Наше детское время

 Памятник в селе Чаромское, Шекснинского района, Вологодской области бойцам Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни за наше Отечество.   




                Глава первая
                Наше детское время.


На нас, «детях войны», родившихся в 1941-1945 годах, время  оставило свою печать Великой Отечественной войны. Вот её-то мы, как предназначенный судьбою  крест, и пронесли по своей жизни. С самого рождения на своей шкуре испытали голод и холод, послевоенную разруху, нищету деревень и непролазную грязь нашего российского бездорожья. Родились мы в эпоху величия В.И Сталина, а жить и соображать начали  во времена его низвержения со всех пьедесталов. Первые лет десять–пятнадцать нашей жизни рядом с нами ещё жили и передвигались, кто на костылях, кто на самодельных деревянных  культяпках или   колясочках, безногие, безрукие, изувеченные войной настоящие герои. Они покидали сей  мир тихо, без всяких особых почестей, салютов и траурных лент, но в нашей  памяти проросли навсегда.
  Когда нам исполнилось по 9-10 лет, наравне со старшими, 40-х годов рождения, впряглись в тяжеленный и бесплатный колхозный труд: пахали, сеяли, косили, землю рыли. Но и пасмурным днем мы пытались разглядеть зарю восходящего солнца над нами. На наших глазах постепенно поднимались из руин вологодские деревни и села, началось строительство Череповецкого металлургического гиганта. Правда, в то же время, хлебородные ржаные, пшеничные и картофельные поля, по затее «нового кормчего» СССР Никиты Сергеевича Хрущева, засевались бесполезной для наших северных краев кукурузой, которой всю весну лакомились грачи и вороны. Но в то же время, тысячи комсомольцев со всей страны уехали на освоение целинных и залежных земель, чтобы накормить нас досыта хлебом
     К 1960 году в нашей чаромской округе началась электрификация деревень,   появилось радиовещание:
«Вдоль деревни от избы до избы,
Зашагали торопливые столбы.
Загудели, заиграли провода,
Мы такого не видали никогда…»

    Из радиоприемников к нам доносились московские новости ТАСС про то, как осенью 1956 года в Будапеште наши танки задавили восстание, которое поднять против  социалистического лагеря венгров надоумили американцы. Как известные советские писатели на весь крещеный и некрещеный мир изгалялись с высоких трибун над писателем  Борисом  Пастернаком. Услышали по радио и про Солженицына, но оставались не допущенными к его "Матрёнину двору" и «Одному дню Ивана Денисовича».
    К тому времени семья и школа, а также воспитание при колхозных дворах, трудом и кнутом, а изредка, по великим праздникам, конфетой с пряником, формировали   наше мировоззрение.
    Постепенно, с натугой, но «жить стало лучше, жить стало веселее».  В нашей Чаромской сельповской столовой на столах появился бесплатный  хлеб. Купи стакан чаю за одну копейку и ешь бутерброды с горчицей вдоволь.
     У нашего поколения стали появляться зиловские велосипеды «Прогресс». Их нам покупали родители на последние рубли, боясь потерять эти копейки  в ходе объявленной Хрущевым денежной реформы в 1961 году.
     В колхозах, после того как реорганизовали МТС (машинно-тракторные станции),  колесные трактора ХТЗ  (хрен товарищ заведешь)  начали заменять автомашинами и тракторами ДТ-54.
   На клич  Хрущева "Догнать и перегнать Америку по...", брошенный в советских рабочих и колхозников, народ сразу же откликнулся озорной частушкой:
«Мы Америку догнали
 по удоям молока,
 а по мясу приотстали —
член сломался у быка».
   Вот в такую историческую пору мы учились выживать на своей земле, несмотря на все тяготы  и недостаток сладкого для души и живота, в отличие от московских шестидесятников, родившихся во времена сталинских гулагов, и отогретых «хрущевской оттепелью».
   В своих деревнях мы как могли вникали в политическую струю жизни, а, раз "нам песня строить и жить помогает", на гулянках под гармошки напевали тезисы: 
«Наши спутник запустили,
Вышел на орбиту.
В него Лайку посадили,
А надо бы Никиту» (Хрущева)



