Путешествие маленького принца

Сказка для детей и взрослых

 
Предисловие

Дорогие читатели и не умеющие читать слушатели!
    Большинство из Вас читали сказку французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Признаться, я вам завидую, потому что эту сказку я прочёл, будучи взрослым дядей. Не подумайте, что я не любил сказок. Когда я был маленьким, эта сказка ещё не была написана, а потом шла Вторая мировая война и нас захватили фашисты, а потом, после Победы, все занимались восстановлением разрушенных городов и сёл нашей страны. Кстати, в этой войне погиб и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.
     Когда я, наконец, прочитал эту сказку, мне захотелось отыскать Маленького Принца.  Я даже стал инженером по летательным аппаратам и поехал на космодром Байконур. Там мы учили летать ракеты  и запускали космонавтов. Я просил каждого космонавта, чтобы он в полёте искал планету Маленького Принца. Но никто её не нашёл.
           И тогда я понял, что  его планета - это его жилище, которое находится где-то на Земле.  И что у каждого человека есть своя планета, то есть то, что его окружает, что он любит, друзья, с которыми он общается. Тогда мне захотелось изложить сказку в стихах, потому что так легче запоминать, а также потому, что:
                Влюблённые стихами говорят.
                Кто эту истину не знает?
                В стихах слова жемчужиной горят,
                Словно стрела сердца пронзают.

                Маленький Принц, как я, любил стихи,
                Они, как музыка, играют.
                И, словно семена   без шелухи,
                Душу  поэта представляют.

                В  стихах и точность есть, и лаконичность,
                Есть трели соловья и звуки бубенцов.
                Светлеют у всех  слушателей лица,
                И что-то происходит с их душой.
       Так же, как и Сент-Экзюпери, я посвятил сказку в стихах своему другу, которого зовут Бондпет Чтоэто-это. На самом деле  Чтоэто-это - его прозвище потому, что он, как и Маленький Принц, постоянно задаёт вопросы: «Что это - это?» И не отстанет, пока не поймёт.
                «Что это  - это?»  в воздухе висит
                От утренней побудки до отбоя,
                Чтоб жажду знаний удовлетворить,
                Ребёнок взрослым не даёт покоя.
    Читая сказку в стихах, обязательно сравнивайте её с  текстом Экзюпери.
И ещё маленький секрет для ребят, умеющих читать. Привлекайте своих родителей к совместному чтению сказки в прозе и в стихах. Так Вы будете лучше приручать друг друга.
    Возможно, что сказка Вам покажется немного печальной, но этому есть объективные причины. Во-первых, когда вы читаете Экзюпери, то не сможете не заметить, что эта печаль или грусть красной нитью проходит через всё произведение. А я не мог исказить первозданный документ, выстраданный его автором.
    Во-вторых, и я, и Сент-Экзюпери долгое время проживали в пустыне, а у нее есть одна особенность: у не родившихся там людей постоянно присутствует чувство ностальгии. Впрочем, возможно  определённая доза печали присуща и аборигенам жарких стран, что можно заметить даже по мотивам их музыкальных произведений. Это можно заметить также, созерцая передвижение по барханам и дюнам верблюжьего  каравана.
  В-третьих, это Роза, образ которой, как и у Принца постоянно стоит перед глазами читателя.  В-четвёртых,  эта печаль  вызвана полной или частичной потерей детской ментальности, взрослостью, деловитостью и практицизмом, которые мешают взрослым смотреть на мир наивными, широко раскрытыми детскими глазами, а, главное, воспринимать и чувствовать мир сердцем.

Отзыв читателя
                Василий Иванович, здравствуйте!
              Открыла сказку... и читала без отрыва до конца!
     Вспоминала не один раз прочитанную книгу и удивлялась, что многие грани упустила, не заметила, не придала особого значения. Прочитала и остановилась. Почему-то еще хотелось побыть в печали. В моем собственном восприятии, печаль здесь - основная краска.
   Но потом стала думать, как я буду читать это с внуком. У меня для него в компьютере есть специальная папочка, куда я записываю тексты, которые хочу ему прочитать. Их еще немного. И вот Ваша сказка поехала жить в ту папочку. И вот я представила, как можно будет (как Вы и советуете в предисловии)  читать оба текста, прозу  и стихи, поочередно. Не большими частями, и как можно будет не спеша поразмышлять вместе, какое обилие тем и нюансов, как эти две линии дополняют друг друга, но как в стихах есть и небольшая Ваша история, спрятанные главки из Вашей жизни.
   То есть это будет уже другое, чем обычно, чтение, обогащенное путешествием в разные жизни и прямо в сегодняшний день, а также и в мою жизнь. Для себя лично: очередной раз подумала, как важно не становиться взрослым полностью. И быть им в той мере и в тех случаях, когда нельзя взрослым не быть.


                Зачем пишут поэты
 Всегда поэт или прозаик
Зеркально любит отражать,
Как современник поживает,
Чтоб мы смогли поразмышлять.

Его дела, привычки, речь,
Одежда, связи, развлеченья,
Склонность расходовать, беречь
И отношение к ученьям.

С кем водит дружбу, с кем вражду
И как относится к потомкам,
Какую предпочёл еду,
Какие принимал настойки.

Читатель, это прочитав,
Воспримет, что ему по сердцу,
На себя будет примерять.
В своей душе откроет дверцу.

                I.1.  Антуан де Сент-Экзюпери
Жил-был как-то бедовый мальчишка,
Известным   пилотом он стал,
Был прилежен, легко научился
Хорошие книги  писать.

Малышом написал он картинку,
Как  слона проглотила змея.
«Это шляпа»,  - ему возразили,
Приходилось им всё объяснять.
 
Потом долго он жил среди взрослых,
Но так и не смог их понять,
Потому с ними был осторожным,
Боялся, дитём будут звать.

Людей ветер по свету гоняет,
Ведь у них не бывает корней,
То ли дело у разных растений,
Они связаны с почвой своей.

