21. О писателях и писательстве
Писатель, как правило, странен и одинок. Само собой разумеется, что если кто-то странен и одинок, то это ещё не значит, что его можно назвать писателем. Но если ты писатель, то ты обязательно странен и одинок, даже если у тебя вполне благополучная жизнь, которая протекает на фоне множества разных людей – родных, друзей, приятелей, поклонников и т.д. Ведь для того, чтобы остаться писателем ( а сначала им нужно ещё стать), тебе придётся из бесконечной суеты, из собственной коммуникабельности ( а среди писателей гениев общения огромное число!) – из всего этого круговорота потребуется выпасть в творческое уединение, оказаться один на один с листком бумаги… Стать совершенно одиноким – в ином состоянии ничего толкового написать нельзя. Исключение составляет только соавторство, где «соавторы» настолько «попадают друг в друга» в энергетической фазе, что продукт их сотворчества можно рассматривать как общее дитя их вдохновения. Но соавторство (Ильф-Петров) – это для писательства исключение, а не норма. А норма – это как раз ненормальность одиночества. «Одиночество Творца» – вертится в голове у меня этот сюжет не первый день.
Человек запирается ( не в буквальном смысле, конечно) в своей комнате, теряет интерес ко всему, что не составляет предмет его мыслей, – и пишет, пишет, пишет… И пишет не потому, что он хочет заработать денег или прославиться ( единицам – удаётся, общей массе пишущих – нет), а именно потому, что не писать он не может. «В меня как будто бы вложена дискета», – говорит Виктория Токарева. А Дина Рубина признаётся: «Я родилась с каким-то тиком в руке, мне всё хотелось записывать…»
Для окружающих ( и близких, и в особенности самых близких, которые далеки от этой всепожирающей страсти) «писатель» представляет не только странность, но и неудобство. И пишет этот «писатель» зачастую не рассказы и повести, которые публикуются, а изводит бумагу на какие-то свои, никому не читаемые, «дневниковые записи». Поэтому я сейчас беру слово «писатель» в кавычки, вкладывая в него изрядную долю самоиронии.
Токарева – писатель, но и я, пишущая эти размышления в дневниковой форме, – тоже «писатель». Всё дело в разнице интонаций. Токарева – писатель ( слово произносится с интонацией, в которой только серьёзность и почтение). И я – писатель ( теперь слово произносится так, что в нём угадывается бронежилет из кавычек – самоирония). Писатель-… И после короткой, но многозначительной паузы следует добавка: графоман.
Графоман? Ну, уж это кому как повезёт перенести на бумагу тот словесный поток, который не даёт жить человеку нормально, «как все». Точнее тут речь идёт не о «везучести», а только о колоссальном трудолюбии при наличии способностей ( или таланта, или гениальности, но ко всему должно быть приложено колоссальное трудолюбие, ведь перенести на бумагу этот словесный поток можно только по букве, по строчке, по запятой). «Вот и чудим. Отвергнутые миром, с пером припали к третьему: к столу…» – кстати как раз вспомнилась строчка одного весёлого поэта, тоже, между прочим, одинокого в творчестве, о чём он и говорит в процитированной строке открытым текстом))))
А вот Улицкая в той встрече, которую я посмотрела, фактически поддержала таких «писателей-графоманов», пишущих дневники, все эти «тетрадки-от-мира-прятки». Да-да, она так и сказала, что письма и дневники – это бесценные вещи. Даже как будто призвала: «Пишите дневники и письма». И вот меня опять потянуло в глубину чистых листов. И опять забыты мои «твёрдые обещания» не изводить время, которого осталось так мало, на глупые графоманские записки, предназначенные в пищу Маленькому Огню… И я радуюсь, что могу слово за словом заполнять чистые листы то читательскими выписками из классиков и не-классиков, то просто размышлениями «маленького героя русской литературы», которым я себя давным-давно ощущаю.
Ушло, кстати, моё давнее смущение, что нельзя писать о себе. А все поэты-писатели, кстати, как раз и пишут о себе, даже если пишут не от первого лица и вообще о каком-то другом времени, далёком от их собственного. Но при этом на всё повествование, на чувства лирических героев накладываются штрихи личности автора. Его жизни, его впечатлений, его характера, его предпочтений и т.д.
Собственно говоря, что я сейчас хочу сказать? Писательство – это смелость. Смелость человека, не побоявшегося ради творчества, ради того словесного потока, который живёт внутри, вывернуть себя наизнанку. Смелость быть странным и одиноким. Смелость быть безумным, сумасшедшим, ибо от словесного потока в голове могут произойти настоящие «глюки»))) В буквальном смысле слОва, словА, скопившиеся в сознании писателя, могут снести ему крышу ( писатель он или графоман, это неважно, порой это одно и то же) ))) Так что лучше эти словА выпустить на свободу)))
Моя любовь к цитатам неистребима, поэтому я заканчиваю свои размышления выпиской из интервью Виктории Токаревой ( «Между прочим») : « Творец жалуется, хочет быть услышанным, хочет, чтобы его поняли, посочувствовали или просто услышали. Если бы Анна Каренина могла писать, она бы не бросилась под поезд. В ней скопились обиды, неудовлетворённости, она не могла их выбросить из себя, и всё это вылилось в депрессию. А писатель кидает свою депрессию на бумагу, – и всем хорошо. И ему самому, и читателю».
Свидетельство о публикации №216112401531
Алексей Курганов 24.11.2016 17:56 Заявить о нарушении
Валентина Яроцкая 24.11.2016 18:12 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 25.11.2016 10:35 Заявить о нарушении
Валентина Яроцкая 25.11.2016 11:56 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 25.11.2016 12:03 Заявить о нарушении
Валентина Яроцкая 25.11.2016 12:12 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 25.11.2016 14:46 Заявить о нарушении
А я уж по старинке буду этим словом пользоваться)))
Валентина Яроцкая 25.11.2016 16:19 Заявить о нарушении
Валентина Яроцкая 25.11.2016 16:32 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 26.11.2016 00:33 Заявить о нарушении