Край родной и любимый. Школа, идеология

  В Постановлении Высокогородецкого сельсовета от 11 июня 1944 года указывается, что вся политико-массовая работа возлагается на учительницу начальной школы Милованову, ей поручается выпуск «Боевых листков», проведение бесед. Уж, коль я коснулась темы образования, массово–политической работы, то разговор поведем о нашей деревенской школе. В ней было открыто четыре класса. Начальная школа – начало открытий маленького человечка, окно в большой мир познаний, в мир неизведанного, но интересного и нового. И от того, как сумеют первые учителя научить этого человечка смотреть на мир, смело и твердо шагать по дороге знаний, зависит его судьба в будущем. Наша школа начальная в этом отношении оказалась на высоте. Ее учителя сыграли немаловажную роль в жизни многих своих учеников.
  Стояла школа в центре деревни. Это был пятистенный дом со множеством окон, отчего внутри было светло с утра до вечера. Когда был построен этот дом, когда была открыта в деревне школа? На эти вопросы точного ответа нет. Из рассказов старожилов я сделала вывод, что школа заработала в тридцатые годы, но в архиве Абанской администрации обнаружился документ, датируемый 1929 годом, исходя из которого, стало понятно, что открыта школа была гораздо раньше. В этом документе–справке сказано, что в школе обучается 33 ребенка, из них 19 мальчиков, 14 девочек. Ишь, как хорошо! Не боялись мои односельчане обучать грамоте дочерей: видимо, хотели им лучшей доли, чем только уметь хорошо прясть и ткать. Из этих 33-х учащихся 8 – переростки с 1917, 1918 годов рождения. Всего в деревне насчитывали 22 переростка (так и написано в справке), из них трое знают буквы, 11 - неграмотные. Из справки Высокогородецкого сельсовета, в школе будут обучаться дети до 1935 года по 10–17 человек, причем девочек и мальчиков поровну, от одного до десяти. Значит, уже в те далекие годы об обучении задумывались на много лет наперед. Скорее всего, и здание под школу построили специально. Площадь помещения составляла, примерно, 60 квадратных метров. Дети учились в две смены, парты стояли в одной половине здания, другая служила раздевалкой и местом отдыха учащихся.
  Вот как вспоминает годы учебы Анна Евдокимовна Дядечкина. «На Бугре школы не было, и отец привез меня в Аржаво, определил на квартиру к Горнак Андрею Иосифовичу, своему давнему знакомому. Было это в 1935 году. Занималось нас в школе человек 20 первоклассников и третьеклассников. Учил Гринкевич Петр, второй класс - Богуцкий Василий Степанович, который работал в школе с 1930 года. В третьем классе меня учила Гречишкина Евгения Васильевна, в четвертом – Эдуард Данилович Ойнец (эстонец). За партой усаживали по двое, мальчика и девочку. Ой, как же я плакала, когда меня посадили за парту со Жвиковым Колей! Коля был сирота, ни папы, ни мамы, жил с сестрами, которые по своей молодости многое не понимали, не умели, не могли. Был он постоянно грязным, от него пахло дымом, и с таким мне надо было сидеть рядом три, четыре урока. Но кто–то же должен был с ним сидеть? Поплакала и смирилась с решением учителя. В те годы нам преподавали арифметику, русский язык и географию, называемую тогда естествознанием, иногда рисовали. Писали мы перьями, что вставляли в простую ручку и карандашами на разных бумажках, обертках и иногда на тетрадях. Чернила разводили из сажи или лиственной коры в маленьких баночках. Дети с желанием ходили в школу, всегда внимательно слушали учителя и запоминали все, что он говорил. Сильно балованных ребят не было. Самым страшным наказанием для ученика за провинность было удаление из класса.
  14 октября 1936 года на Президиуме Абанского райсовета стоял вопрос «О работе школ для взрослых». В докладе было сделано замечание председателю колхоза «Восточно-Сибирская правда» Алексеенко Павлу Зиновьевичу, что он, как руководитель хозяйства, не уделяет должного внимания на ликвидацию неграмотности в деревне. Слабо следит за работой учителей и не отпускает взрослых с работы на занятия. В решении сказано: «…оживить работу по ликвидации неграмотности…» На очередном заседании Абанского райсовета 29 октября 1936 года утверждался бюджет на 1937 год. На просвещение (две школы) Высокогородецкого сельсовета выделено 3453 рубля, это, примерно, по 1726 рублей на каждую. Зарплата учителей составляла в те годы 40–50 рублей, на керосин для заправки ламп, на дрова для отопления школы.