Красот  взрослые не понимают,
Ни цветов, ни творений своих,
Всё только в деньгах измеряют,
Куском золота любят ценить.

Одиночеством долгим томим,
Колесил он по нашей планете.
Приспособиться не было сил,
И он  начал писать сказку детям.

Другу  Леону Верту её  посвятил,
Это сказка о Маленьком Принце.
В ней он над взрослыми много шутил,
Этот  смех малышам  пригодится.

               I. 2. Принц и Роза
Жил-был Маленький Принц
На далёкой планете.
Там хозяином слыл
И за всё был в ответе.

Три вулкана дымили,
Высотой по колено.
А закаты пленили
Целый день, то и дело.

Рвал ростки баобабов,
Корней опасаясь,
Чтоб  планета родная
От них не взорвалась.

Вот с космической пылью
Занесло семья розы,
Расцвела и заныла,
Всё боялась мороза.

Роза была кокеткой,
Как любая девчонка,
Принцу это не лестно,
И ему было горько.

Но он в розу влюбился
И был рад  ей  служить.
Она так говорлива,
Что Принц начал грустить

От той грусти страдая,
Он смотрел на закат,
Стульчик свой подвигая
Сорок раз в день подряд.

Розы скверный характер
Лишил Принца надежды,
Улетел он   несчастный
Из любимой планеты.

                II. Встреча с Принцем
Аварийной посадкой  в Сахаре
Завершился однажды полёт,
Учился прилежно недаром -
Самолёту мог сделать  ремонт.

Первый вечер заснул я в пустыне,
За тысячи миль от жилья,
Там даже шакалы не выли,
Только жаром томилась земля.

«Нарисуй мне барашка!»- услышав,
Я,  как будто от грома, вскочил,
Это был не обычный мальчишка,
Путешественник – Маленький Принц.

Долго я  над рисунком возился,
Слишком строгим заказчик мой был,
Наконец, я на хитрость решился –
И в ящик барашка вложил.

В ящике этом барашка не видно,
Его можно представить любым.
Показывать  людям     не стыдно,
Без травы его можно кормить.

                IV. Астероид В-612
Я размышлял, откуда он явился,
Мне о себе он ничего не рассказал,
Только поток вопросов ко мне лился.
Он вдруг спросил: «С какой планеты ты упал?»

 «Так,  стало быть, ты, Принц, с другой планеты?».
Он не ответил, лишь головкой покачал,
И снова на вопрос не дал ответа.
С планеты маленькой: я косвенно узнал,

Я для барашка предложил ему верёвку.
Чтобы его на привязи держать.
Принц  рассмеялся весело и звонко:
«С моей планеты некуда бежать!»

Астероид В - шестьсот двенадцать.
Его открыл турецкий астроном,
Но он ходил не в европейском платье,
Казался взрослым не серьёзным он.

Взрослые люди очень любят цифры.
Если у вас, к примеру, добрый друг,
Не спросят про наклонности и игры,
Спросят про вес, про рост и его слуг.

Не какой дом, а сколько дом тот стоит,
Сколько за отдых папа заплатил,
На какой машине мама в школу возит,
Дружбу водят, с какими из светил.

А вот ребятам интересно,
Какие бабочки летают,
Какие  жук имеет клешни,
Цветы, как пчёлы опыляют.

Как ловить рыбу из пруда,
В каких местах играть им в прятки,
Как из ключа журчит вода,
Какие нравятся им сказки.

Как пахнут травы на лугу,
Резвятся на деревьях белки,
Грибы, где прячутся в лесу,
Гурьбой бежать по лужам мелким.

                V. Жизнь на маленькой планете
На  планете  Маленького  Принца
Росла полезная и вредная трава.
С дурной травой нельзя мириться,
Она планету может разорвать.

Вот так не  повезло планете  Принца.
Там  баобабов множество семян,
Пока росток их мал, он безобиден,
Но горе, если дать расти корням
 
Есть правило у Маленького Принца:
Встал поутру, привёл себя в порядок,
Планетными делами насладился,
И занялся прополкой баобабов.

Я знал лентяя на одной планете,
Он только три ростка  не удалил.
Так разрослись гиганты эти,
Что та планета превратилась в пыль.

Я не любитель, дети, поучать,
Тем более, читать нравоученья.
Опасность может Вас подстерегать,
Если прополке не подарите мгновенье.

Остерегайтесь, дети, баобабов!
Они способны души с телом разрушать.
Пока ещё росток их слабый,
С корнями их Вам нужно удалять.

                VI.  Закат  Солнца

Трудно жить одному на планете
Ни простора, ни игр, ни друзей.
Не найти на вопросы ответов,
Не расстаться с печалью своей.

Часто Принц на закат любовался,
Его там не приходится ждать,
Нужно лишь на Восток прогуляться,
И спокойно закат наблюдать.

В самом деле, всем детям известно,
Если полдень в Нью-Йорке настал,
То во Франции, в Ницце прелестной,
Все ребята готовятся спать.

В воду шариком Солнце уходит,
Луч, как пламя, по морю бежит,
По земле тени страшные ходят,
Звезда первая в небе горит.

Но закаты совсем не прощание,
Они людям Надежду несут
На новое с Солнцем свидание,
Что прекрасные встречи нас ждут.

Ребята  признаюсь, однако,
Я другим увлечён, как пилот,
Коль лечу я с Востока на Запад,
Весь полёт наблюдаю восход.

Солнце всходит, когда Вы все спите,
Первозданной не видя красы,
Когда небо алеет, и звёздная свита
Тает, словно в степях миражи.

                VII.  Секрет  Маленького  Принца
После долгих раздумий Принц тихо спросил,
Нежданно, негаданно, без предисловий:
- А ест ли барашек кусты и цветы?
-Барашек ест всё, - я его успокоил.

-Ест даже цветы, у которых шипы?
- Барашку шипы все равно, что льву кости.
-Я думал, шипы защищают цветы.
-Цветы выпускают их просто от злости.