   Мало кому из моих сверстников в смутные горбачевско-ельцинские времена могла взбрести подлая мыслишка «свалить из этой страны» в поисках заграничного рая, разве что самым отвязанным проходимцам-отморозкам.
   Хотя диссиденты не сами по себе заводятся, их порождают в «манежах» и шикарных столичных квартирах вожди всех мастей: диктаторы и волюнтаристы.
  Однако, в сухом остатке оставалось наше «совковое» большинство, плодами  трудов которого и по сей день продолжают пользоваться разнообразные захребетники государства российского.
   Мы же в ту пору сами выбирали свою дорогу жизни. И время у нас было всё же хорошее, и черемуха в наши вёсны так же цвела.
  Прошлое надо помнить, но не жить цепляясь за него.
   В 1959 году, аккурат в самый разгул хрущёвских преобразований, когда моим товарищам и мне пришло время вступать в ряды ВЛКСМ, территорию нашего Пришекснинского района присоединили  к Чёбсарскому району.
    До поселка Чёбсара  от поселка Шексна и обратно   можно было доехать на поезде, который следовал рано утром, а обратно, поздно вечером.  Другой путь от Чаромского в Чёбсару, протяженностью более 20 километров, проходил по лесной дороге- «протяжнику».  Трактора и машины по этой дороге ходили редко и  только  зимой или в сухой летний период.
http://www.proza.ru/2016/11/24/1561


Рецензии
Здравствуйте, Александр Григорьевич!
Все произведения у Вас значимые. Их всегда интересно читать. Они бередят душу. С Вашими героями переносимся во времени. С ними очень душевно, уютно и тепло.
Время, выпавшее на долю вам, детям, опалённым огнём войны, было тяжёлым. То «время оставило свою печать Великой Отечественной войны». Все тяготы, страхи царившей тогда жизни, «голод и холод, послевоенную разруху, нищету» пришлось испытать именно вам, детям войны. Вы были лишены счастливого беззаботного детства. Вам пришлось расстаться с ним. В этих трудностях вам, маленьким очевидцам тех лет, пришлось учиться «выживать на своей земле», выстоять наравне со взрослыми. Вы рано, несмотря на маленький возраст, «впряглись в тяжеленный и бесплатный колхозный труд».
Время закалило Ваш характер, сформировало мировоззрение, но оно не ожесточило Вашу душу. Ваше сердце, обожжённое войной, не очерствело.
Ветераны подарили нам мир и чистое небо, а вы, дети войны, нам, родившимся уже потом, – восстановленную жизнь, достаток и благополучие. Спасибо безмерное!!!
Остаётся дело за малым – сберечь и сохранить завоёванный мир, защитить мир от угроз войны! Но только почему это малое дело становится всё непосильнее?
Спасибо за дорогие воспоминания! Их не сотрёшь. Даже сейчас, читая о них, слышны детский плач и стоны, которые тогда нужно было сдерживать, и в сердце вонзается нож…
Спасибо, что дали испить из Вашего сосуда! Об этом надо знать!
Александр Григорьевич, Вы – всенародный любимый наш писатель! Вы – настоящий, с большой буквы Человек!
Спасибо Вам за всё!
Пусть Всевышний убережёт наших детей, внуков от всех ужасов, чтобы им не пришлось испытать ничего подобного, чтобы их жизни не оборвались раньше времени, чтобы им жилось беззаботно и счастливо, с мамами и папами, бабушками и дедушками, чтобы они строили мирное светлое будущее для человечества!
С Днём защитника Отечества Вас! Долгой мирной жизни, здоровья, любви, благополучия, семейного счастья!
С глубоким уважением и огромной благодарностью,

Ляляжан   23.02.2017 00:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте дорогая Ляляжан. Спасибо Вам за ваши добрые слова поздравления,наполненные теплом вашего сердца. Низкий поклон вам за ваш обстоятельный отзыв, который прямо вливается в ткань воспоминаний о жизни нашей в прошлом тысячелетии. С искренним уважением к Вам Александр.

Александр Жгутов   23.02.2017 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.