Воспоминания 31 или День рождения

А лето заканчивалось. Пыльное, жаркое, ярко и победно солнечное с раннего, прохладного и росистого утра, до приятно утомлённого, роскошного, украинского, мягкого сельского вечера, какого больше нигде нет и не может быть. Медленно, неспешно и неслышно наплывают сумерки и пропитывают всё мироздание, целиком и полностью. Тихо и спокойно вокруг. Тихо и спокойно на душе. Так бы и сидел где-нибудь, в тени, на скамеечке и бесконечно ждал, когда затеплятся окна в успокаивающихся после жаркого дня хатах, а на небе засверкают нескончаемые россыпи звёзд. Много звёзд – скоро осень…

Странно, что это приближение осени, а, значит, и школы, и уроков, и домашних заданий, совершенно меня не тревожит. И, даже, наоборот, я с удивлением обнаруживаю в себе что-то вроде мазохистского томления по неминуемым и многочисленным насилиям над моей драгоценной свободой и независимостью!

Мама постепенно прикупает всё, что необходимо для школы – тетрадки, учебники, карандаши, перья для ручки... Особенно мне, почему-то пришлась по душе большущая, граммов на триста, бутылочка с чернилами. Я, зачем-то, периодически выдвигаю ящик нашего, общего с Юрой, письменного стола и любуюсь на этот чернильный, неисчерпаемый источник будущих домашних и классных работ.

Полностью пришедшие в негодность, с одним стёклышком, с намертво скреплённой гвоздём и многократно обмотанной изолентой переносицей, мои верные очки, заменены на новые. Наверное, заменена и одежда и обувь, но эти незначащие моменты моя пацанская память совершенно игнорирует!

Все мои друзья – товарищи съехались в родной Козелец и несказанно этому рады. Зачем же было уезжать? Ну, не странные ли люди?

Мы с удвоенной силой бросаемся во всевозможные наслаждения, которые только может предложить это прекрасное время – переход от лета к осени. На зорьках великолепно клюет карась. Боба привёз какую-то невиданную удочку с бамбуковым удилищем и длинным, двуцветным поплавком. Мы немедленно её опробовали на многочисленных Козелецких ставках и остались довольны – вещь! Боба горд и счастлив. В этом году он идёт в первый класс. Мы с Витькой, на правах старожилов и бывалых учеников, вводим его в курс дела, не без лёгкого запугивания, естественно. Витька туманно намекает, как жестко наказывают нерадивых учеников, а я утвердительно и мрачно храню молчание.

Небольшие, но рясные, ласковые дождики пробуждают к  жизни колонии многочисленных грибов и мы, предводительствуемые моим старшим братом, периодически снабжаем свои семьи изумительно пахнущими, вкуснейшими лесными деликатесами.

Нами досконально обследованы всевозможные фруктовые деревья в Козельце и близлежащих посадках. И как только мы все поголовно не отравились этими, еще не до конца созревшими, грушами и яблоками!

И все эти наши роскошества, все игры и забавы, несут, при полной своей беззаботности, какой-то привкус скорой школьной поры. Мы накопили огромные запасы сил и энергии и готовы, хоть сейчас, вступить в сражение с новой школьной премудростью. Да и по школьным товарищам, конечно, успели соскучиться.

Что еще нужно человеку для счастья? Позади – прекрасное летнее, бесконечное приключение, впереди – интересная и, хоть и трудная, но от этого только более притягательная, пора новых открытий и личных достижений, как в учебе, так и во всё более усложняющихся, дружественных, школьных взаимоотношениях.

Ну, вот и прозвенел очередной школьный звонок и мы, всей возбуждённой и галдящей гурьбой, расходимся по родным классам, пахнущим таким знакомым, ностальгическим запахом мела, парт, доски, учебников и чернил.

Все мы хоть немножко, да подросли, все покрыты неистребимым, здоровым загаром. Моя соседка, Верочка Яковлева, так и пышет еле сдерживаемым весельем и энергией. Нашей дорогой и любимой Ольге Семёновне стоит немалых усилий ввести своих ретивых учеников в жесткие рамки дисциплины и начать повторение, которое, как известно, мать всех учений…

Ох, и почему так быстро заканчиваются все эти первичные восторги и начинается обычный, немного рутинный и порой надокучливый процесс монотонного и непрерывного вползания на невероятно огромный и высоченный Монблан знаний!

И опять, опять эти домашние задания не дают, как следует, окунуться в прекрасную осеннюю пору, которую я, почему-то, еще больше ценю, чем жаркое, щедрое солнечное лето! Может, потому, что промежутки досуга огорчительно укорачиваются из-за школьных нагрузок и от этого становятся еще драгоценнее и милее? Не знаю, но уж очень мне нравится ясная, солнечная, и, в то же время, прохладная осенняя пора, с неброским, влажным ароматом хризантем и всепроникающим, сладковато-горьким запахом дымка от сжигаемых лиственных куч. И небо совершенно другое, не по-летнему ясное и спокойное, только-только еще несущее в себе намёки крутого осеннего ненастья. Ну, и еще, конечно, мне очень нравится эта пора из-за такого прекрасного события, как мой замечательный и долгожданный день рождения!

Мне почему-то особенно запомнился этот праздник, причем он прочно ассоциировался с ясным, солнечным, субботним днём. Я недавно перепроверил во всезнающем Яндексе и убедился, что день моего рождения, третьего октября шестьдесят четвёртого года, действительно приходился на субботу!