Я Принцу ответил  в сердцах, чтоб отстал:
Волновала меня неполадка в моторе.
Помолчали, И вдруг он сердито сказал:
- Цветы простодушны, но слабость – их горе!

Принц не мог отступиться и снова спросил:
- А ты думал…? - Не думал я, занят делами.
Не на шутку ответом его рассердил:
«Ты, как  взрослый, ты не понимаешь.

Багровый, серьёзный, сердитый
На планете одной проживал
Взрослый дядя. Он в жизни не видел
Звёзд на небе, дух роз не вдыхал.

Как все взрослые, деньги считает,
Постоянно куда-то спешит,
В суть того, что вокруг, не вникает,
И с природой не любит дружить.

Никогда никого не любил,
Ничего в своей жизни не делал,
Это не человек, просто гриб,
Мнит серьёзней он всех, и умелей.

Миллионами лет цветы жили с шипами,
Миллионами лет их барашки едят.
Но делом серьёзным  Вы, то не признали.
Так зачем же цветы шипы эти растят?

Цветы и барашки воюют друг с другом,
Разве то не важнее, чем деньги считать.
Единственный в мире цветок и подруга,
Живёт на планете моей и, как знать,

Что однажды барашек в прекрасное утро
Цветок мой любимый захочет сжевать,
От этого будет мне больно и грустно,
Что он натворил, взрослым то не понять.

Единственный в мире цветок я люблю,
Такой не найти на всех звёздах Вселенной.
Когда я на звёздное небо смотрю,
Себя ощущаю счастливым мгновенно.

Там живёт мой цветок, там живёт моё счастье.
Но, если барашек, его съел на завтрак,
Все равно, что все звёзды на небе погасли.»
И Маленький Принц безутешно заплакал.

Милый Принц в стране слёз оказался,
А я бережно с нежностью  на руки взял.
Нельзя равнодушно с ребёнком общаться.
Время детям дарите, минуты – делам.

Устыдившись, его успокоил,
Обещал и намордник вручить,
Чтоб барашек не съел его  Розу,
Ведь Принц её сильно любил.

              VIII. История любви Принца и Розы
На планете Маленького Принца
Жили простые скромные цветы.
На один день они могли раскрыться,
Под вечер увядали лепестки.

Из занесённого зерна, неведомо откуда,
Пророс однажды крохотный росток.
Принц любовался им, надеялся на чудо,
Как вдруг на кустике возник большой бутон.

Неведомая гостья постепенно наряжалась.
Меняла краски, примеряла  лепестки,
Растрёпанной на свет явиться не желала,
А показаться во всём блеске красоты.

Не знал Принц, розы, как девчонки,
Не зря природой рождены.
Своей душой, красою и уловкой
Мальчишек привлекать должны.

Долго красавица трудилась:
«Я вместе с солнцем родилась», -
Принц тихий голосок услышал,
Взглянул, с восторгом крикнул: «Ах»!
 
Конечно, Принц наш догадался,
Избытка скромности в ней нет.
«Простите, я проголодалась».
Смутился Принц, полил в ответ.

«Я когтей тигра не боюсь»,-
Однажды гордо заявила.
«Но тигры не едят траву».
«Я не трава»,- она обиду затаила.

«Боюсь не тигров – сквозняков.
Будьте добры, поставьте ширму,
На ночь прикройте  колпаком,
Не то, от холода погибну».

«Там, где я…» Роза замолчала,
Смутилась, побоялась лгать.
Зерном она сюда попала,
С каких миров ей не узнать.

Принц полюбил, был рад служить,
Но его мучили сомнения,
Он доверял словам пустым.
«Зря слушал, - мне сказал доверчиво,-

Что розы говорят, не слушай.
Любуйся, аромат вдыхай.
Не по словам о розах судят,
В уловках нежность угадай!

Роза дарила аромат,
Уловкой нежность проявляла.
Не должен был я убегать.
Жаль, жизни молодость не знала».

                IX.   Побег

Перед побегом Принц старался:
Планету тщательно прибрал
И с баобабом расквитался,
В вулканах сажу прочищал.

Последний раз полил цветок
И в руки взял колпак защитный.
«Не накрывайте, мне тепло,
Я чувствую себя отлично.

Ночная свежесть мне на пользу,
Шипы от зверя защитят,
Не тронет тигр когтями розу,
Тронет – ему несдобровать.

Прощайте Принц. Меня простите.
Не научилась я любить.
Уходя, быстро уходите,
Желаю вам счастливым быть!»

Нет ни обид, ни обвинений,
Даже намёка на упрёк.
Так Принц в прощальное мгновенье,
Урок большой любви извлёк.

Смутился Принц и удивился,
В этот  последний миг прозрел,
Не удержался, прослезился
И с птичьим клином улетел.
 
                X. Король астероида 325
 
А вот на ближайшей планете
Томился без дела король.
Он ежедневно с рассвета
С надеждою подданных ждёт.

Долго без подданных томился,
Ведь он любил повелевать,
Был у него хороший принцип,
Приказы мудрые давать.

Утром – приказ к восходу Солнца,
Днём – Солнце по небу катить,
Вечером – скрыть за горизонтом,
Ночью к Морфею уходить.

И был порядок в королевстве,
Его народ не бастовал,
И поживал король безбедно,
И никогда не воевал.

В пурпур с мехами  облачённый,
Король на троне восседал,
Взглянул на Принца удивлённо:
«Господь мне подданных прислал!»

На мир он смотрит упрощённо:
Тут, главное, повелевать,
Давать приказы утончённо,
Лишь те, что можно исполнять.

Зевать, сидеть, бежать и спать –
Вполне разумные приказы.
Монарху важно управлять,
Есть  не покорные - накажет.

Планета-кроха без людей,
Её монарх был абсолютным.
«Скажите, правите вы чем?» -
«Да всем», - король ответил простодушно.

Король легко обвёл рукою
Свою планету и мир звёзд.
«Всё это царство в моей воле,
А это кресло – главный пост!»

