук с одной стороны и столько же с другой. К шесту был привязан поводок невода. Его уже протянули с помощью шеста во вторую лунку. Тоже - самое, было проделано и со второй стороной противоположного берега. И вот начали запускать невод под лед. Два рыбака пропускали прогон и протягивали невод каждый со своей стороны, а третий отпускал невод в полынью. Вот так и пошел невод по озеру подо льдом, захватывая всю рыбу не успевшую зарыться в ил. Невод вытаскивали в полынью, тоже заранее приготовленную, с противоположной стороны. Тут уж все рыбаки участвовали в выборе рыбы из невода. В основном в озерах водился карась, но были и озера, где водилась щука и другая мелочь. Ну вот, если попадало рыбы в первый раз хорошо, то невод протаскивали во второй раз, но уже в противоположном направлении. После этого переезжали на следующее, уже приготовленное озеро. Все повторялось также. В день облавливали по два, редко по три озера. Рыбу загружали на конные сани и привозили в село, в амбар. Потом отправляли в с. Парабель на рыбозавод. Местные жители всегда были с рыбой. Можно было взять рыбы у Ивана всегда для еды. Для этого надо было принести в обмен бутылку водки или самогонки, а иногда и просто так. Несмотря на это, план по вылову рыбы звено всегда выполняло, и рыбаки были в почете в коллективе рыбозавода. Нередко этих рыбаков можно было наблюдать с неприглядном виде, если мягко сказать. Хмель от «халявного алкана» иногда выбивал наших благодателей и на день, а то и на недельку от работы. На этот случай у бригадира были в резерве местные жители, которые хотели заработать себе больше рыбы. Иван приглашал желающих поучаствовать в работе звена, и рассчитывался с ними рыбой, выловленной во время работы.
В летнее время бригада занималась обловом реки Кеть. В звене был катер «Метчик». Обычно, бригада на работу отправлялась вечером .
Все члены бригады собирались на берегу реки у катера. Здесь, приготовив невод и зацепив небольшую баржу к борту катера, отравлялись вверх по Кети . Поднимались по Кети в расчете с тем, что бы за ночь сделать пять тоней постепенно спускаясь по течению реки до села Алатаево. Первую, пробную тоню делали сразу за селом. Хорошая заводь была сразу за «Бочкой» напротив «Ныжика» с левого берега. Как обычно Иван управлял катером, а кто ни будь из рыбаков, распускали невод на корме катера. Остальные трое рыбаков оставались на берегу и придерживали невод, его крыло у берега. Катер направлялся от берега к руслу реки, и после того, когда невод полностью был в реке, тогда катер поворачивал против течения реки. Сделав небольшую дугу, направлялся к берегу заводи. Надо сказать, течение в Кети было сильным, поэтому невод сносило вниз. Нужно было его удерживать на берегу и заводить его вторую «клячу» катером, стараясь перекрыть заводь. «Метчик» долго стучит своим движком , стараясь осилить течение реки и выправить невод на всю его длину. Вот, катер, резко повернув, направляется к берегу! В это время два рыбака быстро направляются к месту предполагаемого причала катера, и ожидают когда бригадир сбросит с катера веревку от речного крыла невода. Вот, катер ткнулся носом в берег! С кормы полетел конец от верхнего крыла невода. Мужики, поймали его и начали выбирать его на берег. Таким образом, заводь была окружена неводом, и рыба, что была в заводи, будет двигаться вдоль крыльев невода, уходя в глубину. Невод, посредством грузил, опущен до дна, и с их помощью поднимает донную рыбу. Между крыльев невода, как раз посредине, находится «матка» , « мотня». Это такой мешок, куда и попадает рыба. На конце « мотни» привязан большой кусок пенопласта, своеобразный поплавок, который указывает, где находится мотня. Рыбаки с той и другой стороны невода начинают подводить « матку» к берегу, наблюдая за тем, что бы мотня находилась посредине между ними. После того как оба крыла невода оказываются на берегу, бригадир подводит лодку-баржу к мотне , и все рыбаки начинают вытаскивать рыбу из мотни в лодку.
Вот на такую рыбалку и случилось мне попасть однажды. В деревне, напротив моего дома жил сосед Кавыркин Николай, который постоянно бывал на рыбалке в звене. Он дружил с Дмухом Иваном Андреевичем, и постоянно помогал ему в подборе работником из местных мужиков, когда кадровые рыбаки бывали в запое.
