Осеннее поминовение усопших

Пятого ноября 2016 года в православных храмах совершалось осеннее поминовение усопших, которое называется Дмитровской родительской субботой. В западном мире оно называется хэллоуином и отмечается в ночь с 31 октября на первое ноября, в других странах тоже есть такие поминальные дни.


В Белоруссии осеннее поминовение называется Дзяды (Деды), в Литве – Осенины или Дедины, у латышей – Велли, в честь богини Веллоны, а в Вятской, Ярославской, Нижегородской и Костромской областях – Дединами. Осеннее поминовение усопших стоит симметрично весеннему поминовению, известному как Радуница и Троицына родительская суббота.


Древний кельтский праздник хэллоуин тихо завоевывает российские просторы, но ограничивается светской его стороной, не неся никакой религиозной нагрузки. В отличие от него Дмитровская поминальная суббота тесно связана с религиозными праздниками.


Многие, особенно люди церковные, осуждают такое заимствование, но я не вижу в этом никакого криминала, т.к. и Новый год с его елочками, игрушками и подарками тоже когда-то принес Петр I с запада. Но сегодня будем говорить о наших традициях осеннего поминовения усопших.


Имя осенним поминкам по усопшим предкам и убиенным воинам дано в честь победы Дмитрия Донского над монголо-татарами на поле Куликовом, известное как Мамаево побоище. Установлено оно по совету преподобного Сергия Радонежского, к которому сразу после победы отправился Дмитрий Донской.


Как и накануне битвы старец благословил князя, так и сейчас он отслужил молебен по всем убиенным и посоветовал совершать такие молебны и панихиды впредь в субботы  перед празднованием дня памяти  храброго воина Дмитрия из Солуни, который отмечается восьмого ноября (26 октября по с.с.). И поминать в этот день не только воинов, падших на поле Куликовом, но и вообще всех павшие за Отечество наше.


В истории России это было первое Вселенское поминовение по убиенным воинам, но не последнее. В XVI  веке Иоанн Грозный в 1547 году,  после похода на Казань, обернувшегося большими потерями, также повелел совершать поминовение по всем убиенным в этом походе  воинам. В нем погибло очень много, т.к. сначала зима выдалась лютой и люди застывали от холода.


А потом наступила оттепель, лед не выдерживал груза тел и ломался. Войско тонуло в реке на глазах у Ивана Грозного. После этого похода Государь постановил составить поминальные списки (синодики) всех погибших воинов, петь по ним панихиды и служить литургии каждую сыропустную субботу, перед прощеным воскресеньем. Сейчас это Вселенское поминовение перенесено на мясопустную субботу.


Одновременно Иван Грозный  повелел Кирилло-Белозерской обители поминать всех убиенных в походе воинов ежедневно, а в своем духовном завещании всем церквям завещал неотступно поминать не только воинов, но и всех предков, родителей и прародителей, т.к. от этого их душам делается легче, а поминающим посылается благодать и Царствие Небесное.


После Ивана Грозного день поминовения погибших воинов устанавливает царевна Софья - на этот раз в память о погибших воинах в неудачном походе ее фаворита Василия Голицына против крымских татар (1686 г.). Тогда погибло белее двухсот тысяч воинов: татары встретили русское войско степными пожарами, в которых погиб весь корм для лошадей.


И тоже были составлены поминальные синодики, по которым во всех соборных храмах и монастырях служились панихиды и литургии. Несмотря на неудачу, своего любимого фаворита Василия Голицына царевна Софья объявила храбрым воином. Но неудача в конечном итоге стоила ей царской короны, а Василию Голицыну – свободы: его сослали вместе со всей семьей на север, в Архангельскую губернию.


Екатерина II тоже установила свой поминальный день в честь убиенных воинов - одиннадцатого сентября, в день памяти усекновения главы Предтечи и  Крестителя. И уже в наши дни Священный Синод установил еще одну Вселенскую родительскую субботу - в день Победы, 9 мая.


В народе говорят, что с наступлением дедовой недели – Дмитровской – родители, наконец, получают отдых, имея в виду, что при наступлении осенней оттепели и им становится теплее, а когда наступают холода и подмораживает, усопшие начинают нуждаться в согревающих их поминальных трапезах. Отсюда - традиция жечь на могилах предков костры.


Осеннее поминовение дедов и воинов – одно из важнейших. В это время готовятся, как и всегда в поминальные дни, кутья, кисель, блины, пироги, пиво, которые считались обязательными блюдами в эти дни. Некоторые не ограничивались только этим, а варили яйца всмятку и молочную кашу, пекли калачи. После поминальной панихиды народ посещал кладбища и там устраивал поминальные трапезы, уверенные, что ее разделяют с ними и все усопшие.


И сегодня многие, приходя на могилы, следуют этой народной традиции, считая грехом, если не попировать над прахом. При этом обязательно следует вспомнить добрые качества усопших, похвалить их храбрость и другие добродетели, а потом   начать трапезничать и пить за упокой с причитанями: «Святые родители! Приходите к нам хлеба-соли откушать».


Когда трапеза заканчивалась, извинялись: «Вы видите, наши родители, и не удивляйтесь: что имеем, то и несём». Почитается за грех, если кто не почтит память родителей поминальным кушаньем. Испив вина, забывают печаль и начинают веселье и разговоры. Именно этот обычай увековечен в поговорке:
«Начинают за упокой, а кончают за радость».


В эти дни особенно щедро угощают церковнослужителей, отчего пошла другая поговорка: «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота».


И хотя церковные постановления строго запрещают гульбища и трапезы на могилах, языческие традиции, связанные как с осенним поминовением усопших, так и с весенним, неискоренимы.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/pominovenie-usopshix/


Рецензии