«Велите Солнцу закатиться».
«Попробуй бабочкой порхать!»
«Я не могу, ведь я не птица».
«Заката нужно подождать».

Маленький Принц зевнул от скуки,
Закат хотелось посмотреть.
Король - не мастер на все руки,
И он сказал: «Пора лететь».

«Останься, будь моим министром,
Минюст мой будешь возглавлять».
«Нужны преступники юристу,
Кого я буду осуждать».

«Тогда суди, Принц, сам себя.
Судить себя всего труднее.
Осудишь правильно, тогда
Докажешь мне, ты всех мудрее»

Всё же собрался Принц в дорогу.
Не стал монарха огорчать:
«Послом я послужу немного,
Твою планету представлять».

Король помедлил, размышляя.
Потом вдогонку прокричал:
«Тебя послом я назначаю».
Принц ему ручкой помахал.

                XI.  Честолюбец. Астероид 326.
«О! Почитатель мой явился!»-
Крикнул тщеславный человек.
Сняв шляпу, Принцу поклонился:
«Я ожидал Вас целый век».

Маленький Принц почитателем стал
Честолюбцу он хлопал в ладоши.
А тот, когда кланялся, шляпу снимал,
Восхищаясь собой: «Я хороший!»

Тщеславные люди глухи ко всему,
Слышат только, когда их похвалят,
Их богатству, нарядам, красе и уму
Пусть притворно, восторг свой подарят.

Mirro, зеркало, divadlo –
Всех честолюбцев атрибут,
Чтоб постоянно любоваться
Тем, кого больше всего чтут.

Но в этом есть один секрет,
Чтоб был, как в сказке, говорящим,
Давал единственный ответ:
«Хозяин – гений настоящий!»

Но честолюбец надоел,
И в путь-дорогу Принц собрался,
Без предисловий улетел
И вскоре к пьянице добрался.
 mirro (англ.), divadlo (чешск.) – зеркало.

                ХII. Пьяница. Астероид 327
Планета новая бутылками богата,
Хозяин любит их опустошать.
Считает,  в этом совесть виновата,
А, значит, её нужно усмирять.

Красные щёки, сизый нос,
На столе полчище бутылок,
Сидит, словно к столу прирос,
На две ноги один ботинок.

«Что ты здесь делаешь, мужик?» -
Маленький Принц спросил учтиво.
Тот головой на стол поник:
«Я водку пью, вино и пиво».

«Зачем ты пьёшь всё это зелье?»
«Забыть, что совесть потерял,
Для этого нужно похмелье».
«Странный народ»,- Принц размышлял.

Принц маленький, пока ещё не знает,
Что человек, который совесть потерял,
Такую точно участь ожидает,
Будет себя он также истязать.

                ХIII. Деловой человек. Астероид 328
Он Принца даже не заметил.
Два, три – пять, да семь – двенадцать…
И на «День добрый!» не ответил,
Лишь сигаретой прижёг пальцы.

И вдруг сказал: «Пять миллионов!»
«А Вы чему ведёте счёт:
Жуков, пчёл, мух, хамелеонов?»
«Нет, своих звёзд веду учёт.

Тех звёзд, которыми владею».
«Король знакомый говорил…»
«Король, совсем другое дело:
Он только правит и велит».

«Делец, скажите, звёзды чьи?»
«Мои, я первым их присвоил,
А раньше были все ничьи,
Такая мне пришла идея.

К примеру, ты алмаз нашёл,
Его хозяина не знаешь,
В один момент он станет твой,
А ты теперь его хозяин».

«А зачем звёздами владеют?»
«Чтоб звёзды новые купить,
Если их кто-нибудь откроет,
За собой быстро застолбить».

«И что же с ними дальше делать?»
«Распоряжаться и считать,
Серьёзным заниматься делом,
Работать надо, не мечтать».

Не понял  Принц дельца идеи:
«Вот я, взяв шелковый платок,
И, повязавши вокруг шеи,
Почувствую тепла приток.

Ты ж звёзды не возьмёшь с собою!»
«Но я могу вложить их в банк!»
«Как это? Не пойму, не скрою».
«Число звёзд напишу вот так,

Бумажку в ящик и на ключ,
Для банка этого довольно,
Там моих звёзд не украдут:
Надёжно, выгодно, удобно!»

«Забавно, даже поэтично,
Но не серьёзно», - Принц сказал -
«Я кормил Розу, вулкан чистил,
Им на пользу. А что ты своим звёздам дал?»

Делец открыл, было, свой рот,
Но, что ответить не нашёлся.
«Да поразительный  народ,
Как тяжела у взрослых ноша!»

                ХIV. Фонарщик
Была занятной пятая планета:
Фонарь там помещался да фонарщик,
Фонарщик управлял там светом.
Фонарь, то лампа, вставленная в ящик.

Гася и зажигая свой фонарь,
Фонарщик будто звёзды создавал,
Полюбовавшись, на день усыплял,
А сам в тени спокойно отдыхал.

Фонарщик соблюдал свои законы:
На ночь включить фонарь, а утром отключить.
Планета ускорялась неуклонно,
А дни и ночи начали частить.

И стало непосильным ремесло,
Ведь на планете день - одна минута.
Закону действовать во зло
Не мог фонарщик, не был плутом.

Король, делец и честолюбец,
И вечно пьющий человек
Честность фонарщика не любят,
Считая, в чести смысла нет.

 А между тем он всех полезней,
Даёт и экономит свет.
Сдружится с ним, было бы лестно,
Но на двоих здесь места нет.
      
                ХV. Географ
«О! Путешественник к нам прибыл!» -
Воскликнул радостно старик.
«Мне интересно, что за книга
На вашем столике лежит?»

«Книга о реках и морях,
О городах, горах, пустынях.
Учёный я, географ я,
Об этом всём пишу я книги».

«Ваша планета так красива.
Какие есть на ней моря?»
«Здесь гулять некогда мне было,
Что на ней есть, не знаю я.

