Порхающий Цветок в стране молчания

(Публикация романа в сокращённом виде).

Глава 1.

               
        Училище культуры. Отделение хореографии. Выпускной курс.

В учебном классе идёт занятие. Приоткрывается дверь, и заглядывает завуч:
– Людмила Константиновна, извините пожалуйста! – обращается она к преподавателю.  – Директор срочно вызывает Гришаеву.
По классу пробегает удивлённый шепоток: «Что такого наша тихоня натворила, если её вызывают на ковёр?»
Лиля Гришаева небольшого росточка, хрупкая и застенчивая студентка неуверенно встаёт со стула.
– Гришаева, давай поживей! – торопит её преподаватель. – Не задерживай людей.
Фраза, сказанная в рифму, вызывает дружный смех.
Но Лиле не до смеха. Она, тревожно посмотрев на завуча, отправляется в кабинет директора.

Иван Семёнович Маховица уже пятый год возглавляет учебное заведение. За крутой нрав он получил заслуженное прозвище «Маховик».
И вот Лиля стоит перед этим плотным и всегда взъерошенным Маховиком. Он что-то читает, подписывает, опять читает. Наконец, поднимает голову и сосредоточено всматривается в девушку, как будто хочет пронзить её строгим директорским взглядом. Затем его взгляд смягчается, и он великодушно предлагает:
– Садись.
Лиля робко приседает на край стула, судорожно пытаясь сообразить – что ему от неё надо?
– Кх...кх... – откашливается Маховик. - Гришаева... Лиля, я посмотрел твои документы, поговорил с преподавателями… Тебя характеризуют с самой лучшей стороны: ответственная, серьёзная, исполнительная... Отличница! Поэтому ты будешь проходить государственную практику в Обществе глухонемых… – и, заметив, как у девушки округлились глаза, торопится добавить:
– Это социальный заказ! Обсуждению не подлежит.
– Но… я понятия не имею, как работать с глухонемыми! – она чувствует, как ладони покрываются испариной.
– Но тебе же придётся не песни с ними учить, – отшучивается директор, - а танцевать. Ты показываешь движения, а они повторяют. Что тут сложного? Говорят, у них хорошая зрительная память. Ребята там смышлёные, есть сурдопереводчик. Справишься! «3 декабря – День инвалидов». У них будет праздничный концерт, надо подготовить несколько танцевальных номеров...
         Лиля возвращается в учебный класс, ничего не видя перед собой. В висках тревожно пульсирует мысль: «Всего месяц! Да это почти ничего! Как за месяц можно успеть научить танцевать глухонемых, да ещё и поставить несколько номеров?! Это же нереально!»


Глава 2.

            
Председатель Общества глухонемых и по совместительству сурдопереводчик – пожилая женщина с хитрыми бегающими глазками, приметив вошедшую в кабинет практикантку, рассыпалась в комплиментах:
– Наслышаны-наслышаны… Для нас огромная честь, что нашим преподавателем будет лучшая студентка училища. Вы уж постарайтесь, Лилия Геннадьевна, а мы вас в обиде не оставим! Наша молодёжь уже собралась в актовом зале, вас ждут с нетерпением. Можете взять мою магнитолу, - и протянула девушке музыкальную установку.
Лиля, обхватив руками довольно тяжёлую аппаратуру, с ужасом воскликнула:
– А вы?! Я не пойду одна! Как я буду общаться с ними?
– Ой, да что ты так испугалась, девонька? – ласково промурлыкала председатель, быстро переходя на «ты». – Они же по губам читать умеют. Среди них есть и слабослышащие – вот они тебе и будут переводить жесты. А мне, знаешь ли, некогда. Работы невпроворот…

Лиля неуверенно входит в актовый зал. «Спокойно! Только без паники», – пытается она угомонить бешено колотящееся сердце. Быстрым взглядом окидывает окружающую обстановку: стулья аккуратными рядами стоят вдоль стен, освободив место для танцев; деревянный пол чисто вымыт, а в углу сидит группа молодых девушек и парней. Они, жестикулируя, что-то обсуждают, но, заметив вошедшую, поворачивают головы и начинают насторожено её разглядывать.