  «Впервые переступил я порог своей деревенской школы 1 сентября 1943 года, в самый трудный год для нашей Родины, - вспоминает Василий Андреевич. Первой моей учительницей была Акимова Клавдия Львовна, которая вскоре уехала в Долгий Мост и передала свой класс Александру Павловичу. В последующих классах учили меня Пашкевич Зоя Матвеевна (в замужестве Горбачёва), Богуцкий Василий Степанович, Антонина Алексеевна Милованова и Алейников Бонифат Моисеевич. Писать мы учились на листочках в половину тетрадного листа. Никаких учебных пособий в школе не было. Книжный шкаф, что стоял в углу комнаты, был пуст. Учителя сами, что могли и как умели, рисовали, писали, клеили и мастерили, чтобы на уроках была хоть какая–то наглядность».
  «Василий Степанович, худощавый мужчина высокого роста с добрым лицом и спокойным характером очень любил детей, много интересного нам рассказывал и не наказывал за слабо выученные уроки, а внимательно смотрел в глаза, и от его взгляда становилось стыдно,- вспоминает Татьяна Федоровна Ващенкова. Детей в школе было много, человек 40, поэтому учились в две смены. Вторая смена учащихся занималась при свете керосиновой лампы. В годы войны очень трудно было всем, школа какое–то время не работала из–за отсутствия дров».
Деревенские ребятишки военной поры. Сколько их было?! Ходили они в школу бог весть в чем, с ввалившимися от недоедания глазами. Одевать и кормить их стало некому: отцы многих полегли при освобождении России, Белоруссии, Украины от немецко-фашистских захватчиков, матери днями на колхозной работе. Утешением была школа. Она отогревала детские души, чтобы в них не погибли ростки доброты и братства, на которых держалась деревня.
  23 апреля 1944 года на сессии Высокогородецкого сельсовета рассматривается вопрос «О готовности школ к учебным занятиям». Выступала по данному вопросу учительница Милованова Антонина Алексеевна, которая рассказала о положении дел в Низкогородецкой школе, что дети фронтовиков плохо питаются, бедно одеваются и надо бы им оказать посильную помощь. Она предложила организовать школьный огород, на котором дети – учащиеся станут работать весной, летом и осенью, а урожай овощей возможно будет использовать на питание школьникам. Сессия сельсовета обязала председателя колхоза «Восточно-Сибирская правда» Алексеенко П.З. и учительницу Милованову организовать школьный огород, семена добыть у родителей, обеспечить школу дровами в мае. Не знаю точно, был ли такой огород организован или нет. Василий Андреевич утверждает, что не был, Анна Евдокимовна говорит, что был огород возле Горелого околка и позднее он станет колхозным. Но как бы там не было, на следующих сессиях подобные вопросы больше не ставились. А вот вопрос о денежных средствах для Низкогородецкой школы ставился и не раз.
  Из отчета бухгалтерии сельсовета 20 декабря 1944 года следует, что при выделении 1330 рублей на школу, израсходовано 1372, перерасход составил 36 рублей на дрова. В годы войны учителя – мужчины были призваны на фронт, детей грамоте обучали женщины. После уроков ребята часто помогали взрослым на полях и на зернотоке, о чем и вспоминали выше бывшие ученики.
В 1945 году в деревню приехал учитель Алейников Бонифат Моисеевич. Его семья в семь человек поселилась в доме Курбацкого Сергея, что находился рядом со школой. Новый учитель небольшого роста, ходил с тросточкой, был человеком незаурядных способностей. Очень деятельный, активный, общительный, интересный собеседник и хороший фотограф, он оставил о себе добрую память. Старые фотографии наших родителей – его рук дело.
  В школе Бонифат Моисеевич провел большие изменения. Он срочно выпустил из школы всех переростков, приобрел для школы учебные пособия и организовал художественную самодеятельность, в которой сам был и режиссером, и участником. Под его руководством готовились большие и маленькие пьесы, спектакли и ставились на деревенской сцене. Учитель готовил доклады, с которыми выступал перед жителями, проводил торжественные собрания, митинги и праздничные демонстрации. Колонны демонстрантов Бонифат Моисеевич оформлял сам лозунгами, плакатами, флагами. В такие праздничные мероприятия он увлекал не только школьников, но и их родителей.