Я веду счёт морям и рекам,
Другим объектам всех планет.
Всё узнаю от человека,
Который видел дальний свет.

Он мне расскажет – запишу
Карандашом. Потом проверю.
Тогда чернилами впишу,
Когда во всём удостоверюсь».

«Турист-то может быть плохим:
У одного в глазах двоится,
Тот помнит лишь, что ел и пил,
А третий помнит только лица».

«Ты, путешественник, скажи,
Как выглядит твоя планета?
Есть ли пустыни, миражи,
Какое там бывает лето?»

«Вся география планеты –
Один цветок да три вулкана».
«Цветок – не в счёт. Он эфемерный,
Просто живёт он очень мало».

Принц огорчился и смутился.
Зачем он бросил свою Розу,
С родной планеты удалился,
Подверг любимую угрозам.

Её краса не долговечна.
Кто её сможет защитить,
Она одна на белом свете,
И даже некому полить.

Но к нему мужество вернулось,
И он географа спросил:
«Что из планет Вам приглянулось?»
«Планету Землю посети!»

                ХVI. О Земле
Земля – планета не простая:
Там больше сотни королей,
Географов – считать устанешь,
И шестьсот тысяч фонарей.

И честолюбцев, и дельцов
И беспробудно пьющих пьяниц,
Их сыновей, и их отцов
На Земле просто миллиарды.

Фонарщик матушки-Земли –
Очень почётная фигура:
Включать и выключать огни
Нужна особая культура.

Солнце заходит – свет включить
И погасить перед восходом.
Нельзя момента пропустить –
Будут проблемы у народа.

Всё у фонарщиков по циклам:
С Новой Зеландии начнут,
Потом по Индии, Китаю и России
В Европу и Америку придут.

Лишь двум фонарщикам легко:
С полюсов Севера и Юга.
Зажечь свет и погасить раз в год
Им можно без натуги.

                ХVII. 1. Шутка
Простите, дети, я сострил.
Приврёшь иной раз поневоле,
Истиной чуть-чуть погрешишь –
И вся картина станет ложной.

Вот также и с планетой нашей.
Не так уж много здесь людей:
Если плечом к плечу поставить -
Не большой  остров средь морей.

Но взрослые вам не поверят.
Упрямства им не занимать.
Пусть с арифметикой проверят.
Вам время не к чему терять.

Воображают, что всесильны,
И до всего им дело есть.
Вам разобраться в них посильно,
Лишь бы желание иметь.

                ХVII. 2. Знакомство со змеёй
Принц на Землю в пустыне спустился,
А вокруг ни цветка, ни души.
И подумал он, что заблудился,
Вдруг послышалось, что-то шипит.

Вот такой с Принцем казус случился:
Собеседником стала змея.
Вечер. Звёзды на небе светили.
Принц сказал: «Вот планета моя!»

«У тебя она очень красива.
На Земле, Принц, какие дела?»
«С Розой вёл я себя не учтиво».
Промолчала и всё поняла.

«До чего же в песках одиноко!»
«С людьми тоже, - сказала змея -
Тяжело на планете жестокой
В трудный час, кто поддержит тебя?»

«Необычна ты, пальца не толще».
« Но могучее я короля».
«Да ты странствовать даже не можешь».
«Кого трону – тех примет земля.

Но ты чист, и тебя я не трону.
Слишком слаб ты на жёсткой Земле,
Если грустно, Принц, будет до боли,
Позови, и спасу я тебя»

                ХVIII. Встреча с цветком
Пересёк наш турист всю пустыню,
Никого не встречал по пути,
Но вдруг его сердце застыло –
Он увидел цветка лепестки.

Обменялись приветствием тихо,
И Принц вежливо задал вопрос:
«А где люди, где носит их лихо?»
«Их не лихо, а ветер унёс!»

«Я здесь караван как-то видел,
Всех их было здесь шесть или семь,
Много лет с того времени сплыло.
Неудобно им жить без корней!»


                ХIХ. В горах
Принц взошёл на высокую гору.
Прежде гор никогда не видал.
На потухший вулкан его дома
Часто он отдохнуть приседал.

«С высоты всю планету увижу,
Там, внизу, погляжу на людей»,-
Увидел лишь острые скалы, как иглы,
Ни рек, ни лесов, ни морей.

«Добрый день»,- прокричал всей округе.
«Добрый день…день…день…день», - донеслось.
«Кто вы?» - Принц хотел познакомиться с другом
«Кто вы… ы…ы», - эхо отозвалось.

«Неприветливая, странная планета
Земля  - солёная, сухая, вся из игл,
Люди вопрос воспринимают, как ответы,
Без воображения, как видно, родились».

Маленький Принц не знал, про эхо,
И отзвук  принял за людей,
Но это не было помехой
Скучать по Родине своей.

Ребята! Ведь и мы не знаем
Жизнь неизведанных планет,
Разве что в сказках прочитаем,
Мечтая в космос полететь.

                ХХ. Разочарование
Прошёл Принц через скалы, пески  и снега.
Перед ним появилась дорога,
Все дороги ведут, знаем мы, в города,
Там есть люди; народ, если много.

А рядом с дорогой был роз полный сад,
Все они на любимую Розу похожи.
«А вы кто?» - спросил. «Розы»,- молвил отряд.
И Принц прошептал: «Такого случиться не может».

Пять тысяч цветов только в этом саду!
А она говорила, что нет ей подобных.
Расстроился Принц. Он был словно в бреду,
Упал на траву, словно пулей  сражённый.

«Если б Роза моя этот видела сад,
Умирающей бы,  притворилась,
И мне довелось бы её ублажать,
А она надо мной превосходства добилась.

Я владею единственным в мире цветком,
Так я думал, пока этот сад не увидел,
И что же? Она была розой простой».
И Принц разрыдался от мнимой обиды.

ХХI. Маленький Принц приручает Лиса
Вдруг из-под яблони в саду
Раздался голос: «Здравствуй!».
Принц тихо отвечал ему:
«Кто ты? Такой ушастый?

