1. Сигма утверждает

О фильме Хуциева «Июльский дождь», о спорах по поводу него, о том, какие мысли и чувства он будит написал один из членов клуба «Сигма», скрывшийся за псевдонимом Н. Ленская.

«Июльский дождь» из отечественных фильмов последнего времени, пожалуй, единственный, вызвавший столько споров. Одни отрицают его полностью, другие превозносят. «Сигма» предоставила возможность высказаться обеим сторонам, устроив обсуждение фильма.

Предлагались ориентировочные темы: работа оператора Германа Лаврова, использование музыки в фильме. Немало «дискуссионной взрывчатки» закладывалось в вопрос: Хуциев или Антониони?

Но разговора, в котором всё было бы разложено «по полочкам», не получилось. Слишком не прост для этого фильм и по своей форме, и по содержанию. Говорили о другом.

– Я начну с заставки фильма. По-моему, это ключ… Знакомая суета московских улиц, озабоченные лица, звуки транзистора. И вдруг – тишина, лицо мадонны. Высокие страсти эпохи возрождения, которые люди должны нести в себе, и современная суета. Что, уже не те идеалы? Звучит тема рока из «Кармен». Что трагедии не будет, потому что не те конфликты?

Так по мнению одного из выступающих, авторы фильма уже в первых кадрах говорят о темах, которые они выбрали. Именно темах, потому что фильм многоплановый.

Вот компания, в которую приходят Лена и Володя. В ней можно вести себя непринуждённо, собрались современный люди, у которых, как сообщает энциклопедичный Владик, в среднем триста знакомых. Всё хорошо. Всем как будто весело. И вдруг – лицо хозяина дома. Целая судьба! Может быть, именно с этих кадров начинается в фильме тема одиночества?

В сцене смерти отца вспомните, например, майора и его жену… Перешёптывание об электричке, о билетах, о своём…

И нашёлся только один человек (брат, знакомый, дальний родственник – не все ли равно?), который вошёл в комнату с искренним сочувствием. И тогда истинную боль почувствовали все…

Но, может быть, внутреннее одиночество – не болезнь, о которой можно исцелиться, а норма? Тогда чего же ищет Лена? Рядом с нею человек, которого можно охарактеризовать привычной фразой «лучший представитель». Деятельный, порядочный, симпатичный. Сделанный из «современных материалов», почти честный. Таких много в жизни. Недаром же кто-то из выступающих сказал о нём и его компании: «Хотите, фамилии назову». Он внешне непогрешим и внутренне утилитарен. Именно отсутствие духовного начала у Володи убивает его отношения с Леной, позволяет ему брать жизнь способами, которые подсказывают только обстоятельства.

– Может быть, получив всё, что хотел, получив независимость к 50 годам, Володя позволит себе быть и совсем честным, как это нередко бывает.

Разве это не тема, которая сегодня волнует? – спрашивает один. Его мысль продолжает другой:

– У людей разные ценности. Всегда так было. Всегда так будет.  Это – не открытие Хуциева. Самое главное – фильм остро направлен против внутренней опустошённости, бездуховности. Если хотите – против современного мещанства…
Из зала добавляют: «Интеллектуального мещанства».

– Нет, Хуциев не принимает обесценивания чувств, он протестует, – одно мнение.

– Хуциев говорит, что духовные ценности извечны, но их нелегко нести, – мнение другое.  И были такие ещё и ещё. Аргументированные и просто высказанные, как утверждение или формула.

Взрыва, которого ожидали в начале обсуждения, так и не произошло. И не потому, что не просили слова те, кто фильм зачёркивает. Просили. Но на третьей минуте сами расписывались в беспомощности или пошли на компромисс.

А разговор продолжался. Говорили о ёмкости кадров. Об интересном образе Алика, которого сыграл Ю. Визбор. Говорили о музыке Баха и Бизе в фильме. О том, почему кинопрокат признал ленту «не кассовой». Говорили о социальных мотивах и социальной направленности фильма.

И последнее, что было отмечено в тот вечер, но уже относится не к фильму. В Академгородке привыкли к тому, что «Сигма» рекомендует, «Сигма» предлагает. В этот же раз клуб убеждал и агитировал.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/25/1745


Рецензии