Рахманинов. Всенощное бдение. Диптих

                после прослушивания "Всенощной" Сергея Рахманинова
                в исполнении Литовской классической капеллы под управлением
                Андреаса Мустолена (ноябрь 2016, Израиль)


"Глубокая озабоченность и тревога за судьбы родины, сознание бессмысленности жертв, боль и возмущение художника-гуманиста при виде человеческих страданий, приносимых чуждой и противной народным интересам войной,- все это вызывало у Рахманинова настойчивые поиски нравственного идеала, служащего опорой в тяжелых жизненных испытаниях. Этот идеал Рахманинов искал в твердых и постоянных устоях народной морали, которую он стремился воплотить в своей «Всенощной».
                (Ю. Келдыш)


Взовьётся древнерусский глас
под своды зала... Колокольный,
звенящий зов, чтоб боже спас,
чтобы простил нас, своевольных!

Чтобы живущим на земле
дал ощущение бессмертья,
беззвестный голос в синеве
иерусалимской пел на свете...

И вот уже не стало стен
и обнялись земля и небо, -
великой музыке взамен
переплетая быль и небыль...

Я в синем омуте души
на дальних хорах пребываю.
И это я пою в тиши,
и предо мной - земля нагая,

чей первородный грех велик,
а войны - нам во искупленье!
Над миром протянул старик
длань бога. И затихло пенье.

***

Я пела в юности под арками, я пела!
Я пела музыку, которая летела

от дальних отсветов судьбы, души касаясь, -
такою маленькой сама себе казалась...

Я пела в юности Всенощной силы бденье,
за всю непрожитую жизнь прося прощенье,

за все дороги, что взовьются серпантином,
за все разлуки, что с тревогами едины.

Я пела музыки рахманиновской звуки,
ещё не зная, как повиснут в горе руки,

когда покинут меня близкие-родные,
взвалив на плечи мне все тяготы земные...

Познала горечи измен и расставаний,
и вкус внезапных перемен и расстояний!

Я пела в юности под сводами, не зная,
что заключалась в этих звуках жизнь земная.



на иллюстрации картина Микалоюса Константинаса Чюрлениса "Ладонь бога" из цикла "Сотворение мира" (1905-1906)


Рецензии
Спасибо, дорогая Виктория, за любовь к музыке С. Рахманинова и содержательно-философские стихи.
Мир Вашему дому!. Нелли

Нелли Мельникова   26.11.2016 15:15     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Нелли, за чудный отклик, за проникновенное чтение! С благодарностью,

Виктория 10   03.12.2016 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.