Поставив магнитофон на стол, девушка в нерешительности замерла на месте. Что-то было в их взгляде напряжённое, но - что? Недоверие? Любопытство? Лилю в Управлении социальной защиты предупредили, что глухонемые люди – закрытые, и в свой мир не впускают слышащих. К ним надо подобрать ключик.
– Здравствуйте! – твёрдо произнесла она, стараясь активно артикулировать ртом, зная, что они умеют читать по губам. – Среди вас есть слышащие и умеющие говорить?
Со стула торопливо встала совсем юная девушка, почти подросток, и, издавая сдавленные гортанные звуки, произнесла:
– Я немного слышу... Меня зовут Галей... Вы говорите, а я буду переводить.
– Хорошо, – выдохнула практикантка и представилась. – Я Лилия Геннадьевна... – и тут же осеклась.
Галя, используя азбуку пальцев, быстро перевела её имя по буквам. Вдруг все оживились, послышался смех, и кто-то из шутников поднял руки, показывая кувшинку.
– Вы не обращайте внимания, – поторопилась её успокоить девушка. – Их удивило ваше имя... Лилия – это же цветок.
Лиля усмехнулась:
– Да, я цветок! Но только танцующий.
Она подошла к магнитоле и вставила свой диск. Щелчок! И по залу разлилась чарующая мелодия... Музыка нужна была не аудитории, а ей. Лиля любила импровизировать и, поднявшись на полупальцы, поплыла по залу.

Жесты, мимика, пластика – вот тот язык, который является общим: как для танцора, так и для глухонемого. Она это поняла, почувствовала интуитивно, и старалась через телодвижения рассказать этим ребятам из страны молчания, как прекрасно может человеческое тело передавать чувства и эмоции, каким оно может быть пластичным, лёгким, гибким, а самое главное – выразительным. Каждое движение несёт свою смысловую нагрузку, и через танец можно сказать намного больше, чем словами...
Лиля, подхваченная музыкой: то кружится, превращаясь в вихрь; то, взмахнув руками, как крыльями, взлетает птицей; то растекается морем, и по всему её телу пробегают волны; то неожиданно замирает тонким стебельком, и руки, собранные в бутон, плавно раскрываются, как нежный цветок; то вдруг пальцы, прикоснувшись к груди, ритмично начинают сжиматься и разжиматься, изображая трепетное биение сердца… 
Пластика рук, грация, гибкий стан и сочетание различных танцевальных движений – всё это переплелось в замысловатый узор, который можно было бы сравнить с ажурным плетением. Это была настоящая магия танца! Зрители замерли в оцепенении.
Музыка закончилась. Лиля, стараясь скорее отдышаться, подошла к магнитофону и нажала на кнопку «Пауза». Все смотрели на учителя с восхищением. Затем оживились и начали энергично жестикулировать, желая ей что-то сказать.
– Они спрашивают: «А вы нас научите так же красиво танцевать?» – перевела Галина.
– Конечно! – кивнула начинающий хореограф. – Но работать придётся до седьмого пота, – и провела кончиком указательного пальца от виска к шее, изображая текущий пот.


Глава 3.

          
         Лиля спешит на репетицию и не замечает, что перебегает улицу на красный свет. Она сама до конца не понимает, почему так взволнованно бьётся сердце? Что так влечёт и заставляет её торопиться к людям, которые совсем недавно были ей чужими? Почему душа так рвётся туда, где она, будучи студенткой, проходит практику? «Да при чём здесь практика? – усмехается ей вдогонку осеннее солнце. - Ты сегодня опять увидишь... его».

Их было нечётное число: семь девушек и восемь парней. И когда Лиля предложила им разбиться по парам для разучивания бального танца, то в одиночестве остался Евгений: коротко стриженный, спортивного телосложения, высокий юноша с серьёзными тёмно-серыми глазами.
Лиле приходилось вставать с ним в пару. Он её выше на целую голову. Чтобы не выглядеть коротышкой рядом с рослым партнёром, она сбрасывала с ног чешки и надевала полусапожки на высоком каблуке.
Женя осторожно брал девушку за руку, и её миниатюрная ладошка утопала в его большой и тёплой ладони. А другая его рука обхватывала её талию. Каждый раз при его прикосновении Лиля ощущала электрический разряд, который пробегал по всему телу от макушки до пят. От парня веяло такой мощной мужской энергетикой, такой спокойной уверенностью и таким обаянием, что ей приходилось прилагать немало усилий, чтобы противостоять этой силе притяжения... противостоять и устоять.