Такой пушистый и красивый, 
Так поиграй со мной в игру,
Ты, как мне кажется, игривый,
Мне здесь так грустно одному».

«Я – Лис, никем я не приручен,
 С тобой я не могу играть.
Скажи-ка, незнакомец лучше,
Что здесь намерен ты искать?»

«Я на Земле ищу людей».
«Но люди ходят на охоту,
И хороши они лишь тем,
Что кур для нас, лисиц, разводят».

«Что означает «не приручен»?»
«Термин давно людьми забытый.
А означает, создать узы,
Связать двоих, чтобы дружили.

Ты для меня всего лишь мальчик,
Такой, как тысячи других.
Я для тебя, как шестой пальчик,
Из тысячи обычный лис.

Но если ты меня приручишь,
Друг другу станем мы нужны,
Будем взаимно друг для друга
В мире единственные мы»

«Я начинаю понимать»,-
Сказал Принц, вспоминая Розу.
Тогда-то Лис и смог узнать,
Откуда Маленький Принц родом.

Тут Лис стал жаловаться Принцу,
Как скучно в этом мире жить:
Куриным мясом насладиться
И под ружьё не угодить.

«Но если ты меня приручишь –
Моя жизнь солнцем озарится,
Ты убегать меня отучишь,
Встреча с тобой мне будет сниться.

Я различу твои шаги,
Из миллионов им подобных,
Нам встречи будут дороги,
И сам не буду я безродным.

Вон там, в полях, пшеница зреет.
Но мне в колосьях нет нужды,
Какое до полей мне дело.
Но коль меня приручишь ты,

Полей колосья золотые
Будут тебя напоминать.
За их движеньем шаловливым
С любовью буду наблюдать.

Принц, приручи меня, прошу!»
«Я был бы рад. Времени мало.
Я на Земле друзей ищу».
«Их нужно приручить сначала!»

«А что для этого мне делать?»
«Надо терпеньем запастись.
Поодаль сядь, будто есть дело.
Я скошу взгляд, а ты молчи.

Слова, как правило, мешают
Людям друг друга понимать.
Так ежедневно приближаясь,
Сможешь за лапку меня взять.

Приходить нужно в одно время,
Чтоб больше счастья подарить,
Ведь ждать – то чувствовать волненье,
И цену встречи оценить.

Только час встречи не меняй,
Плохо на сердце отразится.
Лучше обряды соблюдай
И летать будешь, словно птица».

«Обряды? Это что такое?»
«Давно забытый ритуал,
Когда все могут веселиться,
Неважно стар ты, или мал.

Есть у охотников обряд –
Они по четвергам танцуют,
В тот день я тоже очень рад,
У меня вход свободный к курам».

Итак, Принц Лиса приручил.
Но вот настал час расставанья,
Вздохнул Лис и слезу пустил.
«Сам виноват. Не нужно было приручаться?»

«Я не хотел, чтоб было больно».
«Да нет же, Принц, мне хорошо.
Не зря я вёл речь о колосьях».
И Лис, задумавшись, умолк.

«Пойди ещё взгляни на розы,
И вспомни о единственной,
Придёшь – секрет тебе открою.
Это подарок будет мой».

Маленький Принц смотрел на розы:
«Вы не похожи на мою,
Она всех вместе вас дороже,
И я её боготворю.

Не вас, её я поливал,
Колпаком на ночь прикрывая,
Днём ширмой ветер закрывал,
Слушал её, когда молчала».

«Прощай, Принц, помни мой секрет:
У людей только сердце зорко,
Глазам своим поменьше верь,
От этого бывает горько.

Глазами главного не видишь,
Всю душу в Розу ты вложил,
Поэтому её ты любишь,
Ты себя к Розе приручил.

Люди ту истину забыли,
Но ты её не забывай,
Чтобы комфортно Розе было,
Чтоб не обидеть невзначай».
         
                ХХII. Стрелочник
Бегут поезда по железной дороге,
Сверкая огнями, куда-то спешат.
Не видел Принц ранее чуда такого,
О нём ему стрелочник смог рассказать.

Ведь стрелочник занят нелёгкой работой,
На стрелках весь день разводить поезда,
И сортировать пассажиров по лотам,
Нужно выяснить точно, кто едет куда.

«Куда все торопятся, что затевают?»
«Об этом не знает и сам машинист.
В вагонах сидят, спят, едят и зевают.
Им лишь бы по разным дорогам кружить».

Вдогонку, навстречу, налево, направо
По рельсам чугунным бегут поезда,
То ли путникам дома чего не хватало,
То ли их гонит по миру нужда.

Чего хочется им, только дети и знают,
В вагонах к стеклу прижимаются лбом,
Смотрят места, где они проезжают,
И с куклой любимой обсудят потом.

Ведь куклу из тряпок они приручили,
Ей душу отдали, дарили тепло,
Делиться секретами их научили,
Им с ними не скучно, всегда весело.
                ***
Не смейтесь надо мной, ребята.
Это не сказка, просто быль.
Дарили девочкам когда-то
Кукол из тряпочек цветных.

А для мальчишек шар из тряпок,
Он заменял футбольный мяч.
Его на выгоне гоняли
Голы учились забивать.

Секрет открою, чтоб Вы знали.
В те времена был мир другим:
Взрослые в космос не летали,
А мультик детям чудом был.

                ХХIII.  Торговец
Вот Принц познакомился с местным торговцем.
На планете Земля их нельзя перечесть,
И честных людей и обманщиков злостных.
Любые товары всегда у них есть.

Особенный спрос у людей на пилюли,
Они отличаются все волшебством.
Бывает, что девочка толще кастрюли
От пилюли становится лёгким пушком.

От жажды пилюли знакомый торговец
Настырно клиентам своим предлагал.
От пилюль этих время они экономят:
Глотаешь пилюлю – забыл про стакан.

«Пятьдесят три минуты в неделю
Увлечениям можешь отдать!»
«Не хочу»,- сказал Принц – « в самом деле,
Из  ключа я люблю воду брать».