Часто он организовывал дискуссии с тружениками по разным вопросам жизни. В 1948 году Алейников Б.М. ставит вопрос перед депутатами Высокогородецкого сельсовета о пристройке к зданию школы, скорее всего это планировался тамбур, о строительстве туалета для учащихся, дровяника и ограды вокруг школы. На сколько я помню нашу деревенскую школу пятидесятых годов, ограда была, туалет был из бревнышек сделан, в здание школы мы попадали через тамбур, построенный из теса и который сдерживал холодный воздух. Но уже 10 апреля 1950 года на заседании Высокогородецкого сельсовета Алейников просит перестелить пол в школе, сделать придел из трех стен, отремонтировать завалинки и перекрыть крышу. На очередной сессии 11 июня 1950 года было отмечено положительное решение вопроса о Низкогородецкой школе. Все запланированное было сделано.
  Вокруг здания под руководством Алейникова были высажены тополя и елочки, которые сегодня шумят над Камнем Памяти. В классах повсюду были посажены комнатные цветы. Они росли в горшочках, бочонках и в ящиках. Цветы не мешали учебе, наоборот, они создавали уют, ощущение присутствия на природе, освежали воздух.
  «Трудно было с ним»,- вспоминала техничка школы с 1950 года Алексеенко Екатерина Григорьевна. «Школу надо было натопить к семи часам утра, пол должен быть желтеньким, лампы заправлены, цветы политы. Конечно, старалась сделать так, как требовал Бонифат Моисеевич».
Детей учил он с первого года своего приезда с учительницей Миловановой Антониной Алексеевной, с 1947 года - со Слепцовым Владимиром Максимовичем, а с 1952 по 1958 год - с дочерью Лидией. В первом классе я училась у нее. Это была очень спокойная и добрая девушка лет 22-х. Лидия Бонифатьевна преподавала только русский язык, арифметику и чтение. Других уроков я не помню. Наверное, их не было.
  В 1958 году Алейников ушел на пенсию и семья уехала из деревни. Школу принял молодой педагог Стулов Александр Иванович, который тоже оставил о себе добрые воспоминания. Александр Иванович ввел единую школьную форму, спортивную форму, добавились уроки физкультуры, пения, труда и истории. Я вспоминаю, как мы, учащиеся второго класса, с удовольствием вышивали на белых салфетках по рисунку, что делала Нина Васильевна, жена Александра Ивановича, учительница первого и третьего классов. В классе мы пели под аккомпанемент молодого учителя на мандолине.
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной на век любимый,
Где найдешь еще такой?»
 
   Пели и другие песни всем классом, но эта очень полюбилась мне. Уехали через два года и супруги Стуловы в Ново-Успенку. А их место в школе заняли другие, в основном это были девушки, мужчин и парней больше не было. Поработав год, два, девчата находили своего суженого среди деревенских парней и увозили их с собой. Татьяна Николаевна вышла замуж за Дядечкина Владимира, Лидия Ивановна - за Демиденко Василия, Мария Филипповна соединила свою судьбу с Романович Владимиром, Фаина Капитоновна - с Петрович Владимиром. Анна Григорьевна Ластович, выйдя замуж за Дядечкина Павла Павловича, осталась на земле предков Дядечкиных и продолжает работать в школе, но теперь уже в Новоуспенской, и учит грамоте детей своих первых учеников. Работали в школе Лимонова Валентина Семеновна, Лимонова Людмила Ивановна, Петрович Михалина Степановна, Стукалова Лидия (отчество не помню).
  Смотрю на фотографию учащихся Низкогородецкой школы 1939 года. Коллектив большой, лица кажутся незнакомыми. Но вглядимся внимательнее в эти лица и мы обнаружим сходство своих детей и внуков, и даже самих себя, со многими учащимися. Юная Аня Метелица, она же Анна Евдокимовна Дядечкина, Дядечкина Катя, она же Горнак Екатерина Федосовна, Дядечкина (Мясоедова) Нина Федоровна, Василевская (Дядечкина) Вера Никитична, Демиденко Мария Тимофеевна, Дядечкина Татьяна Никифоровна, Курбацкий Николай Ефимович и многие другие ребята, будущие наши мамы и папы. Одеты ребята кто во что, но одеты все нормально. На фотографии более позднего времени мы находим хорошо знакомых нам односельчан. Петрович Лена, Лахмоткина Люба, Горнак Зоя, Труханенко Люда, Демиденко Вася, Василевский Володя и их молодая учительница Петрович Михалина Степановна смотрят на нас из 1965 года и верят в свое светлое завтра. Школьная форма с белым фартуком у девочек, белые воротнички и красные галстуки на шее. Внимательный и спокойный взгляд в объектив фотоаппарата. Дети, дети! У каждого своя судьба, свой жизненный путь.