И вот она ведёт его в танце, стараясь двигаться в такт музыки: «Ииии - поднялись на носочки. Раз-два-три. Поворот! Раз-два-три. Поддержка!», а он всё время смотрит на её губы. Этот пристальный взгляд красивого, хорошо слаженного и серьёзного парня её смущает. «Вот зачем он так смотрит?! Что его так привлекает в моих губах?.. – мучительно пытается она понять. - Ах да!.. Я же отсчитываю ритм, а он читает по губам. Никак не могу привыкнуть к такой особенности общения», – смущается Лиля. 
От близости разгорячённых тел, и от взгляда молодого мужчины, проникающего в самую глубину души, мысли путаются, и она никак не может сосредоточиться. Но надо взять себя в руки, - ни он, ни другие ребята не должны догадываться, что с ней происходит...
Чтобы переключить внимание на других танцоров, Лиля, воспользовавшись небольшими перерывами, заинтересованно их спрашивает:
- А как будет по вашему «танцевать»? «Работать»? «Лодырь»? «Семья»?
Ребята показывают, а она повторяет, часто путая пальцами одно с другим или допуская какую-то неточность, что искажает смысл сказанного. Это всегда вызывает дружный смех. Им явно импонирует её горячее желание научиться разговаривать на языке жестов.
Но как бы старательно ни училась Лиля понимать новых друзей, а проникнуть в незнакомый для неё мир ей до конца не удавалось. И не удивительно! Что знала молодая и физически здоровая девушка о стране молчания?


Глава 4.


        Евгений, будучи уже зрелым молодым человеком двадцати одного года, ещё не познал женщину. Его горячее и жаждущее любви сердце не смог завоевать ни один женский взгляд. Там - в этих голубых, карих, синих – с подводками или без – красивых женских глазах он не видел душу. Были только: хищный блеск или лукавство, были злость или насмешки. В их глазах можно было увидеть всё, но только не то, что нужно ему: понимание, любовь и нежность. Молодой парень даже не догадывался, каким магнетизмом он владел, какую огромную мощь имела его неизрасходованная мужская энергия...

В раннем детстве ему сильно доставалось от девчонок. Они, не понимая, что этот обаятельный мальчишка не слышит их, старались больнее ударить, чтобы привлечь к себе его внимание, или говорили ему что-то плохое. Он не слышал, что именно, но видел, как лицо говорящего искажалось злой гримасой. А, научившись читать по губам, он (в такие моменты, когда в его адрес летели оскорбления) старался отворачиваться, чтобы не воспринимать этих омерзительных слов. Эти беззвучные слова жалят и наносят нестерпимую боль не хуже, чем змеи.
Женя никогда не мог понять: почему слышащие люди такие злые и жестокие? Зачем они жалят друг друга словами? Что не хватает людям, не знающим, что такое инвалидность? Они же могут слышать музыку. А они её слышат? Они же могут видеть звёздное ночное небо. А они его видят? Они же могут петь, общаться, разговаривать. А они поют, общаются? Что мешает физически здоровым людям быть счастливыми? Ведь у них есть всё для счастья! Чего им не хватает?

