Вот так и живу

О жизни в деревне я мечтала очень давно, и, выйдя на пенсию, стала узнавать у знакомых, где можно приобрести недорогое жилье в сельской местности,…… но никаких моих средств на предлагаемую недвижимость не хватало.



И если честно, то больше всего я хотела перебраться в карельское селе Вешкелица - это удивительно красивое место, находящееся среди многочисленных водоемов. Толи это ламбушки, то ли маленькие озерца. Прелесть состоит в том, что каждый дом стоит на берегу, тропинки и мостики к воде спускаются отовсюду.
Я представила себе, как буду вечерами сидеть на берегу с удочкой и любоваться несравненной здешней природой.



Мечты мои развеялись от баснословных цен на, давно заброшенные, древние постройки, со сгнившим фундаментом. Село Вешкелица находится на трассе между Суоярви и Петрозаводском, что очень удобно для столичных жителей, да и красота, в паре с чистым воздухом, тоже сыграли не последнюю роль в стоимости жилья.
Сами старинные карельские домишки, в которых жить из-за их ветхости было бы просто невозможно, продавались дорого только благодаря земле, на которой они стояли.
Хозяева участков сносили, по сути, памятники старины, и возводили новые дома.

Ну а я, побывав как то, у родственников в п. Пийтсиеки, узнала, что у них приходит в негодность старое жилье родителей, ну и попросила на законных основаниях прописать меня туда, тем более, что из-за ветхости его все равно никто бы не купил. Дети помогли мне в течение года привести полдома в порядок, и вот уже десять лет я проживаю в деревне. В плотную к дому растет лес, а в метрах трехсот от него живописнейшее  озеро – место отдыха, купания и рыбалки односельчан.
При переезде, мне Пийтсиеки казался не самым лучшим вариантом, хотя и находился всего в 18 километрах от Суоярви. Во-первых, построен он, можно сказать на болоте, а рядом огромный карьер по добыче щебня…..так, что о чистоте окружающей среды можно было только мечтать. Но выбора не было, и я стала обживаться на новом месте.

Конечно Суоярви, хоть и маленький, но все же город: благоустроенное жилье, туалет и вода дома, паровое отопление……одно не устраивало меня – две хозяйки на кухне!
Муж к тому времени уже был, умерши, но со мной жили дочка и внучка. Марина только развелась с мужем (не сложилось у них), ну и конечно возвращаться было некуда, кроме как к родной маме. Спустя какое то время, у нее начали налаживаться отношения с хорошим молодым человеком, а квартирный вопрос на тот момент был неразрешимый. Роль старшей хозяйки, а проще – «золушки» меня никак не устраивала, да и мешать молодой семье не хотелось.



Тут как раз подвернулся вариант с Пийтсиеками и мое большое желание жить в гармонии с природой – все очень удачно сложилось.
Хотя многие знакомые потом говорили мне, что я совершила большую глупость, оставив квартиру дочери, и перебравшись на старости лет (в мои то пятьдесят) одна, в деревню.

Не скажу, что было легко! Трудностей хватало…. да они и сейчас есть, но я ни на минуту не пожалела о переезде в сельскую местность.

Разве может город заменить такое близкое общение с природой, о котором я так мечтала!
Прогулки по лесу, вдыхание свежего воздуха, наполненного ароматом сосновой и еловой хвои, хрустящая листва под ногами, и неописуемая карельская красота, в разное время  года.



Любимая рыбалка на берегу тихой ламбушки, или с удочкой в лодке, где отражаются, «остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер!» А потом варишь уху на костре и любуешься великолепными закатами и рассветами, коротая «белые ночи» в теплой компании друзей и близких. Разве можно в такое не влюбиться!

Да многие горожане просто мечтают о такой жизни! А походы в лес за грибами – это  занятие по душе любому! Карельские ягоды (с комарами) хоть и трудно собирать, но зато приятно и вкусно потом зимой есть, многим нашим сельчанам, сбор дикорастущих -  хорошее подспорье заработать денег.

