Батраз. Болотный меч

Мечи делалил из разного типа руды. Одним из наиболее распространённых способов, который впоследствии (до XVII в.) использовался даже в тайге, было изготовление оружия из “болотного“ железа. Торфяные болота являются сокровищницей железных руд, скапливающихся в толщине болотных отложений. “Болотные руды“ из-за своей выдержанности под водой обладают определённым химическим составом из-за окружающей среды. Эта руда  отличается от руды, добываемой в обычных условиях. “Болотные руды“ обогащены железом, воду вокруг себя они тоже окрашивают в бурый цвет, цвет разбавленной венозной крови. Мечи из такого “болотного“ железа очень высокого качества.

Среди артефактов тоже встречается оружие из “болотного“ железа. Так,  меч из “болотного“ железа был сакральным оружием нартов. Согласно нартским и осетинским легендам, носителем такого артефакта был легендарный богатырь Батраз. Отец Батраза – нарт Хамыц, мать – из рода Бицента, племени Донбеттыров . Видимо, именно племени Донбеттыров  принадлежал артефакт, которым впоследствии  владел Батраз, топя его в нартской крови. Зооморфным символом этого племени была лягушка. Отец Батраза, Хамыц, согласно сказаниям, женится на лягушке, которая на ночь сбрасывает свою лягушачью кожу и превращается в прекрасную молодую женщину, деятельную и умелую. Жена Хамыца, подобно Царевне-Лягушке из русских сказок, кроит и шьёт одежду, рукодельничает ночью, а утром опять надевает свою лягушачью кожу .  Само имя Батраза связано с зооморфизмом лягушки – ;;;;;;;;.   Подобно многим семитским племенам, к которым относится зооморфизм лягушки, Батраз переходит в род матери, наследуя её артефакт. Он мстит нартам за нанесённое ей оскорбление. Вторая вина нартов перед Батразом – убийство ими его отца – Хамыца.

В Ригведе, гимне, посвящённом лягушке, говорится о её связи с богом грозы Парджаньей , о пробуждении её во время грозы. С грозой связана не только вся история Батраза, но и его меча. В эпосах о Батразе просвечивают скорее отрицательные функции, связанные с зооморфизмом лягушки, это отношение с хтоническому миру, мору, смерти и морю. Это образ оскорблённой лягушки, лягушки, не умеющей прощать, и с грозным “болотным“ артефактом, карающей своих обидчиков. В эпосе сам Батраз становится этим мечом, меч – его тело, а его обида это клинок. Вместе со своим мечом Батраз проходит все стадии его изготовления и закалки. Руда, из которой изготовлен меч Батраза, находится в глине в виде шариков  до 1 см , и своим видом очень напоминает икру .  В эпосе очень часто путается сакральное оружие с его носителем, и очень часто, говоря о Батразе, говоришь о его мече , они неразделимы. В рождении Батраза угадывается первое появление на свет меча. Брошенный из-за обиды на нартов матерью , выношенный отцом  Батраз рождается с помощью своей тётки Сатаны . Сатана  на семиярусной башне ставит большой “стальной“ нож. По ярусам башни  вниз ставит семь котлов. После этого Сатана “стальным“ ножом вспарывает опухоль на спине Хамыца. Возможно, руду для изготовления мечей зашивали в шкуры (меха) и определенное время держали в болоте, потом в этих же емкостях подготовленная руда вынималась. Батраз рождается сразу со стальным телом  и, подобно пламенному смерчу, проносится вниз через семь котлов и уходит по колено в землю. Он вопит, требуя воды. Так в мифологическом коде  зафиксировано первое появление на свет “болотного“ меча.  Видимо, на вершине этой башни находилась кузня, откуда расплавленная руда сливалась в котлы с водой, заканчивалось это зарыванием в землю получившегося сырья и, опять же, заливание его водой. После своего появления на свет Батраз долго не проявляет себя. Подобно невзрачному куску железа он лежит у печи, присыпанный золой , ничем не привлекая к себе внимания. После убийства его отца поведение Батраза резко меняется. Он превращается в карающий нартов меч.  Согласно сказаниям, первую закалку он проходит в горниле небесного кузнеца Курдалагона . Подобно Параджанье из Ригведы, Батраз появляется в сопровождении грома и молнии. Образ его архаичен и слабо персонифицирован. Но в отличие от Параджаньи, Батраз лишает нартов питания. После его рождения нартов преследуют неурожаи. Нарты и их жёны погибают от огненного дыхания Батраза.

Под страхом смерти Батраз требует выкуп за своего отца. Это шёлковые ткани, пеплом которых нарты должны наполнить сапоги Хамыца, а Батраз, подобно урагану, развеивает этот пепел. Нарты не могут выполнить его задание, и он рубит их мечом. Поит свой меч в крови нартов, оскорбивших его мать и убивших его отца.  “Когда от бесчисленного войска Нартов осталась лишь горстка людей, Батраз приказал им соорудить ему огромную кузницу с горном. Они взгромоздили на неё сто возов выжженных древесных углей и поставили по шесть мехов в каждом углу. После того, как разогрелся огонь, Батраз бросился в костёр, накалился и, когда решил, что пришло время, приказал Нартам бросить его в море. Они бросили его, море сильно забурлило. Когда Батраз вышел из воды, его тело было уже булатным , и он снова начал истреблять несчастных Нартов “. То есть, новую закалку он проходит, будучи в крови врага, чтобы пропитаться и сродниться с этой кровью. Формы меча, относящегося к культу Батраза нет, возможно, что такой меч невозможно дифференцировать от других железных мечей Закавказья, возможно, он утерян. Но более вероятно, что не было чёткой формы, определяющей это сакральное оружие. Во всех эпосах, связанных с мечом Батраза, говорится только то, что он тяжёлый и большой. Весь эпос посвящён самой ковке этого меча, его жестокости к любому врагу, незнанию жалости и жажде крови. Всё это эпитеты самого меча. Возможно, Батразом назывался сам ритуал ковки этих сакральных мечей из “болотного железа“.