Если учителя учили детей грамоте, то технички создавали и поддерживали уют, чистоту и порядок в школе и на ее территории. Демиденко Федора Карповна, Романович Татьяна Ивановна, Алексеенко Екатерина Григорьевна и Петрович Мария Андреевна безукоризненно выполняли обязанности истопника, сторожа, технички и садовода Низкогородецкой начальной школы. Столько должностей в одном лице! А зарплата начислялась женщинам от 20 рублей (в 1939 году) до 80 (в 1972). Трудились, не роптали и нареканий за свою работу не получали, как не получали и поощрений. Хорошо исполняешь свои обязанности – молодец! И не более того. Такое было время, хотя сегодня не лучше.
О своей школе мы часто вспоминаем, обсуждаем, спорим. Я часто вспоминаю, как Миша Кондрашов в первом классе на вопрос учителя: «Что, дети, было задано домой? - отвечал смешно. «На дом задом…» И не могла его учительница переубедить: «на дом задом» и никак иначе.
«А знаете, как наказывали нас за двойки?» – спросила Нина Иванюта. «В субботу обычно учительница выстраивала нас в коридоре, называла имена отстающих и отличников, а затем давала в руки отстающим учащимся - мальчикам мандолины и предлагала играть плясовую, а девочки -
двоечницы должны были плясать». Представляете картину? Мальчики бьют по струнам – девочки пляшут, а кругом ребята – ударники и отличники, они же и зрители, наблюдают за происходящим. Я долго смеялась над таким наказанием. Надо же было так придумать!? Физически не больно, а морально чувствительно. Учи уроки – плясать не будешь. Такова мораль.
Менялись учительские кадры, но путь на качественное обучение сельских ребят оставался единым. Получив изначально хорошие знания, ребята легко учились дальше. Маленькая деревенская школа, благодаря умению и старанию ее педагогов, выпустила сотни мальчишек и девчонок с хорошими знаниями, стремящихся к большим высотам.
  Ее бывший ученик, Лахмоткин Василий Викторович окончил Новоуспенскую семилетнюю школу с Похвальной Грамотой, окончил Канское политехническое училище и стал замечательным строителем. Василий Викторович строил Черногорский комвольно–суконный комбинат, построил город Заринск в Алтайском крае, свою мечту строить он полностью осуществил. Кроме усидчивости и огромной тяги к труду, природа наградила нашего односельчанина музыкальным талантом- он хорошо играл на баяне, на аккордеоне, дарил приятные минуты отдыха деревенским танцорам.
  Лахмоткин Михаил Викторович и Демиденко Николай Семенович посвятили свою жизнь военному делу. Горнак Андрей Владимирович и Дядечкин Павел Павлович стали агрономами, а Дядечкин Михаил Семенович приобрел специальность водолаза и работает на судоремонтном заводе в городе Красноярск. Дядечкина Зоя Семеновна – инженер–технолог, работала на радиозаводе, Дядечкины Александр Семенович и Александр Иосифович, закончив сельскохозяйственные учебные заведения, предпочли заниматься предпринимательской деятельностью. Тамара Васильевна Задорожная (Лаптиенко) стала техником–строителем, а ее брат Николай, - шофером, мастером холодильных установок на рыболовецких траулерах. Большинство других учеников, закончив высшие учебные заведения и техникумы, приобрели специальности учителей, инженеров, врачей, режиссеров, механиков, а проще, специалистов высокого класса.
А сколько было в деревне своих трактористов, шоферов? Каждый второй дом имел таковых. Закончив ПТУ, получив диплом, молодой паренек получал в колхозе машину или трактор и… в путь за опытом. Погорельский Алексей, тогда 17-летний парень, а ему доверили машину и свои жизни - десятки колхозников, которых он возил на покос, на Лермонтовские поля, через гору, и он ни разу не оплошал, машина послушно работала в его руках. В кабине машины веселый, улыбающийся шофер Лешка, а в кузове – уверенные в шофере, довольные пассажиры. За хорошую работу молодого шофера неоднократно премировали ценными подарками.