Морозной зимой хоть и приходиться чистить много снега, но зато как прекрасны лыжные прогулки, в компании веселых подруг……румянец во всю щеку и вокруг такая благодать!
Об этом я уже писала в миниатюре «Лыжная прогулка».

Весной я не могу дождаться, когда же можно идти в лес, просто обожаю побродить по мягкому мху и первой травке, прижаться к любимым березкам, послушать пение птиц.
В мае собираю березовый сок, не заготавливаю, просто пью, пока идет (он очень полезен), чуть позже рву сосновые и еловые почки, варю вкуснейший лечебный сироп для профилактики и лечения простудных заболеваний.
В июне начинается клев…… как же за продолжительную снежную зиму, успеваешь соскучиться по дерганью поплавка! Здешние окуни хоть и мелкие, но такие вкусные в первой летней ухе, да и кот ест их с удовольствием. 

Весь летний сезон лес преподносит нам свои дары: сначала морошка, черника, голубика, потом малина, следом брусника с клюквой. А уж грибы, как  начинаются  в конце июля урожаем лисичек, белых и подосиновиков, так и заканчиваются только в сентябре сбором волнушек, серушек да груздей. Только не ленись, и будешь с хорошим запасом на зиму. Желающие собирают в летние месяцы лечебные травы, их тут множество. Любители - охотники всегда могут подстрелить в разрешенный период тетерева, куропатку, а если повезет, то и глухаря.



Вот и поведала я вам немного о нашей карельской природе и ее дарах……теперь расскажу о своем повседневном житье – бытье...
Участок рядом с домом достался мне неважный – кругом болотина, но я все же ухитрилась отвоевать  кусочек суши для маленького картофельного огородика и грядок с овощами. Посадила кусты с крыжовником, черной и красной смородиной, вырастила сливу, перевезла из города яблоньку. Теперь, спустя десять лет,  вся моя семья угощается летом разными ягодами, включая и клубнику. В том году собрали первый урожай слив, но холодной этой зимой оно примерзло…..очень надеемся, что поправится. По не многу, стали собирать яблоки - таких ароматных у нас в магазине не купишь!



Я не очень-то хороший аграрий, не всегда бывает богатый  урожай, но решила, что не стоит из-за этого расстраиваться…..зато сердце всегда радуют яркие клумбы с многолетниками, любимыми бархатцами, анютиными глазками и астрами.
А еще у меня растут неприхотливые кусты и деревья: калина, малина, шиповник и рябина с боярышником, которые  весной украшают мой маленький садик своими цветами, а осенью одаривают вкусными и полезными плодами. 

Во дворе найдется место и для игр с внуками, есть открытая веранда на свежем воздухе, где можно уютно посидеть с родными или подругами, попить чайку с пирогами, а иногда,  побаловаться и самодельной легкой ягодной наливочкой с шашлычком под музыку……




Налаживать быт мне, конечно, помогают дети, каждый год приходиться что-то обновлять …..сарай и туалет, построенные десять лет назад, уже требуют ремонта, прогнили мостки…..в этом году часть поменяли на плитку.  В прошлое лето обвалившийся забор заменили на сетку, а еще каждый год надо заготовлять дрова, и носить воду из дальнего колодца (своего, к сожалению пока не осилили)…..продолжать о возникающих многочисленных неполадках, можно до бесконечности.

 
Все упирается в нехватку денежных средств….. моей пенсии, как не крути, на большой ремонт дома, даже с экономией, никогда не хватит,……а у детей свои семьи, и тоже хватает трат, материально помогают по возможности.
Одной, без поддержки близких, было бы очень трудно, а так потихоньку все вместе справляемся с разными проблемами, по ходу их появления и срочности  решения.
Если не лениться и хорошо подумать, можно всегда обойтись малыми средствами – сообща легко и горы свернуть!