                ХХIV.  Поиск колодца
Неделя прошла, как живу я в Сахаре.
О пилюлях торговца прослушав рассказ,
Последнюю каплю воды выпиваю
И Принцу поведал: «Опасность ждёт нас».

Я думал, что жажда ему не знакома,
Но  Принц заявил вдруг: «Мне хочется пить!»
«Давай-ка поищем в пустыне колодец».
И мы с ним пустились пески бороздить.

Часами ходили, пока не стемнело,
И яркие звёзды на небе зажглись.
«Ты чувствуешь жажду?» - спросил я несмело.
«Вода мне нужна, чтобы сердце залить.

Вот красивые звёзды, на них мой цветок,
Только жаль, что отсюда его не увидишь.
Красивый и этой пустыни песок,
Где-то в нём родники затаились»

Это правда, пустыню всегда я любил,
Гуляешь, бывало, в барханах песчаных,
Вдруг видишь, таинственный свет луч пролил,
Как будто в песках есть жемчужные клады.

«А знаешь, что в звёздах, пустынях, домах
Прекрасно лишь то, что не видно глазами».
«Ты с Лисом согласен. Я этому рад.
Их главная тайна сокрыта сердцами».

Потом Принц уснул. На руках его нёс.
Сокровище хрупкое и неземное,
Бледный лоб, и ресницы, и пряди волос,
Как колосья пшеничного поля златого.

Подумалось мне, это лишь оболочка,
В ней образ единственной Розы таится,
А в сердце скрывается верность цветочку,
Всё это сияет в нём, словно светильник.

                ХХV.   Колодец
Колодец, к которому мы подошли,
Не похож  на другие колодцы Сахары,
Не яма в песке, где три пальмы росли,
И откуда живая водичка журчала.

Деревенский, со срубом, колодец простой.
Всё  готово тут – ворот, верёвка с ведром,
Но деревни поблизости нет никакой.
«Как странно»,- подумал я: «всё это сон».

Тут Принц за верёвку стал ворот крутить,
А он заскрипел словно ржавые оси.
«Посмотри»,- сказал Принц,  – «Я его разбудил,
Колодец, как видно, прощения просит».

«Давай-ка водицы тебе зачерпну», -
Сказал я, поставив ведёрко на камень.
«Мне хочется этот напиток глотнуть».
А в воде лучи солнца дрожали.

То был пир на весь мир, а вода  не простая.
Она родилась под свечением звёзд,
По длинной подземной дороге блуждая,
Из ворота скрипа, моих с Принцем грёз.

Эта вода, как подарок для сердца,
Подарок рождественский для малыша,
В нём сияние свеч и органное пенье,
В нём сюрприз, что под ёлкой искал, чуть дыша.

«На планете твоей люди розы растят,
Не зная покоя, и  ищут, и ноют.
Не глазами, а сердцем им нужно искать,
И счастье в единственной Розе откроют.
 
Помнишь, ты обещал для барашка намордник,
Но слово своё до сих пор не сдержал».
«Принц, дорогой, нарисую сегодня»,
А Принц рассмеялся, что плохо рисую, он знал.

Рисунок отдал. Сердце гулко забилось.
«Ты что-то задумал, а мне не сказал».
Лицо его красным оттенком покрылось:
«Завтра год, как на вашу планету попал».

Принц умолк и прибавил: «Упал где-то рядом».
Сильней прежнего Маленький Принц покраснел.
«Ты неделю назад здесь бродил не случайно,
Значит, место посадки найти захотел?»

Как прежде мой друг, покраснев, не ответил.
«Пора заниматься работой пришла.
Жду завтра тебя в этом месте под вечер».
«Мне страшно»,- со вздохом сказал ему я.

Неспокойно мне стало. Я вспомнил о Лисе,
Когда позволяешь себя приручать,
А час расставания ближе и ближе,
Не плакать охота, а горько рыдать.

                ХХVI.   Принц улетает
На развалинах древней стены,
На краю, Принц сидит, свесив ноги.
«Как же так, обещала мне ты,
Если будет мне тяжко, поможешь».

С кем беседует Принц, я не видел.
«Найдёшь след мой и там подожди.
Ты, надеюсь, меня не обидишь.
Яд хороший? Теперь уходи».

Я застыл, сердце часто забилось:
«Это что ты задумал, малыш?»
За стеной  змейка клубом свернулась.
«Почему со змеёй говоришь?»

Подбежал с пистолетом в руке,
Змейка тихо в песке заструилась,
Быстро скрылась в завалах камней.
Соскользнул Принц. Его подхватил я.

Он обвил мою шею руками,
Я холодной водой напоил,
Слышал, как его сердце стучало,
Больше я ни о чём не спросил.

Я хотел рассказать о ремонте,
Меня Маленький Принц упредил:
«Возвратиться на базу ты можешь,
Знаю, свой самолёт починил»

Я спросил: «А откуда ты знаешь?»
Не ответил он, только сказал:
«Я сегодня домой улетаю,
В голубую небесную даль».

И я крепко его обнимал,
А он ускользал, словно в бездну,
Я с трудом на руках удержал,
Так давила меня неизвестность.

«Твой ящик, барашка, намордник
Я возьму на планету с собой».
Не услышу я смех его больше:
«Засмейся, малыш дорогой!»

«Этой ночью исполнится год,
Как упал я с любимой планеты.
Она над Сахарой сегодня пройдёт,
Нельзя не использовать это».

«Послушай, малыш, нельзя верить змее».
«Главнее всего, что не видишь глазами,
Просто  любишь цветок на далёкой звезде,
Или жажду водой ключевой утоляешь.

Ты на звёздное небо посмотришь,
Среди звёзд одна будет моя,
На звёзды смотреть ты полюбишь,
Непременно запишешь в друзья.

Звезда имеется у каждого из нас.
Она дорогу путнику укажет,
Учёным – путь решения задач,
Дельцу – где лежит золото покажет.