  Тракторист Горнак Сергей Владимирович при годовом плане вспашки 984 гектара, по данным бухгалтерии Ключинского совхоза за 1976 год, вспахал – 900. И это было начало его механизаторского пути. После Армии Сергей окончил курсы шоферов и несколько лет отработал шофером в совхозе «Ключинский». В настоящее время его фотография заняла достойное место на Доске Почета тружеников а/о «Сибирь». Сменил Сергей Владимирович железного коня на красавцев – рысаков и ухаживает за ними. Вместе с Дядечкиным Валерием Павловичем, замечательным человеком и трудолюбивым рабочим, который с машины тоже пересел на коня, Сергей Владимирович кормит, поит, чистит и бережно сохраняет стадо. Залюбуешься, когда кони – красавцы бегут по улице, а особенно здорово, когда проезжает тройка вороных или пегих. Как на картинке, просто загляденье: гордая осанка, упитанные, сильные, они не бегут, а танцуют. Кони сегодня - снова основная тягловая сила в деревне.
Владимир Прокопьевич Лаптиенко много лет работает скотником дойного гурта в первом отделении а/о «Сибирь». Летом хорошо накормит, напоит коровушек – есть и молочко, зимой подвозит вовремя корма, раздает, на работу не опаздывает и не прогуливает. Владимир всегда при деле, постоянно куда–то спешит, что–то делает. С Доски Почета акционерного общества на окружающих смотрят добрые и внимательные глаза труженика земли нашей сибирской. Сын Лаптиенко Прокопа Афанасьевича и Веры Васильевны, наш односельчанин, работает не за награду, а по велению сердца и по совести.
А я продолжаю рассказ об учениках нашей маленькой школы. Дядечкин Владимир Семенович – сын Семена Емельяновича и Елизаветы Афанасьевны, автор книги «Родная поскотина», член коммунистической партии России, активный борец за справедливость, социальное равенство, дружбу и братство народов, учитель истории Иланской школы, призер конкурса школьных рисунков 1950 года и просто мой родственник. Коммунист Дядечкин ведет активную борьбу за право народа на труд, бесплатное образование и лечение. Его статьи обличают хапуг, лжедепутатов и руководителей страны, разваливших социалистический строй. По другому жить он не может. Владимир Семенович видел натруженные руки матери, видел усталую походку отца после рабочей смены шедшего домой. Он хочет лучшей доли своему народу. После семилетней школы юный Владимир поступил в Иланское железнодорожное училище №2, закончив которое, получил специальность помощника машиниста поезда. Работал по специальности некоторое время, потом работал в Депо. После Армии – снова в Депо. Но вот чем–то привлекла медицина и молодой, но серьезный парень поступает в Красноярский медицинский институт. Окончив два курса, Владимир вдруг понимает, что это не его стихия и бросает институт. Жажда знаний, поиски ответов на многие вопросы манят Владимира Семеновича в педагогический институт на исторический факультет. И он окончил Красноярский педагогический институт, стал учителем истории. Думаю, что из него получился прекрасный учитель, добрый, справедливый и знающий. Хотя Владимир Семенович мой односельчанин и родственник, узнала я его совсем недавно, на одной из встреч в Низко-Городецке. Спокойный и уверенный в себе, статью в отца, лицом в мать, он притягивает к себе собеседника простотой общения и знаниями истории страны и культуры. В 2004 году наш односельчанин отметил свой семидесятилетний юбилей. Надо было видеть и слышать, как чествовали его единомышленники по партии, интеллигенция города Иланск, близкие и знакомые люди и, конечно, родственники. Было сказано много хороших слов благодарности пожеланий жить и творить. Радостно, что по жизни с Владимиром Семеновичем рядом идет замечательная женщина – жена Тамара Ивановна. Я от души желаю им здоровья и добра!