Когда я только приехала в Пийтсиеки, больше всего меня волновал не быт, а то, что я здесь совсем одна……не считая родственников, которые живут на другом конце поселка, за два километра от меня……
Переезд на новое место жительства в любом возрасте – это в какой-то мере стресс, и я тоже очень переживала.
В Суоярви у меня остались подруги, да и работа в городе отвлекала, но мне все равно не хватало общения, я немного скучала……правда это продолжалось не долго.

Однажды, когда я наводила порядки во дворе, мимо, по дороге проходила пожилая женщина, с тарелкой выпечки  в руках….. подойдя к калитке, она первая завела разговор. Так состоялось мое знакомство с Тетей Галей (Г.А. Стрельцовой), которая сначала угостила меня наивкуснейшими калитками, а уж потом немного рассказала о себе. Так началось мое знакомство с жителями села.
Словоохотливая Галина Александровна поведала мне о соседях, живущих рядом, заодно по секрету поделилась их недостатками и достоинствами.)))))
На нашей улице жила и дочка моей новой знакомой, Людмила, с которой мы сразу сдружились. Все они оказались удивительно добрые и отзывчивые люди, с которыми было приятно общаться.

Именно с Галиной Александровной впервые я попала на рыбалку нашего местного озера, она показала мне лучшие места клева, познакомила со здешним лесом и поводила по запутанным тропинкам. Благодаря ей я узнала, где можно собрать чернику и морошку, а уже позже вместе с Людой мы искали в хвойном бору белые грибы.

Я бесконечно благодарна моим соседям, за то, что они первые пошли мне навстречу и  всегда предлагали свою помощь! Да и сейчас ничего не изменилось.
Когда я уезжаю в отпуск или в Суоярви с ночевкой, именно т. Галя следит за домом и кормит моего кота. Дай Бог здоровья ей и рукодельнице Людмиле, мимо двора, которой летом так просто не пройдешь, гостеприимная хлопотунья обязательно зазовет на чаек.

Здесь в поселке очень приветливые люди….. в первый же год я познакомилась и с Натальей Л, теперешней моей лучшей подругой. Ее профессия – библиотекарь, и она тоже первой подошла к нам с мамой, позвала погреться в помещение, видя, что мы замерзли, дожидаясь опаздывающего автобуса на Суоярви.
Улыбчивая и доброжелательная, мгновенно расположила к себе, в дальнейшем Наталья пригласила меня в литературно объединение «Парус», которое было создано 40 лет назад.
Клуб посещали семьями, устраивали тематические вечера, обсуждали новые поступления книг, готовили веселые номера к праздникам и юбилеям. Были и те, кто сами сочиняли стихи, писали очерки о заслуженных работниках, некогда гремевшего на всю Карелию, Пийтсиекского леспромхоза.



Это сейчас в поселке меньше тысячи человек, а в далекие  60-70 десятые годы здесь было 4000 тысячи населения, кипела бурная насыщенная жизнь. Приехавшие сюда в послевоенное время вербованные из Белоруссии и Украины создавали вместе с местным карелами интернациональные семьи. Население росло, заработки были хорошие, условия для жизни тоже…….так, что обосновался народ тут надолго. Все пришло в упадок, как и везде в СССР, в девяностые…молодежь уезжала, теперь на селе живут в основном пенсионеры, в школе учатся 60 ребятишек (а раньше 600 человек занималось).

Потихоньку уходят навсегда в мир иной старожилы…… все сплошь, передовики производства. Вот и в «Парусе» осталось всего десять женщин, но основные традиции мы поддерживаем прежние, сами оборудовали при библиотеке  «Карельскую горницу» украсив ее вышивками, поделками и утварью старины – получилось ЗДОРОВО! Теперь каждый житель может зайти сюда полюбоваться необычной красотой.
Мы здесь собираемся на разные литературные мероприятия, отмечаем юбилеи и праздники.