У него с рождения не было слуха, но его сердце не было глухим. Он под красивыми масками видел истинную сущность человека. Вот эта сущность и пугала его, делала замкнутым и нелюдимым...
И вдруг в его жизни появился этот порхающий цветок – Лилия. Её улыбка, глаза и маленькая ладошка в его руке были трепетными и живыми. Он с нестерпимой жадностью смотрел на неё, как утомлённый путник, мечтая о свежем глотке воды, смотрит на живой источник, не имея возможности утолить из него жажду.
Парень чувствовал, какая огромная пропасть лежит между ними. Она красивая, лёгкая, гибкая, умная, светлая, – как ангел, сошедший с небес. А он – «глухарь», «урод», «ошибка природы», именно так его называли с детских лет. Что может их связывать? Какие у него есть шансы на взаимность? Никаких!
Эта обречённость приносила ему такую боль, что хотелось бежать от этого живого и нежного цветка, как можно дальше, но…  и без неё он уже тоже не мог. Её образ везде и всюду преследовал его: на работе, дома, на улице. И он вечером прибегал в Клуб, с нетерпением ожидая, когда откроется дверь, и впорхнёт она – его лилия, свежая, источающая аромат утренней росы и ветра, с большими сверкающими глазами и радостной улыбкой. Она поприветствует всех рукой, положив её себе на грудь, что означает: «Приветствую вас от всего сердца».
У неё это так необычно и забавно получается, что на душе сразу становится тепло и хорошо, словно он увидел бесконечно родного и близкого человека. «Лилька моя…  Она не такая, как все. Она настоящая», – улыбается про себя парень и отворачивается, чтобы никто не заметил, как засветились радостью его глаза.
С его лёгкой руки (в буквальном смысле слова) в Обществе глухонемых Лилию стали называть «Порхающий Цветок».


Глава 5.

   
           Лиля догадывалась о чувствах Евгения, поэтому пребывала в полной растерянности. Её душу разрывала щемящая жалость к парню. «Как я ему скажу, что у нас нет будущего? Как ему объяснить, что тот мир, в котором я живу, никогда не примет его?». Но внутренний голос нашёптывал: «Сказать-то можно всё, а как вырвать из сердца этого неотразимого сероглазого молчуна?»

Она чувствовала, что с каждым днём увязает в своих чувствах к нему всё больше и больше. И девушка, собравшись с духом, всё-таки решила рассказать родителям о парне из Общества глухонемых и о своих чувствах к нему. Как и ожидалось, разразился нешуточный скандал.
– Ты что, хочешь выйти за него замуж и нарожать глухих детей? – кричала мать, хватаясь за сердце. – Ей богу, ты сведёшь меня в могилу.
Отец, нахмурив брови, пытался вразумить дочь:
– Тебе сейчас не о мальчиках надо думать, а об институте. Тебя ждёт блестящее будущее: высшее образование, интересная работа, зарубежные гастроли. Ты с детских лет занималась танцами. Для чего? Чтобы выйти замуж за глухого и поставить на себе крест?
Но больше всего возмущался старший брат, который считал её совсем ещё маленькой и глупой:
– Ты будешь принадлежать только ему. Понимаешь? Он тебя от себя никуда не отпустит! Ты станешь ему сиделкой и поводырём.
– Тебе-то какое дело? – огрызнулась Лиля. У неё уже не было сил противостоять напору своих родных.
– Да мне жалко тебя – дурочку. Я же твой брат, и желаю тебе добра.
Девушка не на шутку встревожилась: «А если он прав? Если и в самом деле всё будет именно так, как говорят родные? Тогда прощай институт, прощайте гастроли, прощай любимая профессия. И всё-таки, может поговорить с ним? Надо как-то объясниться. Возможно, всё не так страшно, как мне кажется...»
         
После репетиции Лиля, попрощавшись со своими учениками, кивнула Евгению, давая знак следовать за ней. Парень быстро собрался и выскочил на улицу. Они шли, думая каждый о своём: она - с чего начать, а он пытался понять, что ему хотят сказать. Наконец, Лиля повернулась к нему лицом… «Нет, здесь нужны не слова», –  промелькнула мысль.
Она тихонько ткнула пальцем ему в грудь и ласково провела рукой по его плечу: «Ты хороший». Он взял её руку и прижал к своей груди: «Ты в моём сердце». Лиля указала пальцем на него, потом на себя, и развела руки в стороны, говоря без слов: «Мы не можем быть вместе». Его правая бровь поднялась кверху: «Почему?»
Используя артикуляцию рта и жесты, она сказала:
– Я скоро уеду. И мы навсегда расстанемся. Ты должен меня забыть!
Он осторожно обхватил её лицо руками и заглянул в глаза. «Я люблю тебя. Люблю больше жизни», – прочла она в его взгляде.
– Женя, мы из разных миров. Твой мир не примет меня, а мой мир – тебя. Ты не должен мечтать о невозможном!
Парень замотал головой, не желая верить в то, что она говорит, и, схватив её за плечи, начал трясти. Из его гортани вырвались глухие клокочущие звуки, а в глазах  читалось отчаяние: «Не отказывайся от меня! Прошу тебя: не отказывайся!»
Лиля, сдерживая слёзы, мотнула головой:
– У нас нет будущего, пойми...