  Далее я приведу выдержки из газеты «Красное знамя» за июнь 1996 года. «После окончания в 1987 году Красноярского сельхозинститута вернулся в родное село дипломированный специалист Горнак Андрей Владимирович. Поначалу Андрей был агрономом на 1-е отделении а/о «Сибирь», часто заменял в периоды отпусков и командировок управляющего. А с 1993 года самостоятельно успешно возглавляет его. Его уважают труженики за чуткое отношение к людям, за ответственность, деловитость и дисциплинированность. «Хлеб – основа жизни» - считает Андрей и работать надо так, чтобы он всегда был на столе». Молодой специалист говорил: «Сто раз поклониться надо земле, чтоб хлеб ежедневно был на столе». Андрей успевал управиться с делами не только на своем отделении, но и присутствовать на репетициях драмкружка, вокальной группы и хора. Ни одно мероприятие в Доме культуры села Ново Успенка, в котором жил с семьей Андрей Владимирович, не обходилось без него. Теперь его нет с нами: устало биться его молодое сердце и остановилось. Но в памяти сельчан он всегда останется веселым, добрым и отзывчивым другом, отцом, сыном и братом. Стихотворение, что написал коллега по работе и кум Андрея Владимировича, подтверждает мои слова.
«Живших ты продолжил списки и ушел не в срок.
От души родных и близких оторвался клок.
От родных, с отцова дома, что всего родней
В мир ушел ты незнакомый, в бесконечность дней.
Жил ты честно, не лукавил, подлость знал, подчас.
Все и всех ты нас оставил, но остался в нас.
Беспокойств тебе досталось, дел невпроворот.
Бесконечной жизнь казалась в череде забот.
Пустота образовалась. Неуютно в ней.
От утраты боль осталась у жены, детей.
Доброту свою большую ты делил на всех.
Вместо резких слов и гнева выбирал ты смех.
Добрые дела остались, что любил всерьез.
Все в селе с тобой прощались. Было много слез.
Что случилось – не поправить. Спорить как с судьбой?
Но успел ты след оставить добрый за собой.
Жаль, что выпало расстаться. Но в потоке дней
Суждено тебе остаться в памяти людей.

   Еще об одном ученике нашей маленькой школы мне хочется рассказать в книге. «Достоин представлять районный депутатский корпус», - написала районная газета «Красное знамя» в феврале 2006 года. Это о нем, нашем земляке, сыне Иосифа Никифоровича и Нины Михайловны, правнуке Герасима по отцовской линии и праправнуке Фадея по материнской – Александре Иосифовиче Дядечкине. Все в Абанском районе знают его, как руководителя крестьянского хозяйства «Мана». Начинал он в 1990 году с 560 гектаров земли, часть которой засеял пшеницей, другую - люцерной. Думал Александр Иосифович развивать животноводство, но через три года понял, что это не его дело. Решил посвятить себя земледелию, растить хлеба. Какая нужная и мирная работа!? Хлебороб! Однако, это еще и очень трудная работа. Сколько надо вложить труда и пролить пота, чтобы вырастить хлеб? А если непогода? В 2004 году урожайность на полях фермера (какое ж чужое и холодное слово!) Дядечкина составила 35 центнеров с гектара. И если бы не подвела погода, то получил бы за 40 на круг. Вот это урожай!? Такого урожая не имел колхоз, на полях которого работал механизатор Иосиф Никифорович – отец Саши. Сегодня у нашего земляка три тысячи гектаров земли, одну тысячу засевает по пару, другую по зяби, третью оставляет «парить». У него много техники, тракторов, комбайны «Енисей», автомобили «Камаз», есть база, мельница и коллектив рабочих в количестве 30 человек. В период сезонных работ численность рабочих увеличивается в два раза. На мельнице перерабатывается свое зерно на муку и 80% ее вывозится за пределы района. Александр ведет в своем хозяйстве строительство необходимых объектов. Очень много времени уходит на все хозяйственные дела в крестьянском ООО «Мана», но молодой фермер находит время и для депутатских дел. Вот уже два созыва Александр Иосифович избирается народом депутатом Абанского поселкового совета. Ответственный и принципиальный депутат, он очень внимателен к нуждам народа. Поддержит, поможет не только морально, но и материально. Однако, Александр не любит о своей помощи рассказывать всюду. Помогает от души, по велению сердца. Я же расскажу «по секрету всему свету». При выпуске буклета «Родная поскотина» в 1999 году, Александр помог мне материально. Журнал вышел и быстро разошелся среди жителей. На мое предложение установить Памятник воинам–землякам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны, Саша не только дал согласие, но купил памятник, и его рабочие установили. Меня же он предупредил, что если я жителям сообщу на празднике о его спонсорстве, то больше никогда не получу от него поддержку. Тогда я сдержала слово, а сегодня говорю всем землякам: «Вот какой щедрый и добрый, ответственный и скромный вырос Человек на нашей Аржавской, не совсем плодородной земле».