, Готовим номера к выступлению в Клубе, по-новому он называется «Культурно-Досуговый центр». Тут же же проходит традиционная  Библионочь, каждый год с новой тематикой, посвящаем ее бывшим республикам СССР. А еще мы возродили  клуб рукоделия, и каждое воскресение собираемся на посиделки с вязанием и вышиванием.
Кроме того мы все дружно ходим в Клуб на репетиции, недавно создавшегося хорового коллектива «Кружева», где с удовольствием разучиваем русские народные, и песни современных авторов.
Регулярно поем на концертах к праздникам, и выезжаем выступать в соседние поселки.
При Культурно-Досуговом центре есть две группы по шейпингу, в одну из которых ходим мы, пенсионерки – в другую девочки по моложе, регулярно проводим между собой спортивные состязания, побеждает как всегда дружба!





Летом компанией, мы любим, отдохнуть с удочками на местном озере, варим уху, купаемся и загораем, обязательно отмечаем праздник Ивана-Купала (о котором я писала раньше). Осенью до снега ходим в лес, дышим насыщенным хвойным ароматом, устраиваем пикники с горячим чаем.

Вы не поверите, но в поселке жизнь у меня идет активнее, чем была в городе. Скучать некогда!
Помните, как по приезде в Пийтсиеки, очень переживала о том, что никого тут не знаю……
Не могла и подумать, что совсем скоро обзаведусь новыми подругами, с которыми очень дружны. Девчата приняли меня в свой коллектив литературного объединения  «Парус», как родную!



Если в большом городе некоторые люди не знают в лицо своих соседей по этажу, то в поселке все знают друг друга – дети, в отличии от города, ВСЕГДА, здороваются со всеми взрослыми.
В этом и прелесть деревенской жизни! Повторюсь, я ни минуты не пожалела о том, что уехала из города жить поближе к природе.



Мной уже было рассказано о доме и нашей дворовой территории, но есть на участке одно замечательное место, которое без сомнения обожает вся наша семья – это конечно баня!

Как только я переехала в деревню, желание построить свою баньку, не покидало меня никогда.


Раньше в Пийтсиеках работала общественная баня, она была большой радостью для односельчан, отличная парилка славилась на весь поселок……. фанаты попариться ездили сюда, даже из Суоярви.
Но с закрытием леспромхоза, содержание ее для сельского поселения стало непосильной ношей…… из-за элементарного безденежья  энную закрыли, не особо заботясь о том, где теперь будет народ принимать необходимые «водные процедуры».
Вот и пришлось сельчанам, не долго раздумывая, строить собственные баньки, удовольствие это не из дешевых.
Многие люди и до сих пор ходят мыться к соседям (естественно не даром). Большим семьям помывка обходится в копеечку……в поселке, где 50% безработных и столько же пенсионеров, кое-кому приходиться ходить в баню раз в две недели.

Я тоже первые два года мылась у родственников….у брата своего отца, Володи. За что им огромное спасибо..живут они очень далеко от меня, что не совсем удобно, ведь после парилки уже нет никакого желания топать по холоду на другой конец поселка. Последний год мне любезно предложила «купаться» у нее моя новая знакомая Галина, живет она на нашей улице «Красной» и никогда не брала плату (за что я ей очень признательна). После помывки мы непременно пили чай с принесенными мной сладостями и пирогами…..теперь и я в свою очередь приглашаю к себе в баню свою подругу Наталью с неизменной, после баньки «чайной церемонией»…..




Я рада, что мы во время построили баню, шесть лет назад у меня ушло на это примерно 50 тысяч рублей…..сейчас цены возросли многократно, и нам точно такое необходимое удовольствие было бы просто не по карману.
Баня получилась самая обычная – моечная и парилка вместе, плюс маленькая раздевалка…..но нас это устраивает. Мы все обожаем париться, хотя я не могу уже в полной мере (по состоянию здоровья) долго находиться в жаре, но от удовольствия погреться на полку, не откажусь никогда.