Долго и сосредоточено смотрел Евгений на губы дорогой ему девушки, не веря, не желая верить, что она говорит это искренне. Может быть, он не так прочёл по губам? Но нет! В её глазах ощущалось твёрдое: «Нет!»
         Наконец, он всё понял. Она отказывается от него! Он ей не нужен! Его лицо нахмурилось, глаза потемнели, а челюсти сжались так, что на скулах заиграли желваки. Евгений, с укором взглянув на неё, развернулся и быстрым шагом стал удаляться. В его чрезмерно прямой спине и уверенной походке ощущалось желание скрыть то, что он сейчас чувствует. Он – сильный, взрослый мужчина, ему нельзя плакать. Она не должна догадываться, как ему сейчас нестерпимо больно...
           Лиля, чувствуя, как защипало глаза, сквозь слёзы смотрела вслед уходящему парню. Как вдруг он сделал прыжок в сторону пятиэтажного дома и, ловко подскочив, зацепился за пожарную лестницу, высоко прикреплённую над землёй. Подтянувшись на руках, он забросил ногу на первую планку, и стал проворно подниматься наверх:
– Женя! Нет!!! – Лиля всё поняла. Но как остановить его? Он же ничего не слышит.
– Женя! Остановись! Не надо этого делать! – разрывал тишину её голос.
Но парень карабкался по лестнице всё выше и выше: уже третий этаж… четвёртый… пятый. И вот он уже на козырьке крыши.
Лиля бегала внизу и размахивала руками, пытаясь привлечь к себе его внимание. Но парень смотрел на небо. Казалось, что он в последний момент хотел понять: что его ждёт там?
– Женя!!! – эхом отдавался отчаянный крик девушки.
Он подошёл к самому краю, продолжая смотреть на небо, распахнул руки, как птица крылья, и ринулся вниз. Он прыгнул так спокойно и красиво, как это делает прыгун с десятиметровой вышки.
– Неееееет!!! – истошно закричала Лиля.
Девушка в оцепенении застыла, не в силах оторвать глаз от падения ставшего ей дорогим человека. Всё происходило, как в замедленном фильме: вот он плавно взмахивает руками... вот, спружинив ногами, отталкивается от кромки крыши... вот он взлетает, прогнувшись назад... а затем падает, как подстреленная птица... от сопротивления воздуха его начинает разворачивать вниз головой... и он неотвратимо всё ближе и ближе к земле...

Глухой удар упавшего тела, взорвал её мозг. Она почувствовала, как в висках что-то лопнуло и растеклось раскалённой плазмой. Сквозь пелену Лиля увидела, как его голова вздёрнулась, и побежала тёмная струйка крови. Молодой, полный сил и любви парень затих у её ног, словно умерший подранок.
Она стояла, с удивлением наблюдая, как на асфальте увеличивалась багровая лужа, и пыталась понять: почему так тихо? Подбегают люди, они что-то её спрашивают… но у них беззвучно шевелятся губы. Вот бесшумно подъезжает машина… не слышно ни мотора, ни шуршания шин. Какая странная тишина! «Что это? Почему?» 

Лиля присела на корточки и заглянула в открытые глаза неподвижно лежащего друга.  На его лице застыла улыбка. Он как будто хотел ей сказать: «Всё хорошо. Не горюй, мой Порхающий Цветок! Ты теперь вместе с нами – в стране молчания»...


Рецензии
Такая бездна глубоких чувств - пропасть,
такое сплетение и переплетение эмоций - торнадо,
такая безысходная боль, что автор не выдержала и всё перечеркнула
одним мазком кисти,
обмакнув её в чёрное.
А кто выдержит?!

Натали Соколовская   24.10.2022 08:28     Заявить о нарушении
Да, только автором этого сюжета является сам Уильям Шекспир.:) Помните, чем закончилась любовь Ромео и Джульетты? Вот и здесь что-то подобное.
Спасибо, Наташенька, что заглянули на огонёк. Удачи Вам!

Лариса Евсикова   24.10.2022 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.