Восьмого декабря 2004 года на краевом совещании министр сельского хозяйства России А.Гордеев вручил нашему земляку Дядечкину именные часы, на которых выгравировано: «А.И. Дядечкину за огромный вклад в развитие народного хозяйства». Землепашец, хлебороб, предприниматель и депутат А.И. Дядечкин переживает, что русский человек теряет духовность и веру, без которых не может быть России. Россия не должна погибнуть, как исчезла маленькая родина – Аржаво (Низко-Городецк). Александр - любящий сын, муж и отец. Своим близким, как и всем жителям «родной поскотины» он желает не терять веры и надеяться на лучшее.
Зоя Семеновна Дядечкина – правнучка Фадея. Никаких особых подвигов для своей деревни она не совершала. Просто жила в ней, работала, как все ее друзья и подруги, затем уехала в Красноярск, где и жила много лет. Но было в ней что–то яркое, светлое, чистое, что выделяло ее из общей массы народа. Не таилась, не пряталась за чужие спины, Зоя готова была помочь любому нуждающемуся в поддержке. Сама же себя не сберегла. Провожая в последний путь нашу землячку Дядечкину Зою Семеновну, я услышала от присутствующих на похоронах ее друзей очень много хороших слов о ней. На одном из многочисленных венков я прочитала: «Маме Зое от «Голубки». Это имя клуба скалолазов, в котором Зоя была активнейшим членом. Ее обожали в клубе, где она провела самые лучшие годы своей жизни. С одноклубниками она исходила все тропки и дорожки заповедника «Столбы». Зоя не гнушалась никакой работы, смело брала на себя ответственность за распределение обязанностей в походе, помогала слабейшим и начинающим туристам. Веселый по натуре человек, Зоя шуткой и песней вносила в коллектив положительные эмоции. Уважал Зою Семеновну и коллектив рабочих Красноярского радиозавода, где прошла ее трудовая жизнь. С благодарностью к ней относились родители, чьих детей нянчила она, находясь на заслуженном отдыхе. Зоя не забывала поздравить с праздником или днем рождения не только своих сестер и братьев, но и друзей. Она заботилась о племянниках, как о собственных детях, переживала неудачи в семьях родственников, помогала морально и материально. Соседи восхищались ее трудолюбием, когда она одна убирала от мусора территорию вокруг дома. Сорили многие, а убирала она одна потому, что не терпела беспорядка. В ее небольшой квартире царил идеальный порядок, каждая вещь имела свое место. В жизни Зоя была очень порядочным человеком, не любила хамства, лжи и предательства. Она дорожила дружбой с одноклассниками, организовывала с ними встречи. А как Зоя любила нашу маленькую родину, ее природу! «Как только сообщите мне о встрече на родной земле, я примчусь, приду…», - сказала она однажды. На очередной встрече Зои Семеновны Дядечкиной не будет. На одного хорошего человека в мире стало меньше. Светлая ей память!

До недавнего времени я думала, что в деревне не было молодежной комсомольской организации. Об этом же говорилось на сессии Высокогородецкого сельсовета в 1946 году, но в газете за 1957 год я нашла статью «Так работает молодежь» Виктора Дядечкина, секретаря комсомольской организации, которую я полностью приведу ниже, и я поняла, что организация в эти годы в деревне работала.
«Перед началом весенних работ в колхозе «Сталинский путь» было создано два посевных молодежных агрегата, возглавляемых Федором Дядечкиным и Михаилом Петрович. В агрегаты вошли сеяльщики – Виктор Гесс и Виктор Дядечкин, прицепщики – Владимир Дядечкин и Петр Зузенков. Молодые хлеборобы взяли на себя обязательства выполнять норму на 120%, однако его они постоянно перекрывали. Работая на тракторе «ДТ-54» со сцепом двух сеялок, при норме 38 гектаров, хлеборобы засевали в смену по 49».
Или другая заметка «Этого я обязательно достигну» из газеты «Трудовое знамя» за 23 марта 1958 года, Нины Василевской. «В Низко-Городецке на животноводстве работает в основном молодежь. Чтобы достойно встретить XIII съезд ВЛКСМ, юноши и девушки включились в соц. соревнование и взяли повышенные обязательства. Я решила получить в этом году по 16 поросят от каждой свиноматки. Судя по зимнему опоросу - 12–15 поросят, я имею полную гарантию на выполнение своего обязательства».