Однажды он предложил мне поучаствовать в таком мероприятии. Мне было интересно это, да и хотелось поймать хорошей рыбы самому. Николай назначил мне время сбора в пять часов вечера на берегу Кети. С собой, он сказал мне, взять мешок для рыбы, булку хлеба и две бутылки водки.
К назначенному времени я подошел на берег реки Кеть где швартовался катер с большой лодкой для рыбы. На катере были уже все в сборе и вскоре наш «Метчик» застучал своим двухтактным движком, рассекая воды Кети вверх по течению. На катере под рубкой в носу была небольшая каюта, в центре которой стояла печка буржуйка , а по бортам были палати на которых отдыхали рыбаки. Хорошо было здесь, тепло, уютно, было где обсушить одежду. По бортам иллюминаторы справа и слева. Катер был не быстроходный, но сильный. В илюминаторе берега Кети проплывали медленно и мне казалось что мы далеко на этом судне не уйдем и будем рыбачить где нибудь недалеко от села.. Однако, катер стучал и стучал своим движком. В каюте горела печка, было тепло и из за однообразия начинало клонит в сон. Проснулся я от толчка, когда катер причалил к берегу. Оказывается, я так долго спал, что наш катер прошел вверх по Кети почти до самых «Соколов». Это местечко на Кети так называется и находится оно у деревни Ласкино, только на противоположном берегу. Все рыбаки начали выходить из каюты на берег разминая руки и ноги для предстоящей работы. Иван отцепил и заякорил баркас для рыбы, мужики начали отталкивать нос катера, разворачивая его кормой к берегу. Кто то сбросил « клячу» на берег, и началась наша ночная смена по ловле рыбы. « Кляча» это веревка от одного крыла невода. Время было уже вечернее , но сумерки еще были не так густы. Река хорошо просматривалась до противоположного берега, хороша виден был катер, который заводил невод на середину русла.
Весь процесс работы я описал выше и нет смысла повторять его. После успешного заброса невода , вскоре «Метчик» причалил в несколько сот метров ниже по течению . С катера была сброшена вторая « кляча» и мы начали выбирать невод. Выбираем невод и наблюдаем за тем чтобы поплавки обоих крыльев находились на плаву, т.е не уходили бы в воду, так как рыба может перепрыгивать из невода и уходить в реку. Поплавки могут уходить в воду если очень сильно подтягивать ту или другую «клячу». Так что здесь тоже надо знать с какой силой тянуть невод к берегу. Вот, посреди невода заплескалась рыба ! Это уже обрадовало!. Неводом мы захватили хорошу добычу ! Когда были выбраны оба плеча невода, подтянули нижнюю тетеву ближе к берегу, что бы рыба не могла проскочить около самого дна. Начали выбирать рыбу из мотни. Сначала нашли там кастрюка , несколько стерлядок, чебаков и ершей. Все это пойдет на уху. Николай Кавыркин забрал эту рыбу и отправился в каюту готовить уху. Мы же продолжали выбирать рыбу из невода. Хороший был улов ! Крупная щука, огромные налимы, немного язей , окунь, плотва. Но самое главное это - было несколько кастрюков и с десяток стерлядок. Эту рыбу положено было делить между участников бригады. За этим мы и подрядились на эту работу.
Наконец мы закончили работу на первой тоне, забрались все в каюту катера, который начал спускаться по течению на следующую тоню. Все по отработанной технологии. В каюте мы сняли намокшую одежду. Уселись вокруг печки буржуйки согревая ноги и руки . На печке стояло большое ведро в котором варилась рыбацкая уха. Рыбацкая уха , это особое блюдо у рыбаков. Невозможно удержаться что бы не описать процесс её приготовления. Ну, во первых, уха варится в той воде в которой водится эта рыба. Ковыркин, зачерпнув ведром воды под бортом « Метчика» . поставил его на печку. Пока вода закипала, он готовил рыбу для ухи. Сначала он натрес из крыльев невода ершей, которых обычно топтали ногами, чтобы освободить ячейки крыльев невода. Этих ершей было так много, что приходилось их извлекать таким образом. Так вот, наш повар набрал хороших, неповрежденных ершей, и тут же бросил их в ведро с кипящей водой. Дальше, он отобрал несколько штук крупных чебаков и подьязков, выпотрошил их и почистил от чешуи. Следущим был кастрюк, довольно крупый, он разрезал его на несколько кусков. Потом отоборал несколько стерлядок. И вот, самое интересное для меня и неожиданное, это то что сварившихся ершей, он без всяких разговоров выбросил за борт.. В ведро же с оставшейся водой он, подсыпав соли, загрузил чебаков и подьязков. Варил их долго, потом вытащил их из ухи в большую чашку (тазик) После этого снова загрузил ведро кусками осетрины и бросил туда стерлядок. Их варил недолго и убрал ведро с огня. Надо заметить, что ни лука , ни зелени в ведро он не бросал, кроме лаврового листа и соли. Лук, порезанный кольцами, был на столе в отдельной чашке , здесь же стояла соль , зеленый укроп,и порезаный хлеб.