Просыпаешься с утра в приподнятом, праздничном настроении. Мама хлопочет на кухне, готовит что-то вкусное. К моему дню рождения специально выкармливаются пара пушистых, упитанных кроликов, которых мы с Юрой периодически навещаем в нашем сарае и подкармливаем свежей травой. Нас еще совершенно не ставят в тупик вопросы об этичности и правильности употребления в пищу своих домашних, ласковых и забавных, питомцев – ведь затушенный по всем правилам нашей непревзойдённой кулинаршей, матушкой, кролик изумительно вкусен и просто тает во рту!

А тут еще и индюшатина из собственного птичника, и домашние, пышные, просто потрясающие пирожки со всевозможными, сочными и пахучими, начинками, которых я больше никогда и ни у кого не пробовал и, увы, уже не попробую…

А голубцы! Нет, я просто обязан отдать должное этим потрясающе вкусным произведениям моей матушки – огромные, почти с ладонь взрослого человека, сочные, пропитанные изумительным ароматом, от которого у меня кружится голова. Да я её просто теряю! Ведь это же невозможно передать человеческой, обычной, бедной речью! Как они тают в моём жадном рту, как они просто поглощают меня - целиком и без остатка! И вот ведь беда, так беда – нигде и никогда я больше не смогу отведать этого чуда из чудес… Помню, какое неизбывное отчаяние и огорчение охватывало меня всякий раз, как я, не удержавшись, отведывал это божественное блюдо у какой-нибудь другой хозяйки! Это даже не было бледным подобием голубцов моей дорогой матушки, это было просто полное и окончательное фиаско, конец всех концов и капут всех капутов! Так что, впоследствии, я просто стал обходить своим вниманием подобные муляжи, если где-либо с ними сталкивался. Чтобы не расстраиваться…

Всё это будет запиваться морем лимонада и, в довершение, ярко дополняется неслыханным и редчайшим у нас деликатесом – вкуснейшим, сочным, сладким виноградом!

Подарки уже не имеют никакого значения, тем более, что эти взрослые, ну, совершенно ничего не понимают в наших, пацанских мечтах и чаяньях! Так и норовят подарить какие-нибудь, никому не нужные, ботинки или, там, пальто!

Но я хорошо помню, что больше всего меня радовали даже не исключительно вкусные угощения, не приятные детские подарки, а сама атмосфера праздника, всегда пронизывающая наш дом в такие дни. И не важно, мой это день рождения, или чей-нибудь другой.

Но сегодня-то был именно мой праздник!

В гости были торжественно приглашены мои ближайшие друзья – Витька с Бобой и еще пара хороших товарищей из класса. С Юрой мог прийти его интересный друг, Володя Гарбуз – силач, красавец и умница, что не часто случается в нашей с вами жизни. Фотографии Юры и Володи неизменно красовались на доске почета нашей Козелецкой школы №2, о чем ваш покорный слуга не мог даже и мечтать... Ну, а взрослая компания меня мало волнует – всех я отлично знаю и совершенно не стесняюсь, с удовольствием предвкушая своё излюбленное занятие – тихонько и вдумчиво прислушиваться к каждому слову этих замечательно-интересных людей.

Итак, всё шло как нельзя лучше, пока, у кого-то, уж не знаю, с какого перепугу, не появилась идея, что я должен, ну, просто обязан, пригласить на свой долгожданный праздник мою соседку по парте, Веру Яковлеву! А это еще зачем? Взрослая тусовка начинает утверждать, что это, почему-то там, просто необходимо сделать – все так делают! Интересно, что это за дураки такие - специально портят себе праздники, приглашая каких-то противных девчонок? Вера, допустим, еще не самая противная, но ведь – девчонка! Вон, и Витька Корчагин как-то недовольно морщится, хотя там, в Городне, за ним просто гоняются целые кучи этих самых девчонок, но ему даже и в голову никогда не приходило приглашать их на дни рождения! Конечно, чего доброго, они и там будут пытаться его всего исцарапать…

Но настроение у меня прекрасное и я готов обнять и пригласить на свой праздник весь мир! Юра, как полномочный и законный посланник именинника, отправляется на важную миссию – вежливо передать моё нижайшее приглашение осчастливить нас своим присутствием и т.д. и т.п. Я же продолжаю, со своими лихими товарищами, длить удовольствие, в ожидании начала банкета.

Юра возвращается довольно скоро – трёхэтажный дом, в одной из квартир которого живёт семья моей соседки по парте, совсем недалеко от нас, если мчаться на велике с важной и почётной миссией. Госпожа Вера прибыть не может и шлет свои нижайшие поклоны и поздравления. Расстроенный за всё наше, оскорблённое таким брутальным отказом, семейство, Юра повествует, что он уже почти что уговорил эту фифу, но всю малину испортила подружка, которая, задействовав всё своё женское врождённое коварство, отговорила мою потенциальную высокую гостью от столь лестного приглашения, и сказала, что, чем скучать в компании этих дураков - мальчишек, гораздо лучше продолжить увлекательнейший квест по пеленанию и переодеванию кукол, чем эти дуры и занимаются всё своё свободное время!

Ну, это ли не удача?! Праздник – удался!


Рецензии