Для того, чтобы принять смерть, Батраз должен лишиться меча, меч должен умереть первым. В качестве сакрального оружия, согласно древней магии, меч несет в себе “внешнюю душу“ своего носителя. Нарты с трудом могут сдвинуть, тяжёлый для них меч, но после просьб  самого Батраза отпустить его, дать умереть, они всё же сбрасывают меч в море, и Чёрное море стало красным от крови нартов, которую впитал в себя этот меч, говорит предание. “Осетины верят, что меч находится там до сего времени, и, когда на западе начинает сверкать молния, осетины приписывают это блеску меча Батраза, выбрасывающего себя из моря на небо для истребления нечистых сил и чертей“ – писал в 1876 году Гацир Шанаев.

В позднейших сказаниях Батраз становится богоборцем. Он вступает в борьбу не только с демонами, великанами, но и ангелами. Батраз убивает семь Элиата (святые ильи) семь мыкалгабырта (“михаилы-гавримлы“?); сына Покровителя зерновых Бурхора-Али (“Али жёлтого зерна“), но с огромным количеством ангелов он не может справиться. В этом позднем сказании о Батразе-богоборце Батраз бросается на меч. Не в силах противостоять христианству и отстоять старые языческие культы, Батраз погибает. Эта легенда относится к XI веку. Возможно, именно тогда был в последний раз поднят артефакт Батраза, а самоубийство Батраза – это  ритуальная смерть жреца-носителя меча, свойственная культуре всех сакральных мечей. При этом ритуале проигравший жрец (либо жрец, в чьих руках был переломлен меч в бою), чтобы не покориться и сохранить свою честь (а также дать возможность оружию возродиться и не умереть культу) переламывал меч и убивал обломком себя, давая мечу свою кровь как последнюю жертву. Но богоборство Батраза, видимо, позднее наслоение других культур, не связанных ни с зооморфизмом лягушки, ни с “болотным железом“

----------------
  Качество оружия из “болотного“ железа было очень велико, Россия XVII века при всём своём металлургическом производстве закупала клинки из “болотного“ железа в таёжных поселениях на Оби. Это были высокоценные клинки. Об этом пишут И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев, А.И.Соловьёв, в “Легенды и были таёжного края“, Новосибирск, 1989 г., с. 13.  В то же время, по своей обогащённости это руда самого низкого уровня.
  Ж.Дюмезиль, “Скифы и Нарты“, М., 1990 г.
  Духи воды
  КГ. С. 173-177; ЛН, № 11.
  Ригведа, VII. 103.
  По своей форме шарики руды напоминают лягушачью икру. 5-6 мм самый распространённый размер этой руды. Могут встречаться в пленочке из вивианита, имеющей форму  пластинок.
  Шарики руды бывают двух цветов, образовавшаяся руда из тела моллюска – керменит – зелёная, из раковины моллюска – вивианит – голубая.
  Оолитовое стяжение железа.
  Меч, рождённый при оолитовом стяжении железа, имеет коричневый цвет.
  В одном из вариантов мифа, нарты упрекают её в невысоком росте, в другом же её нард Сардон, в образе лягушки показывает всем нартам и начинает глумиться.
  При расставании с Хамыцем, лягушка, видя, что не может доносить сына, своим дыханием перебрасывает зародыш между лапотками нарта. Видимо, зооморфным символом  племени Денбеттыров служил вид лягушки, где самец донашивает на себе икру, воспитывает головастиков и маленьких лягушат.
  Муж Сатаны Урызмаг, брат Хамыца и Сатаны, здесь мы видим зороастрийское влияние обряда хваэтвадата, то есть брака по ближайшему родству. Само имя мужа Сатаны Урызмаг имеёт отклик с древнеиранским племенем магу (маги – по-гречески магой), жреческого племени,  бывшего при мидянах и персах священнослужителями. М.Бойс, “Зороастрийцы. Верования и обычаи“, М., 1988 г., с. 61.
  Сатана – видимо, имя женщины шамана в осетино-нартской, адыгейской, ингушской культурах.
  Здесь видно влияние вавилонских зикуратов.
  ЛН, № 11-в, с. 51-52; Дз. Шанаев, ССКГ, 5,2, 1987 г., с. 27-32. стальное тело здесь скорее эпитет.
  Мифология – предание, сказание о сотворении мира и человека, а также о деяниях древних культур. К числу древнейших мифов принадлежат сказания о животных. Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с ранними мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). К космогоническим мифам примыкают эсхатологические мифы, - рассказы, пророчества о конце мира. Мифология хотя и находится в тесной связи с религией, отнюдь к ней не сводима, а является её базисом, включая в себя в качестве нерасчлененного, синтетического единства зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, научных представлений о мире и человеке. Также специфике мифологического мышления и языка (метафоричность, претворение общих представлений в чувственно конкретной форме, то есть образность) – и разных форм искусства, и, прежде всего словесного.
  Одна из стадий подготовки к ковке – присыпание золой, для оттяжки ненужных веществ.
  Кур – показание горного происхождения этого божества.
  Возможно, образный термин, не относящийся к действительному булату, а символизирующий стойкость и непоколебимость.
  ЛН, № 18-а, с. 64; Гацир Шанаев, ССКГ, IX, 2, с. 16-18, примеч. 1.
  Видимо, более правильная смерть Батраза, это смерть меча в море.


Рецензии