И вот, началась трапеза ! Все уселись за столом, на котором в центре стояло ведро с ухой, точнее с юшкой, так как вся рыба была оттуда была извлечена в большие чашки, которые стояли тут же..
Иван, на правах старшего, начал разливать водку в эмалированную кружку, емкостью 200 гр. Я сидел рядом с ним и он подал мне эту кружку со словами: «Пей,Георгиевич!» Я, по своей неопытности, выразил неудомение, сказав: « Как же я буду всю ночь работать, я же свалюсь от такой дозы!» Все засмеялись, а Иван ещё раз сказал «Пей!», и тут же, второй кружкой зачерпнул из ведра юшку, протянул её мне со словом. « Запивай !» Делать было нечего, пришлось выполнять команды бригадира Выпив водку, я сразу же начал запивать её ухой из второй кружки. Там была горячая смесь воды с рыбьим жиром пополам. Это вот и спасало от чрезмерного алкоголя. Сначала по всему телу пошло приятное тепло и немного закружилась голова, потом стало так легко и приятно, что захотелось что нибудь съесть. На столе в чашках лежала рыба , я взял кусок язя и начал закусывать. « Ну как, Георгиевич, жить можно ?» спросил Кавыркин. «Нормально» ответил я и все засмеялись еще раз ! Удивительное дело, но выпив такую дозу водки , я чувствовал себя нормально. Горячая уха и жирная рыба , видимо ослабляли действие алкоголя. Все рыбаки пили и закусывали так же как и я, и никто не подавал признаков опъянения. Трапеза продолжалась ! Такой вкусной рыбы мне не приходилось есть за все мои годы жизни. Белое мясо язя было крепким и сладковатым на вкус. Куски осетрины таяли во рту, расстворяясь в собственном жиру. Юшка, которая сначала вызывала у меня недоверие из за чрезмерной жирности, тоже хорошо шла с лучком и хлебом. Вот и попробовал я впервые рыбацкой ухи! Объядение ! Вскоре все насытившись откинулись кто где мог и задремали. Иван же, поднявшись рубку, запустил движок и направил катер к следующей тоне.
Работали мы таким образом всю ночь, и рано утром причалили у села с полным баркасом рыбы. Здесь уже причалила «ларевка» от рыбозавода и поджидала нас. Началась наша работа по сдачи рыбы. Рыбу необходимо было всю отсортировать по породам, передать на борт «ларевки», взвесить и загрузить в трюм ледника. « Хорошую рыбу» ( стерлядок и кастрюков ) мы уже разделили между собой и припрятали под неводом. После того, как « ларевка» забрав у нас улов отчалила, мы стали расходится по домам.
Еще до сдачи рыбы, Иван сказал что бы мы набрали себе, кому сколько нужно и какой рыбы. Я спросил у него, сколько можно взять ? Он ответил «Сколько унесешь!» На радостях, я набил себе полный «китайский мешок» щуками, налимами , язями и красной рыбой выпавшего мне пая. Рыбаки посмеялись надо мной - «Зачем тебе, столько !» «Посолю, закопчу» ответил я. И вот, я попытавшись поднять свой мешок на плечи, понял что у меня с этим ничего не получится. Мужики, поняв меня, подошли и помогли поднять его на плечи. Я сразу же почувствовал, что груз очень большой, но уверенно пошел на берег. Кое как взобравшись на яр, я шатаясь от усталости и огромного мешка с сырой рыбой пошел домой. Дом мой был в конце деревни и я, проявил «героизм» одолев этот путь, с радостью опустил мешок на крыльце . Радостно было сознавать, что я столько узнал о рыбалке, столько заработал рыбы, и что, у меня хватило сил принести её домой. Правда, потом, я узнал, что столько рыбы можно было и не брать. Свежей рыбы, можно было взять каждое утро у рыбаков на причале.
Свидетельство о публикации №216112401494
Владимир Герасимов 55 09.01.2017 18:24 Заявить о нарушении
Юрий Лавров 2 10.01.2017 06:57 Заявить о нарушении