Дети со своими семьями каждую субботу обязательно приезжают в баню. Все мы уже не представляем, как можно без нее обходиться! Сын и дочка часто привозят своих друзей, которые просто «балдеют» от парилки, разгоряченные, обливаются летом холодной водой, а зимой с удовольствием барахтаются на пушистом снежке.



А я с радостью жду детей и внуков в гости и встречаю их с неизменными пирогами.
Летом все приезжают пораньше и обязательно помогают мне по хозяйству. Особенно любит бывать у нас один из друзей Саши…..и сразу предлагает свою помощь, во дворе многое сделано именно его «золотыми» руками.
- Тетя Таня! Я готов на любую работу…..только бы ехать к Вам в деревню! – говорит всегда Николай – Очень мне здесь нравится!
А так как Коля, большой любитель пирогов, всегда везет с собой муку….на гостинцы)))
За чаем, после бани, мы любим с ним поговорить о жизни.
- Тетя Таня Вы мне как вторая мама!
- А ты мне как сынок! – отвечаю я с благодарностью, и все журю его, за то, что он никак не женится….а уж давно пора.
- Да вот все никак не получается – грустит парень.



А ведь как его любят мои внуки! Он постоянно с ними возится! Иногда  мы всей «толпой» едем в лес или на рыбалку…..Коля заядлый рыбак, так, что если он с нами – уха из щуки на костре будет обязательно!
Когда дети заняты серьезной работой во дворе, я с внуками иду побродить в местном бору….или, если позволяет погода,  веду их купаться.
Очень любят оставаться Аленка с Костей у меня на ночевку, занятий во дворе у бабушки для них навалом….с удовольствием помогают мне убирать и складывать дрова и поливать грядки.
.Старшая внучка Александра тоже обожала, в школьные годы, проводить лето в деревне, обзавелась кучей подруг…..и даже познакомилась с местным мальчиком.
Теперь, живя в Петрозаводске, она с удовольствием приезжает помыться в баньке, и поесть бабушкиных пирогов……жаль, что это бывает не так часто, как хотелось бы, столица от нас находится за 150 км, да и работа у нее посменная…….

А совсем недавно в семье сына родилась прелестная девочка, значит, у меня появилась еще одна внучка (третья)! Так, что снова надо начинать все сначала, чему я бесконечно радуюсь.
Достаю с чердака убранные игрушки для самых маленьких, вяжу пинетки да шапочки, и качая на руках крошечную Полинку, с удовольствием вдыхаю, уже подзабытый запах младенца, от которого приятно кружится голова!
Наши дети и внуки! Вот оно будущее! Вот оно наше счастье!......


Вот и вы, читатели, теперь тоже узнали кое-что о моей сельской жизни, кому было интересно, тот прочел до конца, кто не дочитал, я не обижусь,……писала больше для своих потомков. Обязательно постараюсь сделать печатное издание, хотя бы в виде брошюры, чтобы детям и внукам оставить на память.
Вот так и живу……

На снимке наша любимая банька,а кругом лес чудный.....как в сказке!


Рецензии
Прочитала с интересом про ваш переезд и знакомство с соседями! Искренне рада за вас, что в вашей жизни появились хорошие люди, которые показали все прелести жизни в деревне и много развлечений ❤
Карелия действительно сказочный город, будто в сказке живешь❤
Спасибо Вам большое, что делитесь своими историями! Душа радуется за Вас!
Пусть только хорошие люди будут всегда с Вами ❤

С уважением и теплом ❤

Ал Стэн   29.03.2024 21:46     Заявить о нарушении
Алина, спасибо за прочтение и отзыв! Много воды утекло с тех пор, как писала рассказ о себе, много изменилось...
С теплотой,

Татьяна Самань   30.03.2024 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.