Кому-то звездочка всего лишь огонёк,
Чьей-то душе – она источник света,
Кто тянется к ней, словно мотылёк,
А кто-то её вовсе не заметит.

Я улечу. Взгляни на небо ночью.
Я на одной из звёзд смеяться буду.
Тебе покажется, смеется небо, звёзды,
И будешь рад, всегда мне будешь другом.

И, распахнув окно, со мной будешь смеяться.
Друзья подумают, что ты сошёл с ума,
Твоему смеху станут удивляться.
С тобой сыграю злую шутку я!»

Сегодня Принц много смеялся,
Будто тревогу хотел скрыть,
Потом печальным голосом признался:
«Лучше тебе ко мне не приходить.

Тебе покажется, мне больно,
Можешь подумать, что умру.
Все говорят, что змеи злобны,
Тебя спасти я не смогу».

В ту ночь ушёл он незаметно,
Но всё же я его догнал.
«Напрасно ходишь ты за мною тенью».
Взял мою руку и немного помолчал.

«Тебе не следует идти со мной,
А вдруг змея тебя ужалит.
Моя планета далеко.
Тело тяжёлое, его нужно оставить.

А заешь, будет очень славно.
На звёзды стану я смотреть
И их представлю родниками,
Мне они будут, как колодцы петь».

Жёлтая молния мелькнула.
Даже не вскрикнув, Принц упал,
А тело, словно ветром сдуло.
Он улетел. Я точно знал.

                ХХVII. Спустя шесть лет

Прошло шесть лет. Я никому не рассказал.
Друзья-товарищи мою грусть замечали.
А я им говорил, что я устал.
Сам звёзды слушал целыми ночами.

Я слышал миллионы бубенцов,
Слушал, как звёзды с небом хохотали,
Знал, слышит Принц журчанье родников.
Всё точно так, как с ним мы обсуждали.

Но я тревожился, жалея об одном:
Когда нарисовал намордник для барашка,
Забыл снабдить его я ремешком.
Трагичной может быть моя промашка.

Принц на ночь Розу накрывает колпаком,
Конечно же, следит он за барашком,
Но все бываем мы рассеяны порой,
Тогда беда – все бубенцы заплачут.

Детям, кто Маленького Принца полюбил,
Как мне, совсем не безразлично:
Все мы хотим, чтобы цветок был жив,
Чтоб на планетке шли дела отлично.

Люблю печальный и красивый уголок,
Где появился и исчез пришелец.
Попав туда, Вы последите за звездой –
Любимым Принцем уголок Вселенной.

Если мальчишка с золотой копной волос,
Однажды повстречается в Сахаре,
Если смеясь, он не ответит на вопрос,
Кто он такой, Вы точно догадались.

И сообщите мне с Экзюпери,
Утешьте в нашей с ним печали.
Мы будем знать, что возвратился Принц.
Пишите так, чтоб взрослые не знали.

Запомните, что Принц всех Вас любил,
Хотя душа его принадлежала Розе,
Счастья желал Вам и советы подарил,
Чтоб дети были на него похожи.

                Принц и Вы
Люди по-разному живут:
Одни планету оседлают,
Другие коконы плетут,
Третьи нору предпочитают.

А кто-то  звёзды наблюдает,
Ждёт кашу манную с небес;
Тот песок ситом пропускает,
Надеется на злата блеск.

Есть тот, кто свысока взирает
На этот недостойный мир,
Только себя он уважает,
Как возгордившийся кумир.

Совсем другое дело дети,
Там правит любопытства дух:
Всегда, на всё ищут ответы
И понимают, кто их друг.

Не дружат с замкнутым пространством,
Умеют  сердцем прикипать
И отличаются упрямством,
Коль нужно истину познать.

Маленький Принц такой же мальчик,
Он  много посетил планет,
Приручив Лиса, догадался:
Ничего лучше дружбы нет.

Его планета – его мир,
Её любил он и лелеял,
Лишь когда Землю посетил,
Понял, всё правильно он делал.

У каждого из Вас своя планета,
Свои вулканы, розы и бурьян,
И за неё лишь только Вы в ответе,
Вы виноваты, если есть изъян.

На ней трудиться нужно постоянно,
Чистить вулканы, розу поливать,
Всегда срезать ростки у баобабов
И в часы отдыха закаты наблюдать.

И приручаться, и кого-то приручать,
Чтоб были вы нужны друг другу,
Розу единственной назвать,
И не стыдиться быть её прислугой.

Чтоб, как магнит,  планета вас тянула,
В компасе стрелка Вас не подвела,
Чтоб корни баобабов не рванули,
Хорошо  шли  друзей ваших дела.

Чтобы свою планету создавать,
Вам нужно со звездой определиться,
Она Вам путеводной должна стать,
С ней непременно нужно подружиться.

Звезду ту нужно сердцем выбирать,
По воле собственной, велению души.
Если её Вам кто-то хочет навязать,
То приручить её, чужую, не спеши.

Есть в жизни главная работа –
Того, кто рядом приручать:
Розу и Лиса, и пилота,
Стараться их не покидать.

Порой узнаешь, ты приручен,
После того, как потерял.
Не верь глазам и меньше слушай,
И  только сердцу доверяй.

                От автора
Я выражаю благодарность
Всем тем, кто сказку прочитал.
Но задаю вопрос формальный,
Какой герой любимым стал?

Король, торговец ли, фонарщик,
Географ, стрелочник, пилот,
Или с чужой планеты мальчик,
Что всем вопросы задаёт?

По нитке ль с каждого героя,
Чтобы, как радуга, сиять,
Взять всё хорошее. Плохое
В себе с корнями истреблять.

Ребята! Взрослым помогите,
Не дайте детство забывать.
От дел насущных отвлеките,
С  собой возьмите поиграть.

Друзья! Желаю вам успеха,
Умений между строк читать!
Чтение книги – не потеха,
Книга нас учит размышлять.
10.11.2016



















 
 


Рецензии