И еще заметки. «Работает на Низкогородецкой комсомольско-молодежной ферме дояркой Татьяна Дуденкова. Приняв группу нетелей, она с первых дней проявила трудолюбие и настойчивость. Шестнадцатилетняя девушка провела много бессонных ночей, принимая новорожденных телят и выпаивая их до двадцатидневного возраста. Не отставала она от своих подруг–доярок и по надою на фуражную корову. Одна тысяча пятьсот литров и не меньше. Сейчас Татьяна соревнуется с доярками из Тенчетской фермы, колхоза имени Жданова».
«С зимы 1954 года на ферме работает Кондрашова Нина. Прошло три года. Нина стала лучшей дояркой. Выполнив в 1957 году обязательство надоить 1700 литров от каждой фуражной коровы, она решила, что это не предел и можно надоить больше. Нужно только ответственно и с любовью относиться к делу», - пишет инструктор РК КПСС Соловьев в газете «Трудовое знамя» в январе 1958 года.
Вот как работали наши молодые комсомольцы! Как их на весь район славила районная газета! А нам сегодня остается удивляться, гордиться их успехами и радоваться, что такие люди жили с нами в одной деревне.
Была в деревне в послевоенные годы первичная парторганизация. Количество членов КПСС не знаю, данных нигде не отыскала, но думаю, что не много. С фронта вернулись воины – победители. Вот они–то, видимо, и составляли партийную организацию. С годами состав ее менялся. Одни уходили, другие - молодые, взрослели и вступали в ряды КПСС. В пятидесятые годы секретарем был Дядечкин Павел Моисеевич.
Председатель колхоза Сметанин хорошо отзывался о большой помощи парторганизации и секретаря лично в хозяйственных делах. И спрос за положение дел в колхозе был, как с председателя колхоза, так и с секретаря парторганизации. Поэтому, говоря об успехах и неудачах колхоза, рядом с фамилией председателя называли и фамилию секретаря. Партийная организация колхоза «Сталинский путь» проводила большую организаторскую и политико-массовую работу среди колхозников. Доклады к праздничным датам страны, беседы на международные темы, митинги, демонстрации и другие мероприятия планировались и проводились под контролем партийной организации. В решении многих хозяйственных задач председатель опирался на коммунистов деревни. Позднее, когда колхозы объединились, первичные парторганизации тоже объединились в одну, большую. В Низко-Городецке осталась партийная ячейка. Дядечкины Алексей, Андрей Никифоровичи, Павел Моисеевич, Петрович Степан Петрович, Горнак Владимир Андреевич – коммунисты этой ячейки. Теперь самостоятельно они не собирались на собрания и не решали вопросы своей бригады, а ежемесячно ездили в Ново-Успенку и рассматривали вопросы всего колхоза.
Я не помню, чтобы они за что-то агитировали, к чему–то призывали. Просто работали, как все, аккуратно платили партийные взносы и посещали собрания. Мне, кажется, что у членов партии отобрали самостоятельность при объединении и лишили их по–хозяйски решать вопросы жизни бригады.
Меня интересовал вопрос: была ли в первые годы образования школы пионерская организация? «Была, я сам был пионером», - ответил мне Василий Андреевич. «И образовали ее перед войной, в 38-39 годах. Красных галстуков тогда не было, и если у кого в семье был красный сатин, то из него шили галстук, но такая роскошь была не у всех, поэтому большинство детей не носили этот знак причастности к пионерской организации. Не было в школе ни горна, ни барабана, да и песен пионерских дети не пели. Все это появится гораздо позже, а точнее – после войны. В послевоенные годы пионеры на своих собраниях не только станут читать книги о великих людях и пионерах–героях, но будут собирать макулатуру, бумагу, металлолом и золу.
В пионерской организации хорошо была поставлена тимуровская работа, помощь престарелым жителям. Пионеры были активными участниками демонстраций и митингов в деревне, проводимых учителем Алейниковым совместно с партийной организацией.
В пятидесятые годы пионеры носили на груди обязательно шелковый алый галстук и значок. Пионерская атрибутика в эти годы свободно продавалась в магазинах и стоила недорого: галстук – 75 копеек, значок – 35. Знаками причастности к пионерии дорожили дети, бережно носили и ценили их.
Гораздо позже, в семидесятые годы можно было увидеть пионера с порванным и грязным галстуком. И что удивительно, хозяина таких вещей ничуть это не смущало.


Рецензии